Хочу поделиться двумя источниками, которые пригодятся приемным родителям. Да и не только им.
Как говорится, must have всем мамам и папам 🙂
«Хочешь, я буду твоей мамой»?
Книга Олеси Лихуновой, мамы 5 приемных и 2 кровных детей.
Честная и открытая книга в формате дневниковых записей.
Просто и своими словами Олеся описывает свою жизнь с родными и приемными детьми. Как она созревала в своем решении взять того или иного ребенка, сколько было мыслей и переживаний, как муж подключался к ее идее растить приемных детей.
И да, взять ребенка — это еще не все.
Тут и сложная адаптация к семье, к новым братьям и сестрам, и тернистое обучение в школе, когда, казалось бы, ребенку даются самые базовые вещи, но они оказываются недоступными для понимания.
Потому что он с раннего возраста прожил в закрытой системе детского дома, не предполагавшей нормальное физическое и психическое развитие.
А также нередко бывает медленное усвоение социально-бытовых норм в отношениях с окружающими.
Олеся мастерски применяет гибкий подход к каждому ребенку. Порадовали ее педагогические находки и психологические приемы в общении с каждым ребенком, найденные на интуитивном уровне.
Вот к примеру, как объяснить ребенку-второкласснику меры длины? Цитата из книги Олеси:
————
«Больше года (!) объясняю Гале разницу между сантиметрами, миллиметрами, дециметрами и метрами. Верёвочки разной длины нарезала, полоски из бумаги клеила, строительным метром размахивала – всё без толку.
Вроде, кажется, поняла, какие-то задания сделала, а в следующий раз уже снова путает или забывает.
И вот сегодня снова задания на сравнение: что меньше – 10 см или 10 дм?
Галя сидит с кислой миной.
Прошу:
– Галя, покажи сантиметр пальцами, сантиметр – это сколько?
Галя неуверенно раздвигает руки на ширину плеч. Всё ясно.
Говорю тогда:
– Галя, запомни, сантиметр – это жук. Дециметр – это хомяк. Миллиметр – это микроб такой, он как точка. А метр – это большая собака. Так что меньше, десять жуков или десять хомяков?
Галя радостно:
– Жуков, конечно!
И дальше пошло как по маслу.
Запомнили, что на спине у собаки помещается паровозик из 10 хомяков, на хомяке – 10 жуков, на жуке – цепочка из десяти микробов. Галя радостно выполнила все задания.
Всё-таки верёвочки разной длины для неё были слишком абстрактны, нужно было внести какое-то разнообразие. Она прямо оживилась, как будто то, что она считала непреодолимым, вдруг стало понятным. Надеюсь, теперь запомнит надолго…»
————
Книга есть на Литресе, в Лабиринте, Озоне, Читай-город и в других крупных книжных издательствах. Также можно найти в интернете отдельные главы и почитать.
Еще хочется отметить блог на Дзене, который так и называется:
Мать ненормальная
Навигация по каналу со статьями: https://zen.yandex.ru/media/id/5ddca83ccf927e718e2e4630/navigaciia-po-moemu-kanalu-60da91c4eb3bc06967736736
Людмила ведет блог на Дзене. Как она пишет о себе:
————
«…у меня два приемных ребенка.
Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 26 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно. Сыном при этом быть не перестал.
Сейчас живем с девочкой Сашкой полных 17-ти лет от роду. Живем уже пять лет. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. А начиналось все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться…»
————
Чем нравится блог — трезвым взглядом на жизнь и воспитание приемных детей-подростков.
Автор не строит воздушных замков и не рассыпается в умилительных чувствах.
Она уверенно направляет приемного ребенка на нужный путь, дает ему возможность делать ошибки и проживать последствия. Разумеется, все в пределах разумного.
Житейская мудрость Людмилы, ее доброта, отзывчивость, здоровый юмор, железная логика, адекватная оценка ситуации — все это делает процесс ее воспитания органичным для каждого ребенка, который попал в сложную жизненную ситуацию.
А вы знали, что…
— не все дети хотят в семью. Парадокс, но он есть.
— многим трудно принимать свои решения и делать свои выводы, не следуя общей толпе.
— не у всех сформировано понятие личного пространства/вещей/игрушек и себя, как отдельной личности.
— каждого взрослого (женщину) многие дети называют мамой без разбора.
— часто встречаются дети с расстройствами привязанности. И это серьезная проблема.
— у большинства детей нет понимания во многих бытовых вопросах.
Например, откуда берутся продукты, как появляется готовая еда и чистая одежда, как планируется бюджет, как зарабатываются и расходуются деньги.
В силу этого часто формируется потребительское отношение «жить на всем готовом» и неумение распоряжаться своими ресурсами.
— также у них недостаточно сформировано понимание жизненного цикла человека (от рождения до глубокой старости).
Например, редко задумываются о будущем, что они вырастут, станут взрослыми. Поэтому многие выпускники детских домов оказываются дезориентированными, не справляются с самостоятельной жизнью.
И это только часть непростых вопросов.
На них нужно обратить внимание каждому родителю. Как приемному, так и тому, кто готовится к этому шагу. Чтобы максимально сгладить негативные последствия, вызванные разлукой ребенка с биологической семьей по тем или иным причинам.