Сегодня хотела рассказать про один очень интересный тест — таблицы Шульте, который быстро проверяет уровень концентрации, распределения и переключения внимания. С его помощью можно не только оценить свое внимание, но и хорошо развить его.
Прежде чем перейти непосредственно к диагностике внимания, дам небольшую теорию:
Что такое внимание? Это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном.
Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания:
- Сенсорное внимание — обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
- Моторное внимание — обусловленное сосредоточением на движениях.
- Интеллектуальное внимание — обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.
С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью, затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.
Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.
Кроме этого, внимание не одинаково у детей и взрослых.
У дошкольников, в отличие от взрослых — непроизвольное внимание, т е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса — нет и внимания.
- Преддошкольный возраст (до 3 лет). Младенцев привлекают световые, звуковые и механические раздражители внешнего мира, которые тесно связаны с его общим уходом (купанием, кормлением, одеванием и т.д.). Например, увидев маму и почувствовав, как она его берет на руки, чтобы покормить, кроха задерживает свой взгляд на ней. Позже начинает улыбаться и издавать радостные звуки, как только увидит или услышит ее ласковый голос.
- Младший дошкольный возраст (3-4 года). С возрастом непроизвольное внимание начинает развиваться в своем многообразии, когда малыш все больше и больше знакомится с окружающим миром. Внимание возникает и удерживается по мере проявления интереса ребенка к игрушке, к родителям, к другим детям. Манипуляции с игрушками постепенно сменяются сюжетными играми, ребенок может играть примерно 15-20 мин самостоятельно, если ему ОЧЕНЬ интересно.
- Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Непроизвольное внимание становится более многообразным и охватывает множество сторон жизни ребенка (дом, детский садик, отношения с родителями, с бабушками-дедушками, со сверстниками и другими посторонними людьми). Чем чаще ребенок бывает в обществе, тем больше у него возможности развить свое непроизвольное внимание.
- В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно формируется произвольное внимание — способность ребенка выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить.
К 7 годам произвольное внимание уже должно сформироваться. Это одно из условий для успешного обучения в школе.
А теперь давайте проверим себя и своего ребенка. Есть замечательная методика: таблицы Шульте. Она нам поможет проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.
Как выполнять тест?
Итак, что собой представляют таблицы Шульте? Внизу вы видите 5 таблиц с разбросанными хаотично цифрами. Задача — как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем, взрослым достаточно пробежать по ним глазами.
Чтобы легче и удобнее было, вы можете для себя скачать таблицы Шульте (в формате PDF, размер 387,7 Кб), распечатать их на принтере и вырезать каждую таблицу отдельно.
Интерпретация результатов
Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы. Лучше будет, если кто-то отметит время, в то время как вы пройдете весь тест, не отвлекаясь.
Затем постройте кривую утомляемости, которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.
Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей. i — это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
---|---|---|---|---|---|
10 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет и старше | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек.
Степень врабатываемости вычисляют так:
ВР= Т1 / ЭР
Если у вас результат меньше 1,0 – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра — тем больше времени вам нужно для подготовки к конкретному делу.
Психическая устойчивость или выносливость определяют так:
ПУ= Т4 / ЭР
Если вы получили цифру меньше 1,0 — выносливость хорошая. Чем больше данная цифра — тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.
А вот сами таблицы Шульте:
Напоминаю: можно скачать таблицы Шульте
Далее я расскажу о том, как легко и просто натренировать внимание и его отдельные свойства (концентрацию, распределение, переключаемость) не только детям, но и их мамам и папам 🙂 А чтобы не пропустить интересный и полезный пост — подпишитесь на RSS!
Ваш сайт — это золотая жила для меня. Можно опять скачать бесплатно таблицу Шульте. Как же вы добры.
Маша, я рада вам :-), приходите еще, много полезного найдете.
Подписалась на рассылку по RSS
Таблица отличная! Мы в школе скорочтения ее делали, она действительно ускоряет чтение и у детей и у взрослых. Спасибо, Татьяна, что выложили эта полезность 🙂
Отличный сайт. Жаль, что его не было когда дети были маленькими. Сейчас они заканчивают школу уже.
а как же проверить по таблицам ребенка 5-6 лет? возраст тут указан от 10? или 7-10…
Возраст с 7 лет и старше.
Таблицы даются только тем детям, кто свободно владеет счетом от 1 до 25 и прекрасно знает цифры.
Если путается (нетвердо знает цифры или счет не автоматизирован) — результаты не будут достоверными.
извините, мы были 3 месяца очень далеко от РС… моему сыну в мае исполнилось 6. он умеет считаь на 3-х языках до 100 свободно. в августе мы идем в спец.школу. именно поэтому я решлиа на всякий случай протестировать его… но результаты не могу сравнивать ни с момими ни с детьми 7-9 лет, ведь это уже совсем другой уровень усидчивоасти и концентрации! но если нет возможности подсчитать результаты для младшего возраста, не страшно…но было бы любопытно.
Спасибо за комментарии по работе с таблицами Шульте. Сейчас занимаюсь этим вопросом — нужно поработать над скоростью чтения моей дочери.
Хочу показать Вам одну программку которая сама создаёт любое кол-во самых разных тестовых таблиц Шульте. Заполучить её можно по адресу: https://lianinfo.narod.ru/shulte/progashulte.html
можно задать вам личный вопрос?
Ирина, можно на почту (раздел Контакты)
Татьяна, спасибо за тест и информацию. Единственное, не очень понятно как же интерпретировать результаты в баллах (ЭР) — чем выше балл, тем лучше? Странно, что этот пункт без комментариев.