Сегодня хотела рассказать про один очень интересный тест — таблицы Шульте, который быстро проверяет уровень концентрации, распределения и переключения внимания. С его помощью можно не только оценить свое внимание, но и хорошо развить его.
Прежде чем перейти непосредственно к диагностике внимания, дам небольшую теорию:
Что такое внимание? Это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном.
Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания:
- Сенсорное внимание — обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
- Моторное внимание — обусловленное сосредоточением на движениях.
- Интеллектуальное внимание — обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.
С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью, затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.
Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.
Кроме этого, внимание не одинаково у детей и взрослых.
У дошкольников, в отличие от взрослых — непроизвольное внимание, т е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса — нет и внимания.
- Преддошкольный возраст (до 3 лет). Младенцев привлекают световые, звуковые и механические раздражители внешнего мира, которые тесно связаны с его общим уходом (купанием, кормлением, одеванием и т.д.). Например, увидев маму и почувствовав, как она его берет на руки, чтобы покормить, кроха задерживает свой взгляд на ней. Позже начинает улыбаться и издавать радостные звуки, как только увидит или услышит ее ласковый голос.
- Младший дошкольный возраст (3-4 года). С возрастом непроизвольное внимание начинает развиваться в своем многообразии, когда малыш все больше и больше знакомится с окружающим миром. Внимание возникает и удерживается по мере проявления интереса ребенка к игрушке, к родителям, к другим детям. Манипуляции с игрушками постепенно сменяются сюжетными играми, ребенок может играть примерно 15-20 мин самостоятельно, если ему ОЧЕНЬ интересно.
- Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Непроизвольное внимание становится более многообразным и охватывает множество сторон жизни ребенка (дом, детский садик, отношения с родителями, с бабушками-дедушками, со сверстниками и другими посторонними людьми). Чем чаще ребенок бывает в обществе, тем больше у него возможности развить свое непроизвольное внимание.
- В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно формируется произвольное внимание — способность ребенка выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить.
К 7 годам произвольное внимание уже должно сформироваться. Это одно из условий для успешного обучения в школе.
А теперь давайте проверим себя и своего ребенка. Есть замечательная методика: таблицы Шульте. Она нам поможет проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.
Как выполнять тест?
Итак, что собой представляют таблицы Шульте? Внизу вы видите 5 таблиц с разбросанными хаотично цифрами. Задача — как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем, взрослым достаточно пробежать по ним глазами.
Чтобы легче и удобнее было, вы можете для себя скачать таблицы Шульте (в формате PDF, размер 387,7 Кб), распечатать их на принтере и вырезать каждую таблицу отдельно.
Интерпретация результатов
Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы. Лучше будет, если кто-то отметит время, в то время как вы пройдете весь тест, не отвлекаясь.
Затем постройте кривую утомляемости, которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.
Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей. i — это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
---|---|---|---|---|---|
10 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет и старше | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек.
Степень врабатываемости вычисляют так:
ВР= Т1 / ЭР
Если у вас результат меньше 1,0 – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра — тем больше времени вам нужно для подготовки к конкретному делу.
Психическая устойчивость или выносливость определяют так:
ПУ= Т4 / ЭР
Если вы получили цифру меньше 1,0 — выносливость хорошая. Чем больше данная цифра — тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.
А вот сами таблицы Шульте:
Напоминаю: можно скачать таблицы Шульте
Далее я расскажу о том, как легко и просто натренировать внимание и его отдельные свойства (концентрацию, распределение, переключаемость) не только детям, но и их мамам и папам 🙂 А чтобы не пропустить интересный и полезный пост — подпишитесь на RSS!
Татьяна, спасибо за тест и информацию. Единственное, не очень понятно как же интерпретировать результаты в баллах (ЭР) — чем выше балл, тем лучше? Странно, что этот пункт без комментариев.
можно задать вам личный вопрос?
Ирина, можно на почту (раздел Контакты)
Хочу показать Вам одну программку которая сама создаёт любое кол-во самых разных тестовых таблиц Шульте. Заполучить её можно по адресу: https://lianinfo.narod.ru/shulte/progashulte.html
Спасибо за комментарии по работе с таблицами Шульте. Сейчас занимаюсь этим вопросом — нужно поработать над скоростью чтения моей дочери.
извините, мы были 3 месяца очень далеко от РС… моему сыну в мае исполнилось 6. он умеет считаь на 3-х языках до 100 свободно. в августе мы идем в спец.школу. именно поэтому я решлиа на всякий случай протестировать его… но результаты не могу сравнивать ни с момими ни с детьми 7-9 лет, ведь это уже совсем другой уровень усидчивоасти и концентрации! но если нет возможности подсчитать результаты для младшего возраста, не страшно…но было бы любопытно.
а как же проверить по таблицам ребенка 5-6 лет? возраст тут указан от 10? или 7-10…
Возраст с 7 лет и старше.
Таблицы даются только тем детям, кто свободно владеет счетом от 1 до 25 и прекрасно знает цифры.
Если путается (нетвердо знает цифры или счет не автоматизирован) — результаты не будут достоверными.
Отличный сайт. Жаль, что его не было когда дети были маленькими. Сейчас они заканчивают школу уже.
Таблица отличная! Мы в школе скорочтения ее делали, она действительно ускоряет чтение и у детей и у взрослых. Спасибо, Татьяна, что выложили эта полезность 🙂
Ваш сайт — это золотая жила для меня. Можно опять скачать бесплатно таблицу Шульте. Как же вы добры.
Маша, я рада вам :-), приходите еще, много полезного найдете.
Подписалась на рассылку по RSS