В кризисный период трехлеток (а это бывает от 2 до 4-x лет в зависимости от психического развития ребенка) все чаще родители слышат от любимого чада: “Я сам!”, “Я хочу!”
А когда родители на чем-то настаивают, прежде соглашавшийся малыш вдруг начинает возражать и протестовать: “Не хочу, не буду!”. Порой доходит до абсурда 🙂 Например, ребенку очень хочется что-то сделать – мама, видя его невысказанное желание, спешит исполнить его и с изумлением наталкивается на сердитое отрицание.
Одни родители спокойно воспринимают этот сложный период и стараются давать больше самостоятельности ребенку в разумных пределах. Прогноз развития отношений между такими родителями и их детьми в целом благоприятный.
А вот с теми мамами и папами, которые плохо еще понимают своего ребенка, которые не успели перестроиться по отношению к подрастающему крохе – приходится весьма несладко. Им еще нужно поработать над самим собой, над своими отношениями с крохой.
Одной из наиболее распространенных ошибок – это излишняя опека вплоть до того, что ребенку достаточно о чем-то попросить или просто показать указательным пальчиком – родители мигом бросаются на помощь. Если и не они, то бабушки-дедушки частенько грешат такой сверхотзывчивостью.
Вот семь коротких способов (или правил), которые нужно придерживаться, чтобы развить самостоятельность ребенка:
- Для самых маленьких, которые еще ползают (да-да, самостоятельность нужно поощрять с раннего детства 🙂 ). К примеру, игрушки, до которых они способны дотянуться, должны лежать так, чтобы ребенок предпринял некое усилие, соответствующее его возрасту, и добрался до них. Тем, кто пытается сесть или встать на ножки – помогаем минимально, ровно столько, чтобы он смог начать нужное движение.
- Дайте ребенку возможность рискнуть. Плюс обеспечьте минимально необходимую страховку от ушибов. Не стоит бояться, что кроха упадет. Ведь каждое падение – это опыт. Нельзя все время оберегать ребенка от падений – правильнее всего будет учить его выставлять вперед руки, падать правильно.
- Не жалейте потраченного времени, которое вы выделяете ребенку на то, чтобы он успел что-то сделать самостоятельно: например, застегнуться или поесть. Многие родители просто закипают внутренне, видя, как их малыш все делает ужасно медленно. Им проще самим одеть-переодеть, накормить и т.д., чем дожидаться, когда кроха сам закончит. На самом деле наберитесь мудрого терпения, памятуя о том, что данное умение скоро превратится в автоматизированную ПРИВЫЧКУ, которая в будущем значительно сократит время на ее выполнение. Всегда смотрите на несколько месяцев вперед! 🙂
- Доверяйте малышу нетрудные “взрослые” задания: помыть тарелку, смахнуть крошки со стола, подмести пол и т.д. Пусть все делает неумело, не ругайте, если что разобьет нечаянно. Поверьте – ваши детки этот инцидент намного острее переживают и относят к своей личности. Поэтому в сердцах высказанное крепкое словцо в адрес малыша отзовется глубоким потрясением и обидой, отобьет всякое желание помогать. И исправить это очень сложно.
- Если вы видите, что ребенок стремится делать то, что он раньше никогда не делал – не спешите пугаться, ойкать, его останавливать. Будьте просто рядом и готовы подсказать, если что не получится. Например, ваш кроха еще ни разу не возился с тряпочкой, чтобы помыть пол, как вы. А он уже успел опустить в это ведро кухонное полотенце, так “кстати” оказавшееся у него под рукой. 🙂 Не отгоняйте его от ведра с водой – лучше покажите, ЧЕМ и КАК правильно это сделать. Ваш карапуз все запомнит и будет просто счастлив помочь вам!
- По возможности всегда давайте ребенку право выбора. Об этом я уже неоднократно писала-рассказывала. Вместо того, чтобы решать за ребенка, что он наденет на прогулку или в садик – предложите ему выбрать из двух вариантов. Больше – не надо, зачем усложнять?
- Давать ребенку возможность принимать на себя ответственность за свои поступки. Например, если он забыл покормить котенка или не взял с собой нужную тетрадку для занятий – дайте ему шанс самому исправить ситуацию, не бегите вперед.
В целом все эти пункты можно свести к одному предложению: “Не делайте за ребенка ТО, что он МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ!” По-моему, вы это очень легко запомните. Пусть это будет вашим девизом! 🙂
Кстати, какие еще пункты вы можете добавить? Пишите в комментариях, будет отличный сборник рекомендаций по развитию самостоятельности! 🙂
Если понравилась статья – кликните внизу на кнопочки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями.
Хочется отдельно согласиться с советом «давать возможность рисковать» ребёнку.
Жаль, что многие родители не понимают, насколько важна для развития полноценной личности малыша возможность именно Самому что-либо делать!
Пусть даже следствием будет синяк или порванная футболочка — всё это пустяки в соразмерности с полученной радостью ребенка от совершенного поступка! =)
Наша ситуация похожа на описание Марии в первом комментарии. Ребенку скоро в школу, а он выработал иммунитет против уборки. Футболку одевает наоборот, а вчера даже штаны. Никакие обязанности по дому не хочет. Кроме подавать вилки на стол и то надо напоминать. «Мама, я хочу пить» на что приходится говорить, вон кувшин, налей себе…Мне тоже кажется, что я придерживалась ваших советов:) что теперь-то делать?
То, что самостоятельность — это важно, когда выросла первая дочка. Часто мы делали все за нее. Теперь вижу результат. И младшего трехлетнего сынишку приучаю к самостоятельности.
Ой, самостоятельность так важна!
Моему сыну сейчас 2 года — так он уже год как стоит на табуретке у кухонного стола и мешает все что можно ложкой.
А с полутора лет начал помогать мне утреннюю кашу варить (наливает молоко в кастрюльку, потом солит, сыпет сахар, дует на кипящую пену и всыпает крупу или хлопья)!
Все под контролем, но ведь САМ! и как радуется!
Если прольет водичку — сам бежит за тряпкой и размазывает лужу старательно…
Пусть сразу учится тому, что ему интересно — ведь какой помощник растет! )))
А вот у меня сынулька 3,4 очень любит убираться вместе со мной, полы моет, окна, пыль протирает, даже пару раз за плитой стоял блины переворачивал, но как только дело касается вещей, которые ему вроде по возрасту (убрать игрушки, одеться, раздеться, построить) только и слышишь «я никак, помоги». Вот такая двоякая самостоятельность
Татьяна, спасибо за интересную статью! Вы правы, самостоятельность нужно развивать уже на первом году жизни.
На мой взгляд, развивать самостоятельность ребенка можно в игре. Но для этого важно научить ребенка играть. Показывая игру, принимая в ней активное участие, ребенок начнет постепенно копировать действия взрослого, внедряя их в свою игру. Со временем можно заметить, что малыш увлекся и играет самостоятельно, вот тут лучше не вмешиваться и дать возможность проявить себя.
Рисунки, поделки также можно делать и вместе и давать полную свободу для фантазии ребенка. Поддерживая самостоятельность важно хвалить ребенка за то, что он делает сам, это будет хорошим стимулом и дальше развивать эти качества.
К сожалению, советы психологов и опытных педагогов (имею в виду себя 😉 ) не всегда действуют 100%.Дети разные, одному надо давать выбор, а другому комфортно,если за него решат…так и с трудолюбием, и усидчвостью…К тому же дети развиваются и изменяются в своём режиме: каждый ребёнок по своемУ графику,если можно так сказать.. Я, исходя из своего опыта, могу сказать, что «терпение и труд,всё перетрут».Надо просто стараться поступать с малышом правильно не смотрЯ ни на что, и в конце концов ребёнок (неожиданно для Вас) станет поступать-делать как вы его учите.Удачи!