А-а-а!!! Боюсь!!! — наверняка вы не раз слышали эту фразу от своего сына или дочери.
Детские страхи… Сколько уже статей и книг про это написано. Сколько исследований проводится психологами, медиками, священниками, социологами и даже философами!
Страх — это древнее чувство, уходящее в глубину веков, еще на заре колыбели человечества. Это базовая эмоция выживания, мобилизующая силы организма перед возможной или реальной опасностью. Антипод страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором.
Почему один ребенок боится, а другой — нет? Откуда появляется страх? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять особенности детской психики.
Причин возникновения страха много, условно я бы разделила их на 4 вида:
1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас.
Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.
Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.
В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.
В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.
Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть. Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает. Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.
Мамы часто жалуются:
«Сыну 1,5 года, никуда не могу без него уйти, даже, пардон, в туалет. Громко плачет, если попытаюсь улизнуть. Так и ходим везде вдвоем! Я уже думаю, что это ненормально».
«Пробовала оставить своего годовасика на бабушку, пока сбегаю по делам. Меня не было около часа, вернулась — в доме дикий ор, как прильнул он ко мне, трясясь от плача, мне самой хотелось рыдать. С тех пор зареклась так делать. Жалко ребеныша!»
В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.
А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?
Cуществует мягкий метод десенсибилизации, суть которой в том, чтобы приучать малыша к коротким расставаниям (например, вы отбегаете в соседнюю комнату и тут же прибегаете) не дольше 30 секунд… 1 минуты.. 2.. 3.. 5.. 10.. 20.. 30 минут и т.д. Причем переход к следующему временному промежутку должен быть только тогда, когда освоен предыдущий в спокойном состоянии малыша.
В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.
Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.
Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.
Есть исследования, показывающие, что малыши, путешествующие с родителями, гораздо легче привыкают к новым впечатлениям и меньше боятся, чем те, кто редко покидает свой дом, ограничиваясь детской площадкой.
В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать). Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.). В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).
С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.
В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.
В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.
В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.
В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).
Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.
2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.
Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать.
Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.
3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом.
Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.
Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.
Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.
К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.
В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой. Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери.
На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность. Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.
Как быть с такими страхами?
Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь. Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими. А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.
Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.
Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.
Угроза:
«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»).
«Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»
Обман:
«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).
Пренебрежение чувствами ребенка:
«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).
Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками. Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями. Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.
Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.
4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи.
Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.
Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.
В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).
В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью.
Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?
Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка. Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.
Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»
Например, мама просит 5-летнюю дочку подмести пол. Дочка пожимает плечами и говорит: «Я боюсь подметать, тут паутина!» А сама с подружкой залезла в пыльный сарай, чтобы вытащить оттуда давно забытую коляску для куклы.
Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.
Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…
Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!
Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи? С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?
Здравствуйте. Мальчик 3 года, речевая задержка, плохо и мало говорит, но слово «боюсь» выучил в мультиках с привидениями, в игре воображал приведение и начал говорить «боюсь». Потом ему подарили робота (он любит только машинки), он увидел его в коробке и сказал «боюсь», так же на воздушный очень большой шарик виде машинки (Вспыш) сказал «боюсь», но не сразу, а потом да же в комнату с ним не заходил. Сейчас он начал говорить на все это слово, например ему говоришь, пойдем в туалет (у него боязнь ходить по-большому, а из-за этого и по-маленькому отказывается ходить и ходит исключительно в ванную, на горшок и в унитаз нет), говорит «боюсь». Говоришь, пойдем гулять, то же «боюсь», хотя он хорошо себя чувствует на улице, скажешь, возьму тебе машинку новую, то пойдёт. Говоришь, кушай сам, заставляет его кормить и то же «боюсь», пойдем мыться «боюсь» (не любит, когда его моют, но в ванне играется, если сядет). Боится пылесос, сразу плачет, если включен, но если пылесосить с ним на руках, то даёт. Стричь ногти на ножках если, то то же не даёт и сново слово «боюсь». А иногда он его употребляет просто в значении слова «не хочу», не понятно почему. Все время играет с рукой, типа катает по животу машинку или пролетает самолёт, ну очень часто и навязчиво. Скручивает часто пальцы, видно его беспокойство и напряжение, да же в спокойной, казалось бы обстановке. Сильно возбуждается, например, когда видет, что дети бегают и приближаются к нему, улыбается, но резко вскрикивает, как бы и весело и боится. В садик не ходим, с детства обстановка в доме очень напряжённая, общение в основновном только с мамой и папой, иногда с детьми на площадке или взрослыми на улице (навязчиво пристает ко взрослым, показывает, что его рука это машинка, по много раз, или просит посмотреть, что там лужа или часы, настаивает посмотреть. В целом добрый и весёлый мальчик, не боится взрослых, за то его навязчивость в общении с ними, на меня страх наводит, с детьми может находиться, но из-за задержки речи, не знает что делать с детьми, побегать, попрыгать, показать свои машинки может. Нервный, капризный, возбудимый, навязчивый, пугливый и очень осторожный (что да же руки немного дрожат, когда что-то хочет взять, к чему насторожен)
Спасибо за полезную статью. У меня дочери 5 лет. У нее страх потерять меня. Что я умру. Ушла мыться, под дверью ор. Перед сном сожусь к ней, говорим друг другу тёплые слова, целуемся и я ухоже к себе, но на протяжении получаса она будет кричать на всю квартиру как она любит меня, по сто раз спокойной ночи. Тревожиться слышу ли я ее. А если я не отвечаю, то бежит в истерики проверять жива ли я. Как себя вести, я запуталась. Пробовала разговаривать, не помогло. Ругаюсь, вообще бесполезно. Посоветуйте, пожалуйста.
Здравствуйте, Светлана!
Одна из первичных базовых потребностей ребенка — это потребность в безопасности. Когда она не полностью закрыта — будут рождаться подобные страхи.
Когда мы общаемся в течение дня с ребенком, мы можем своими словами или действиями как уменьшать, так и усиливать этот страх.
Попробуйте проанализировать свое общение с дочкой, какими словами или действиями вы даете ей чувство безопасности?
Например, были ли такие реплики:
«Не будешь слушаться — уйду»
«Если не перестанешь капризничать — позову дядю/тетю (любой вариант кого-то чужого), тебя заберут».
«У меня голова разболелась, не кричи, а то мне плохо будет»
Нечто подобное, что может подорвать у ребенка веру в безопасность себя, близких, дома и т.д?
Когда пытаетесь разговаривать с дочкой — какие примеры и какими словами убеждаете не бояться? Все это тоже важно для анализа.
Также стоит посмотреть на тип темперамента и тип личности ребенка, какие черты наиболее присущи ему и соответственно, «не наступать на мозоль». Например, ребенку-меланхолику важно больше эмоциональной поддержки, чем остальным типам темперамента.
Если затруднитесь — запишитесь на консультацию, сделаем диагностику и вместе проанализируем различные ситуации из вашей с дочкой жизни, что поможет найти путь выхода из страхов.
https://detpsycholog.ru/zadat-vopros-psixologu/
Спасибо большое за ответ !
Здраствуйте !
А вы проводите сеансы по скайпу ?
Сейчас это вродебы распространено .
Нужна помощь ребенку ,мальчику 5 лет .
Сильный страх появился после просмотра мультфильма ,теперь перед сном его тресёт от страху .
Уже 3 день такое ,даю глицын вроде бы помогает но мне так кажется надо устронить проблему .
С уважением Наталья
Наталья, добрый вечер!
По скайпу я провожу письменные консультации в чате только с родителями.
Касательно вопроса страхов — проговаривать, выводить на бумагу (рисунки), в игровые сюжеты, чтобы не держал в себе и не замыкался. Тогда острота спадет и снизится тревожность.
Если нужна будет более подробная консультация — можете взять разовую по ссылке https://detpsycholog.ru/zadat-vopros-psixologu/
Добрый день!
У меня сын, 8 лет, очень хорошо играет в футбол лидер, нападающий, на тренировках постоянно забивает голы.
Но как мы выезжаем на игру с другой командой, то бегает, как пришибленный, мяч постоянно теряет, плохо играет, глаза стеклянные какие то.
На мои вопросы, что с тобой, говорит, ничего, всё нормально.
Не пойму, что это за страх? новой обстановки? как с этим бороться?
Елена, здравствуйте! Спасибо за ожидание.
Скованность в основной игре может быть вызвана тем, что ребенок получает мало поддержки со стороны близких, много критики со стороны тренера, что приводит к зацикливанию на неуверенности в своих силах.
Либо недостаточно отработана тактика поведения и ведения мяча в тренировках.
Либо мало практики выездных и совместных игр с незнакомыми командами противника.
Постарайтесь выяснить у сына в доверительной обстановке, какие у него мысли и переживания, заверить, что вам важна не победа на поле, а уверенность ребенка в своих силах.
«Ты можешь», «Ты справишься» «Как я могу тебя поддержать и помочь?» — вот примерно так можно поддержать и быть с ребенком на одной волне.
Татьяна, спасибо Вам большое за подробный ответ!! Очень полезная информация, будем пробовать.
Еще раз спасибо! 🙂
С уважением, Анна
Татьяна, спасибо большое за статью! Подскажите, а как этот метод можно применить к боязни звуковых игрушек и можно ли? Дочке 3 годика, чуть ранее бабушка ей подарила поющую куклу, она ее сильно испугалась и сейчас боится всех игрушек и кукол. Также были любимые книжки А. Барто и «Репка», включили аудиосказку послушать — слушала вроде спокойно, но как-то напряженно слегка (мы за сосредоточенность приеяли), а теперь боится и любимую книжку Барто, и «Репку», причем и саму книжку, и всех персонажей, даже если это игрушки.
Пошли в садик — а там дети к ней бегут с куклами да музыкальными игрушками, воспитательница давай ее успокаивать, репку достала — дальше можетп представить — ребенок в дикой истерике, еле успокоили, но в садик ходить перестали после пары дней, т.к. невозможно оттуда убрать всех кукол и игрушки со звуком.
Как можно побороть такой страх? Ребенок говорит пока не очень хорошо. А из-за страха кукол и говорящих игрушек стала избегать детей. Со взрослыми общается, а детей шарахается, как потенциального источника стресса. Помогите советом хотя бы куда смотеть. Само пройдет или как-то можно помочь?
Анна, здравствуйте, спасибо за ожидание.
Для начала минимизировать любые неожиданные звуковые эффекты, т.е. убрать на время все звуковые игрушки.
Дать время немного от них отвыкнуть.
Затем перейти к игре с игрушками, озвучивая их самой, например, взяли беззвучную куклу или любой персонаж/игрушку и капризным тоном «ой, не хочу спать, хочу играть…» проигрываете любые сюжетные игры, в которые дочка захочет.
Отыгрываем с ними все, что встречается в жизни ребенка (еда, купание, сон, игры, общение с детками и т.д.).
Когда хорошо будет воспринимать одушевление вашим и своим голосом любых игрушек, переходим к имитации голосов зверей и птиц (покажи, как петух поет кукареку, как мышь пищит, собака гавкает и т.д.), а также техники (машина би-би, фен фр-р-р- и т.д.).
После этого можно постепенно вводить в игру игрушки с коротким музыкальным звуком: погремушка, мышка, которая пищит при сжимании, дудочка и т.д.
Параллельно с этим очень тихим фоном включать спокойную музыку.
Как привыкнет — подбираем короткие детские песенки очень тихим фоном и постепенно увеличивая до нормальной громкости.
Так постепенно шаг за шагом снижаем остроту восприятия звуков и приручаем страх путем постепенного привыкания от привычных естественно воспроизводимых звуков до записанных аудио.
Если на каком-то этапе замечаете, что дочка начинает бояться — значит, оставайтесь на предыдущем и не форсируйте привыкание, пока не адаптируется.
Также на это время предупредите всех родных, с кем дочка контактирует, не пугать ее неожиданными звуками, пока она не пройдет эти этапы привыкания.
Таким образом сможете обойти этот страх и все наладится.
Добрый вечер. Помогите ,пожалуйста разобраться, ребенку 6 лет, в последнее время начал бояться что с ним что то может произойти- например прибегает — я сильно почесал глаз, с ним ничего не будет? Или — у меня нога не раздулась?? Или — у меня спина не кривая? Переживает до слёз. Мы уговаривали, выслушивали, превращаем в шутку, но с каждым днём всё сложнее, он зацикливаться на своих этих страхах, плачет и больше ни о чем не думает!! Как нам быть, как помочь преодолеть страхи? Спасибо большое!
Здравствуйте, Оксана. Если несколькими неделями ранее не было травмирующей ситуации, обстоятельства жизни ребенка не изменялись, такой страх должен пройти сам. Правильная тактика — выслушать, согласиться с его опасениями «я вижу, тебя это беспокоит, давай проверим…», проверяете, спокойно говорите, что все хорошо и переключаете. Шутить не нужно, для ребенка страх реален, а подшучивание наоборот, показывает, что вы его переживания воспринимаете не всерьез.
Если нервозность усилится до степени, что ребенка не успокоить и не отвлечь, обратитесь к психологу/детскому психоневрологу очно.
Добрый день, мой племянник 3 года часто говорит «я боюсь». Мама ему насильно моет голову, он орет от ужаса. Я ему мою голову только губкой, чтобы не стекала воды. Боится надевать вещи через голову, до плача иногда, иногда могу договориться, но у него все равно есть тревога. На детской площадке боится скатываться с горки, хотя год назад катался. Сейчас боится на самокате кататься. Как помочь ему преодолеть страхи? И от чего они могли возникнуть? Спасибо вам
Здравствуйте, Эльвира! У страхов часто есть предпосылка (тревожная обстановка, травмирующие ситуации, неправильный подход к ребенку и др.). По вашему описанию у ребенка часть страхов возрастные, но их усугубляет жесткий стиль воспитания (мыть голову до ужаса, насильно одевать тем способом, когда ему страшно и т.д.). С чувствительным и впечатлительным ребенком лучше срабатывает спокойный и мягкий подход, как вы и практикуете. Для этого нужно время и терпение, но результаты того стоят. Если есть возможность — поговорите с мамой мальчика.
Здравствуйте! Ребенку 2.4, месяц ходим в садик с перерывами 2 дня, неполный день. Плачет, все, как у всех..
Но… последние три дня заходит в группу только с варежками и не хочет их там снимать, так и ходит в варежках все три часа. Что за защитная реакция и что можно сделать?
Ирина, здравствуйте! Для малыша варежки могут быть символом связи с домом. Реагировать спокойно, разговаривать, что его обязательно заберут. Время проговаривать понятное, например, «до обеда» или «до сна». Пробовать договориться варежки положить в кармашек штанишек или кофточки и ходить с ними. Со временем адаптации расслабится.
Здравстувайте. Ребенок(мальчик)1,7 боится собак как я поняла с его поведения. Все время ходит по дому и говорит «гав»,ночью не спит а если уснет то поспит час-два и просыпается с криком и тем же «гав». Никогда пес на нево не лаял,не кусал, ничего подобного,ребенок телевизор не смоирит по этому не знаю откуда это взялось. Когда бвл поменьше все гда брал кого то за руку и вел к псу(пес в клетке)хотел посмотреть что он делает и что бы кто-дал псу корм,всегда смеялся и был доволет. От двух недель ребенок боится ходит по дому с этим «гав» и начинает плакать и бояться. Свекровь зовет бабок что бы яйцами «выкачали» испуг. Я не знаю что делать помогите пожайлуста. Спасибо
Подскажите направление движения для родителя и ребенка. Когда у девочки 6 лет сильный страх,что мама не заберет из детского сада до потери связи с собой и реальностью. День ходит хорошо, день снова боится и отказывается идти. Мы потихоньку проживаем ту детскую травму, исцеляем сказками, как еще эффективнее облегчить травматику, которая тормозит ребенка в познании мира?
Ильмира, доброй ночи, нужны более подробные данные о ребенке, чтобы определить направление.
Вы можете записаться на консультацию и мы с Вами проанализируем ситуацию.
Подробнее о консультации — смотрите по ссылке у меня на блоге:
https://detpsycholog.ru/
Здравствуйте. Столкнулась с проблемой. Помогите. Дочери 4.5 года, стала бояться, что сней что-то может случиться (в глаз что-то попадет и он выпадет, зуб проглотит и живот будут разрезать) появилось это вечером. Перед сном она случайно проглотила очень маленький кусочек теста для лепки (взяла в рот трубочку, а кусочек там был) и после этого сплошной плач практически три дня. Вспомнила все свои страхи, которые мы, как мне казалось, побороли. Сегодня в саду был новогодний утренник, немного пове селела. Помогите, что делать? В городе психиатра детского нет.
Ирина, здравствуйте! Сначала попробуйте не зацикливаться на происшествии и страхах. Своей тревогой вы можете усилить в дочке чувство опасности, поэтому больше играйте, разговаривайте, задавайте вопросы, побуждающие думать и размышлять.
Но если в течение 2-3 недель будет упорно возвращаться к теме страхов — начните с ней больше рисовать, выплескивая его на бумагу. Потом по желанию, можно превратить нарисованный страх в милое существо, с которым хорошо подружиться и будет спокойно. Можно превратить в смешного и добродушного персонажа. А можно просто нарисовать и порвать. Страх должен быть озвученным, прожитым и осмысленным — тогда он перестает пугать.
Спасибо, попрбую.
Здравствуйте. Сыну 8 лет. Жутко боится боли. Сегодня кровь из пальца сдавали. Он побледнел, на глазах слезы, начало тошнить. То же самое с зубным врачем. Никакие уговоры-договоры не помогают. Ко всем остальным врачам ходим без проблем. Как помочь ребенку справиться с этой проблемой? Спасибо заранее.
Здравствуйте, моя дочка 2,6 сменила садик теперь у нас появились большие проблемы. Адаптация в садике прошла(по словам воспитателей) очень успешно. Она играться и нашла друзей, никто ее не обижает и воспитатель у нас очень хорошая женщина. Дома она ведет себя хорошо до момента когда нужно идти спать….. Я читаю ей 2,3 сказки на ночь( конечно же добрых, колобок, репка, и т.д), потом она не отлипает от меня, как обезьянка на ветке и попытки уложить ее в кроватку заканчиваются истериками. Хочет спать только на руках. Мы с мужем что только не делали, и спрашивали, выясняли в чем дело у воспитателя, у дочи, она молчит и говорит что боится. У нее в комнате ночник и я ей оставляю открытую дверь и свет в коридоре. У нас истерики доходят до того, что она вызывает рвоту, лишь бы я осталась в комнате. Что делать я не знаю…. Она раньше всегда прекрасно ложилась спать и после сказки поворачивалась на бочек и храпела. Ребенка как подметили. Не знаю как себя вести, весь день после садика я ее наглаживаю, обнимаю и целую. Вечером долго ей рассказываю что мы всегда рядом и любим ее. Что мне делать ума не приложу
Сыну почти 8 лет,уже около года боится находиться один а комнате,не ходит сам в туалет,не спит один, обязательно надо чтобы кто-то был с ним,иначе истерика. Началось с того что увидел что-то страшное в планшете.Как быть? Обратиться к психологу или можно самим справиться?
Вы можете обратиться к психологу по месту жительства или записаться ко мне на консультацию
Людмила-Бабушка.Ребёнку 3г10мес.Давно ходит писать в унитаз стоя. Сам снимает штанишки.На унитаз не садится. Не удалось приучить к горшку.Нужду по большому справляет в штанишки стоя. В садике год.Относятся к нему хорошо.Всё понимает .Подскажите как быть.Буду очень признательна
Здравствуйте, Татьяна. Посоветуйте, пожалуйста, что делать в такой ситуации: дочка (3 года) месяц назад пошла в сад. До этого я много ей про садик хорошего и интересного рассказывала. Адаптация прошла успешно — плакала первые 3-4 дня, потом понравилось. Вскоре заболела, неделю просидели дома. В итоге: утром в саду расстаемся хорошо, а в течение дня она боится одна ходить в туалет, боится одна засыпать. Воспитатели говорят, что доходит до истерики, потому что ей нужно именно со взрослым идти за ручку в туалет. Я думаю, что этот этап пройдет, потому что раньше она и дома так делала. Вообще, раньше у нас было много страхов: сначала она боялась всех, кроме мамы и папы и довольно долгое время. Потом боялась машин — как увидит машину, бежит на руки. Потом, когда я вышла на работу, плакала по утрам. Вне дома боялась оставаться без меня. Все эти страхи мы перебороли с помощью разговоров, рассказываний историй. А теперь вот воспитатели меня напугали, что ребенок «чего-то испугался, или сглазили ее». Я дома с ней разговариваю на эту тему, она соглашается, что она «умница, сама все умеет делать — и в туалет ходить, и ручки мыть, и засыпать в своей красивой кроватке», а на следующий день история в садике повторяется. Прошу воспитателей первое время не отказывать ей, водить ее за руку в туалет, и посидеть рядом, пока уснет. Но не уверена, что они будут уделять ей больше внимания, чем другим. Они мне советуют ее к бабке сводить))). Посоветуйте, как мне самой помочь ей справиться с этим страхом.
Добрый день. Очень полезная статья. Нам 1,6 г. Недавно появился страх любых помещений, в т.ч. магазины и вообще все помещения. Мы думаем это из-за больницы где мы делали прививки. Малыш не разговаривает, только мычим. Как избавить маленького ребенка от страха ?
Здравствуйте, Татьяна!
У ребёнка появился страх, что мы его оставим. Ему 4.5 года. Он никуда нас не отпускает. Даже на 5 минут из квартиры выйти нельзя. Начинается истерика с криками, со слезами, топанью ногами. Мы никогда его не пугали, что бросим его или рставим где-нибудь. Я никак не могу найти причину. Но есть момент, который я узнала от воспитательницы. Дети в группе дразнят друг друга, пугая,что родители их остовят. Но сын хорошо остаётся в саду. Даже вечером когда приходишь его забирать, он просит ещё немного поиграть с друзьями. А после сада он просто становится неадекватным на слова:»я сейчас схожу… и скоро приду».
Доброго времени суток. Сыну 5 лет. Боиться темной комнаты- там чудовища, страшные. Рисовал их, рвал и топтал рисунок и сжигали. Но все равно боиться! Но, когда не задумывается- может свободно зайти в темную комнату. Притворяется? И самый страшный и неприятный страх- от резкого движения в его сторону (неважно кто- я с его папой, знакомый ребенок и др.) дергается и старается уклониться. Мы вместе вспоминали- когда его в последний раз наказывали «по попе»- так давно, что и не помним. Голос могу повышать в моменты особого непослушания. Иногда сын и заслуживает шлепка по попе, но стараюсь брать себя в руки и, выдыхая, стараюсь словами добиться хорошего поведения. Невропатолог послеосмотра предположила, что он слишком развит для своих 5 лет (и умственно и физически) и его нервная система и психика не успевает за развитием, вот и проявляются такие «шугания».Что скажете? Что делать? Если попустить и вообще не наказывать за непослушание- сядет на шею и ножки свесит. Но разумные доводы не всегда доходчивы.
Екатерина, здравствуйте! В целом, страх чудовищ относится к возрастным страхам. Если не подпитывать его, например, просмотром динамичных мультиков, чтением страшилок с монстриками, то он постепенно пройдет. «Лечится» спокойным, добрым отношением, пониманием, а также, рисованием, лепкой и т.д., просто это нужно продолжать делать до исчезновения. Если думаете, что притворяется — посмотрите, какой цели сыночек при этом добивается на подсознательном уровне (чтобы пожалели, обняли или что-то другое? в этом может быть истинный ответ).
Здравствуйте Татьяна! Помогите пожалуйста разобраться что происходит с моей дочкой_ В сад ходила без проблем в этом году 6 лет пошла в школу два месяца отходили с удовольствием и вдруг начала бояться оставаться в школе без меня плачет на уроках Никто не обижает ее там А вот появился такой страх Теперь она с трудом остается на танцевалных занятиях Я должна сидеть и смотреть на нее а ведь мы без проблем ходим на них 3 года Помогите пожалуйста советом
Татьяна, здравствуйте! Сыну 6 лет. Страхов несколько.
Один из них, даже не знаю как правильно сказать — страх глубокой воды. С 4х лет ходим в бассейн, занимаемся с тренером. Сейчас уже переведен в подростковую группу, отлично плавает, но… только с доской или там, где есть уверенность что достает до дна. На реке, в море, в аквапарке просит нарукавники — наверное это страх утонуть. Ничего специально не предпринимаем, ждем. И второй страх темноты. Мы с ним даже рисовали его страхи. Веселы получились. Сначала вроде перестал обращать внимание на темный коридор, потом опять страх темноты стал появляться. В темное время суток просит проводить в туалетную комнату, но днем не боится оставаться дома один. Особенно если с телевизором 😉
С уважением,
Ольга
Татьяна, почему-то пропало несколько комментариев к вашей статье (в том числе и мой) и, главное, ваших ответов на них.
Ирина, вижу ваши комментарии и мои ответы: попробуйте спуститься ниже по странице и пролистать комментарии (их много и они разбиты постранично). См.чуть ниже скрин
Интересно! Сыну Платону 4 года. Раньше никаких страхов явных не было. А сейчас боится оставаться один в комнате, обязательно кто-нибудь должен быть рядом. Когда спрашиваешь о причине страха, ничего не говорит , просто страшно и всё. Ночью просит закрыть табло электронных часов, укрывается одеялом с головой. Что делать?
Анатолий, добрый день, делайте, как просит сынок: яркий свет от табло среди ночи может раздражать. Могут быть и др. варианты — все зависит, в какую сторону разыгралось его воображение. Попробуйте приглушенный ночник с забавной зверушкой, сочините вместе добрую сказку про то, как она прилетела охранять его. И постоянно повторяйте как ритуал.
У моей дочки,5лет,после летнего перерыва в дет.саду,огромный страх посещения данного учреждения! Два года ходила практически без проблем! А с сентября ребёнка будто сглазили. Всё переживает,чтоб её забрали вовремя. Хотя никогда не было такого,что её или забывали забрать,или не успевали забрать . И в саду к ней относятся очень хорошо. Доходит то того,что у неё начались частые позывы к мочеиспускания,а сейчас запоры!Подскажите,пожалуйста, как, нам быть?
Вика, с дочкой нужно пройти адаптацию к садику, попробуйте с ней договориться и начать с самого начала, как будто вы идете в первый раз. Начните с постепенного увеличения времени пребывания в группе, пока не пройдет стресс.
Спасибо большое за ответ!
Татьяна, спасибо за статью и ещё большее спасибо за ваши развёрнутые ответы. У моего сынишки (3,8г) тоже есть страхи. Кажется, благодаря вам я выявила попытку манипулирования. Мой сын с некоторых пор начал заявлять, что он боится темноты. И это он говорит перед укладыванием. Спим мы ещёвместе, укладываемся тоже вместе. Спать не любит. Рассказывала ему сказки-терапии, говорила, что я с ним. Пробовала узнать, что именно страшного в темноте. Но внятного ответа не нашла. При том, что засыпаем мы всё равно в темноте. При свете он начинает дурачиться.
Галина, а если отследить, с какого момента стал об этом говорить — не удается ничего найти, что явилось бы причиной? Если я правильно поняла, он спит с вами постоянно, ничего не менялось в его укладывании? Еще мысль, которую нужно проверить: рассказывание сказок перед сном может быть возбуждающим, а не расслабляющим фактором ))
Полезная статья, особенно, думаю, мне стоит обратить внимание на собственные страхи-тревоги,чтобы не заразить этим моего бесстрашного ребенка:)))Пригодится и умение отличать мнимые страхи от настоящих, сын хитрюгой подрастает:)
Но у меня вопрос. Сын(3,7), мне кажется, вообще ничего не боится: подходит к незнакомым собакам, ко взрослыми детьми (не со зла, просто такая манера) обращается:»Эй, мальчишки, что вы тут стоите?», забирается на очень высокие лестницы, выскакивает из-за угла во двор, где может проезжать машина. Я объясняю, что так нельзя, пытаюсь объяснить, почему именно нельзя, но не очень получается. Как, не запугивая, объяснить ему опасность?Мы живем на 8-м этаже, окна, конечно, на защитных крючках, да и сын вроде не слишком интересуется, но все же… Даже если сказать ему: разобьешься, он не поймет еще.Как быть? заранее спасибо.
Александра, ваше волнение за бесстрашие сына вполне понятно. Когда ребенок ничего не боится — это может быть источником многих волнений. На самом деле разъяснять об опасности нужно, причем так, чтобы ему это действительно было понятно и ситуация серьезная, а не просто потому, что мама вредная, не разрешает. Мне вспоминается один жесткий урок, который вынуждена была преподать своему ребенку одна опытная мама. Ее ребенок совершенно ничего не боялся, также, как и ваш — мог выскочить на проезжую часть. Объяснения, мольбы, крики, наказания не помогали, тогда она просто подвела ребенка к трупу сбитой кошки, лежащей на середине дороги. И коротко сказала: «Так бывает с теми, кто не смотрит по сторонам. Ты мне нужен живой, а не мертвый…». С этого момента вопрос был исчерпан.
Мой ребенок боится совы. Часто спрашивает, может она к нам прилететь. 2.8 возраст.
Рита, с совой можно обыграть в разных вариациях: нарисовать, сделав ее дружелюбной, почитать добрые книжки с ее участием или сочинить сказку, играть с ней, включив ее в сюжетную линию и т.д. В игре страхи часто проживаются и уходят.
Очень понравилась статья, охватываем многие области и возраста. Буду знать что надо делать, если страх появится (сейчас ттт ничего нет, сыну 3 года).
интересная статья. теперь я знаю, как подготовить своего кроху к походу в парикмахерскую 🙂
Татьяна, а скажите, если у ребенка страх высоты, с этим что-то можно сделать? Нам сейчас 3,2. Страх появился довольно рано, месяцев в 6. Когда увидела его в глазах ребенка — перестали делать динамическую гимнастику. Причем даже неверно говорить, что он боится именно высоты — когда сам залезает высоко чувствует себя комфортно. А вот когда его кто-то поднимает на руках (хоть 10 см от земли) — жуткий страх. ЖУУУУТКИЙ. Нужно ли с этим что-то делать? и что?
Ирина, похоже на то, что боится рук другого человека, который может неожиданно что-то сделать с ним в пространстве, так что единственное — не поднимать без согласия ребенка. Ему хочется самому контролировать себя.
Очень хорошая статья! Много узнала про всяческие страхи. Сыну 6 лет, но пока ттт никаких страхов нет. Будем учиться и стараться жить без страхов. Спасибо за статью.
Алена, без страхов совсем жить тоже нельзя. Есть здоровый страх 🙂 подстегивающий что-то сделать, двигатель к прогрессу, так сказать )) Или страх, выполняющий охранительную функцию, помогающий сохранить здоровье и безопасность.
Добрый день! Очень хорошая и нужная статья. Нужен ваш совет. У моего сына (1 год 10 мес.) страх перед собаками, которые именно лают. Прямо передергивается весь. Тело напрягается. Сразу проситься на руки, чтобы там найти защиту. Не знаю почему он их боится. Нас собака никакая не кусала. Мы рассматриваем картинки с собачками в книжках и страха нет. Иной раз, когда гуляем дворовые собаки проходят мимо. Он на них смотрит, даже бывает идет за ними. Но стоит собаке залаять, сразу страх. Мы пока плохо говорим. Собачка у нас «ав-ав». Так он стал произносить это «ав-ав» часто, даже дома, хотя собак поблизости нет и видимой опасности (как мне кажется) тоже. Дома мы не держим домашних животных из-за аллергии (аллергия не у ребенка). Не знаю как справиться с этим страхом. Посоветуйте, пожалуйста.
Наталья, Вы уверены, что он боится именно собак? Может он боится громких звуков?
На громкие звуки мы реагируем, но видимого страха я не видела. Просто обращает внимание — показывает пальчиком и издает похожий звук. Я объясняю ему что это. Если конечно звук очень громкий (например, когда соседи делали ремонт и сверлили смежную с нами стену), тогда заплакал. А так нет. А страх возникает при виде собак. Причем не перед всеми. Как я и говорила за некоторыми он наблюдает, других боится. И размеры собак не влияют на это. У нас это началось примерно с годика. Я предполагала, что с возрастом пройдет, но нет…
Наталья, должно пройти со временем, ничего делать не нужно специально. Собака может залаять неожиданно для него — скорее всего пугает фактор неожиданности: вот бежало себе пушистое, милое четвероногое создание и вдруг… А ведь малыши как раз не любят неожиданностей и резких перемен. Они просто пугаются, так как еще не могут мысленно просчитать и предугадать развитие ситуации. Здесь можно помочь ребенку, рассказав, что будет наперед. Например, вы видите собачку и хорошо знаете, что она безобидная и можно самой погладить. В это время обращаете внимание ребенка на то, как она дружелюбна: виляет хвостом, подпрыгивает от радости, трется головой. Т.е. показываете ребенку, как она наперед будет себя вести: «она хочет, чтобы ты ее погладил, она спокойная и веселая, вот смотри…». «А вот бежит другая собака. Хвост опущен, она не хочет общаться — мы к этой собаке не будем подходить. Она серьезная, может погавкать…» И т.д. Так показывать ребенку развитие ситуации не только с собаками, но и с другими объектами, субъектами, которые встречаются вашему малышу по жизни.
спасибо за полезную статью. Мой сын 2.1 лет боится своих сверстников , не играет, ни за что не пойдет на горку если там есть другой ребенок и т.д. при этом если по горке, например носятся школьники, то ему совершенно все равно и даже интересно, сын с радостью идет туда и делает то, что его нужно.
Добрый день! Спасибо за статью. У моего сына (сейчас 2 г 7 мес) было много страхов: расставание с мамой (это и сейчас бывает), боязнь пожилых людей (которых у нас в семье нет), громких звуков, катиться с горки и тд. но прошли без особых действий с нашей стороны. Боялся ходить на горшок, рассказывали «горшечные сказки», боялся врачей-массажа-узи — играли с куклами и тематическими наборами — помогало. В начале лета стал сопротивляться, когда мы шли в торговый центр, в котором были уже не раз.
Спрашиваю: почему не хочешь?
Отвечает: я боюсь манекенов. (там их действительно много, но мы всегда проходим мимо). Все же зашли с ним. Я предложжила потрогать, объяснила, что это кукла, показывает, что можно купить в магазине и тд. (правда, я и сама обратила внимание, что манекены то без голов, то без ног, то с явно не привлекательными лицами). Потрогали-посмотрели. Ответ: «я никогда не люблю манекенов!». И эту фразу мы слышим до сих пор. Иногда манекеном может назвать нового человека (например, курьера, или папа смотрит футбол, сын подходит и говорит — какой черный манекен (чернокожий футболист то есть) , я не люблю (иногда говорит — боюсь) манекенов). Даже не знаю, как реагировать.
Самое лучшее — спокойно ответить: «Да, ты не любишь манекенов..». Принять чувства ребенка. Это тоже пройдет, как и остальные страхи.
Спасибо за ответ!
Благодарю! Беру материал для родительского собрания! Напишу потом как прошло!!!
Галина, желаю удачи! Обязательно напишите 🙂
Спасибо за позновательную статью.
Здравствуйте! А что делать, если четырехлетний ребенок в садике боится всех подменных воспитателей? Мы ходим только к основной, если вдруг попадается сменная — крик, паника, руки трясутся. Причем от любой подменной воспитательницы. Как с этим справиться?
Лариса, это тревожный фактор. Не было ли конфликта с временными воспитателями? Как давно ходит в садик?
Ходим год. Именно конфликтов не было, но к одной подменной воспитательнице приходил ее ребенок (мальчик) со школы, делал в группе уроки и уходил. По словам нянечки вел себя совершенно не конфликтно, но дочка его боялась. Она вообще мужской пол недолюбливает. А почему тревожный фактор? Что не так?
Лариса, под тревожным фактором я подразумевала возможное более жесткое отношение временной воспитательницы к ребенку. Отсюда могут возникнуть такие реакции. Если такого точно нет, тогда не берите в голову.)
Сейчас вспомнила… у моей дочки в садике были 2 постоянные воспитательницы, работавшие по разным дням. Т.е. одна в понедельник, другая — во вторник и т.д. К одной моя бежала с радостью, а к другой — весьма прохладно относилась. Не любила ее смену, хотя по сути воспитательница самая обычная, нормальная и адекватная женщина. Потом выяснилось, что вторая устанавливает более жесткую дисциплину и порядок в группе. А это ей не очень нравилось (в кризисный период — особенно) ))
В итоге она подросла чуток и ее стала обожать))
Так что возможно, ваша дочка по характеру ближе к постоянной воспитательнице.
Спасибо за познавательную статью! Очень своевременно для нас. Мы как раз сейчас переживаем два страха, ребенку 2,1, мальчик. Боится помещений,не всех почему-то.Если идем в магазин, например не боится, но стоит пойти в поликлинику, на развивашки в центр или игровая комната.Просто приходит в помещение и начинает хныкать, уговоры не помогают, переходит в плач,рвется к двери, говорит пойдем домой. При этом на дет площадке, если приходят гости все
нормально.
И второе это животные, ходили в зоопарк, начали с рыбок.Орал они кусаются, сидел у папы на руках, весь дрожал, ушли все прекратилось.Если видит на улице кошку, даже мал.собачку,бежит ко мне говорит,что она кусается,прячется за меня. У нас дома живет мал.собака 3кг, он ее ущипнул, она тявкнула, но не кусала точно.Еще на даче он испугался лая собаки из-за забора, ее при этом было видно.Может это повлияло? Какие могут быть шаги с моей стороны, чтобы помочь ему преодолеть эти страхи?
Анна, спасибо за теплые слова! В моем комментарии ниже (Ирине Кузьмичевой) вы найдете примерный алгоритм, как сделать страх перед животными менее острым и, тем самым, снизить его.
Насчет комнат — вы указали общественные, в которых обычно есть некая фигура Взрослого, подчиняющая себе (врач, воспитатель, аниматор и т.д.) с которым у вашего сына по какой-то причине ассоциируется неприятное впечатление. Было ли нечто подобное в его жизни? Он посещает садик?
Спасибо за отклик!
Нет, в сад в гр ГКП нас не берут по причине, того что когда мы туда приходим начинается истерика.Решила походить в гр с мамой,чтобы привыкал,но реакция тоже что и на сад. С врачами было,лежали в больнице,было это в 6мес.,там его у меня забирали на процедуры пару раз.
Про методом десенсибилизации прочитала. Он боится всех зверей,птиц,рыбок, даже от голубей отбегает. Т.е. то что я ему постоянно показываю картинки с животными, рассказываю про них, смотрим мультфильмы советские добрые, гуляем со своей собакой,рисуем зверей, аппликации делаем,сказки читаем. Все это недостаточно? Не совсем поняла как этот метод применить с 2-летним реб. Нужно взять для начала одного животного и с ним работать?
Боязнь животных — возрастной страх, он должен пройти, просто вы сейчас методом десенсибилизации помогаете ему привыкнуть к ним. Начать можно с любого животного и в своем темпе, не форсируя.
С садиком тогда имеет смысл сделать перерыв до 4 лет. Гораздо важнее укрепить психику, чем расшатывать ее стрессами. Да и оптимальное время посещения садика как раз после 3 лет для многих деток. Отсутствие садика вполне можно заменить общением со сверстниками на прогулке, среди ваших семейных друзей с детьми и т.д. И, наблюдая за ребенком, вы сами почувствуете его готовность. Все наладится
Спасибо за статью, очень познавательно. У моего сына (4 года 9 мес.) есть страх скелетов и монстров. он боится засыпать один, я должна лежать рядом с ним или находиться в комнате, пока он не уснет, ночью просыпается и кричит, истерит, потому что боится оставаться один.Раньше, в таких случаях, брала к нам в кровать, но сейчас он стал просто огромный, и места в кровати мало, толком никто, кроме сына, не высыпается. Потом перестала его брать к нам, стала ходить к нему ночью и разговаривать, успокаивать, говорить, что это только сон, и против скелетов и монстров у нас нарисованные им самим таблички, на которых стоит, что вход им всем в комнату запрещен, и кроватка у него волшебная (у нее светятся деревянные шары и ступеньки), но ничего не помогает. Последнюю неделю стал просыпаться 3-4 раза за ночь. вести дискуссии и успокаивать по пол-часа у меня уже сил нет, сегодня снова был страшный сон, но сил успокаивать уже не было, сын остался в нашей кровати со мной, а папа пошел спать на верх в детскую. Это ведь не решение проблемы, подскажите, пожалуйста, как преодолеть этот страх и научиться оставаться одному и засыпать одному.
с уважением,
Таня
Татьяна, я думаю, тут не только страх засыпания в одиночестве и страх монстров. Начните с анализа семейной ситуации и пересмотрите, не слишком ли много ребенок получает впечатлений? Так как из опыта консультирования знаю, что если ребенку снятся кошмары продолжительное время, здесь часто «виновато» бессознательное «Я». В нашем сознании аккумулируются пережитые чувства и если они достаточно сильные, то загоняются внутрь, в бессознательное. Это делается для охраны психики. А внешне это выглядит так: он пытается проецировать свои переживания, вызванные реальными событиями, в конкретно-фантастических образах во время сна.
Следующий момент — это дополнительное внимание (достаточно ли он насыщается качественным общением с мамой, папой, причем качество — еще не значит количество).
И последний момент, самооценка — тоже нужно проверить. Уверенные дети легче расслабляются во время засыпания. Если нужна консультация — можете записаться, буду рада помочь.
Благодарю за ответ!
Впечатлений, не много, мультфильмы он смотрит редко, и то, те, которые были выпущены в советское время, раз в неделю лего ниньяго, в качестве поощрения занятием спортом, смотрит после тренировок. а скелет — у нас висит в подвале картинка с изображением скелета и надписью о вреде курения, она там висит для папы, чтобы он не забывался и не курил в подвале. Общение у него есть, и с папой и с мамой по-отдельности и все вместе. минимум 30 минут он получает от каждого из нас персонально (игры, чтение, рисование, лепка) плюс совместно проведенное время (прогулки, поездки, посещение музеев), возможно этого ему недостаточно, попробуем пересмотреть.
с самооценкой, наверно, вы как раз попали в точку. он не всегда уверен в себе и мотивация больше направлена на избегание неудач, чем на достижение цели. если сталкивается с трудностями, то начинает нервничать.
отказывается чем-то заниматься, если не уверен, что у него получится.
По поводу консультации, надо посоветоваться с супругом.
И он не говорит по-русски, для Вас это важно?
Татьяна, если вы будете на консультации и потом сможете ведь обсудить с супругом на его родном языке? В данном случае это не критично.
Здравствуйте! Моей дочке почти 3 года. Она боится всех людей, кроме мамы. Даже папу и бабушку. Никто ее не обижает. С папой или с бабушкой может поиграть и погулять, при этом ей очень весело и комфотно. А на следующее утро или после дневного сна опять часто шарахается от них и говорит, что боится. И это при том, что мы живем все вместе и без конфликтов. С остальными людьми: родственники, друзья семьи, соседи — вообще отказывается идти на контакт. А если к ней кто-то обратится лично, опять шарахается, прячется за меня. Помогите советом, пожалуйста. И я, и папа с бабушкой очень переживают. А мне скоро на работу выходить.
Здравствуйте. Как помочь ребенку 5 лет справиться со страхом выполнения некоторых упражнений на танцах. Год назад начинали ходить на акробатические занятия, ничего экстремального для малышей не было, но дочь боялась делать кувырки на полу. Мы учили дома, но она делала неправильно, и потом вообще отказалась туда ходить. В этом году начали заниматься хореографией, и тренер в конце занятия ставит каждого ребенка у стеночки в стойку на руках. Я видела, что дочь первое время вставала нормально. А последние занятия она отказывается вставать, плачет и её трясет от страха. Я пыталась позаниматься дома с ней, но результат такой же. Ни на что не согласна. Как нам быть? Не хочу, чтобы дочь бросала танцы из-за этого.
У меня доча лет года в 4 начала боятся, что мама умрет, если заболеет. Просто однажды закатила истерику с криками: мамочка не умирай пожалуйста, я тебя сильно люблю. В глазах не просто страх, а ужас. А я всего лишь сказала ей, что заболела и поэтому в садик ее отвезет бабушка. Сначала успокоила ее, а потом выяснила что этот страх из-за сказок. Ведь многие сказки начинаются: жили-были … и все у них было хорошо, а потом мама заболела и умерла и появилась злая мачеха или еще что-то…С тех пор сказки приходится фильтровать очень тщательно или переделывать чтобы никто не умирал. Правда сейчас она уже повзрослела немножко (6,5 лет) и уже не так боится сказочных трагедий, научилась отделять сказку от реальности.
Зато появился новый страх — что с ней никто не будет дружить, потому что она пухленькая. Она очень добрая и открытая девочка, легко идет на контакт со всеми, но очень переживает и расстраивает, когда ее обзывают толстой. А в садике некоторые дети говорили ей: мы с тобой не хотим играть, мы играем только с худенькими, а с толстыми нет. Вот она теперь когда мы идем в новое место всегда боится, что с ней не захотят дружить. Я успокаиваю ее как могу, настраиваю на положительные эмоции, мы с ней вместе придумываем как можно ответить обидчика в разных ситуациях. Но до победы над этим страхом нам еще далеко
Ирина, спасибо, что поделились. Здесь может помочь правильная расстановка акцентов по отношению к данной ситуации (это помимо коррекции здоровья, если в этом есть необходимость). Смотрите, можно сосредоточиться на том, что телосложение — непременное условие для нормального общения — тогда дочка обязательно будет переживать по поводу своей полноты. А можно ту же полноту обыграть так, что в ней есть свои преимущества.
Не знаю, поможет ли вам мой пример. Я, правда, обычная по телосложению, но у меня глухота. Мне в детстве со сниженным слухом было тяжело иметь широкий круг друзей в обычной школе, не всем нравилось повторять, когда я переспрашивала. Однако я использовала свой недостаток, усилив акцент на свои способности в учебе. Я была отличницей, тянула отстающих.. И у меня появились постоянные 2-3 подружки, с которыми могла делиться обо всем и играть вместе. А теперь переписываемся много лет, так как нас судьба раскидала по разным странам 🙂
Спасибо за статью, очень полезная информация. У моей дочери (5 лет) есть страх больших собак. Думаю, это связано с неким инцидентом. Когда ей было 9-10 месяцев, я везла её в коляске, к нам подбежала крупная собака и стала передними лапами на коляску (как сказал потом её горе-хозяин, собака так «играла»). Не думаю, что дочка помнит этот случай, но ощущение страха от большой собаки у неё есть до сих пор.
Что касается меня, то я жутко боюсь лягушек. Вот просто страшно на них смотреть, и я ничего не могу с этим поделать! Подозреваю, что этот страх идет из раннего детства, хотя я и не помню, чтобы сталкивалась с этим земноводным. Может быть, когда родители оставляли меня лежать на одеяльце на даче, лягушка прыгала слишком близко от меня и для меня это стало стрессом. Другого объяснения найти не могу. Возможно ли такое происхождение страха, Татьяна?
Ирина, в обеих ситуациях (собака, лягушка) можно успешно снизить накал страха методом десенсибилизации. Это многоступенчатый путь. В примере с лягушкой: сначала вы рассматриваете пару-тройку картинок с изображением смешной мультипликационной лягушки (от черно-белого или бледно-серого изображения к яркому цветному). Почувствовали, что с этим спокойно справляетесь, без дрожи. Повторяете несколько дней, до полного спокойствия. В этом периоде можно начать рисовать их, как умеете, пусть чисто схематически. Затем смотрите изображения реалистичных лягушек, от самых маленьких до больших, существующих в природе. Аналогично такой же интервал тренировки от легкого беспокойства до полного безразличия. Затем можно посмотреть научно-познавательный фильм с их участием — опять же, короткими фрагментами по времени, привыкаем и т.д. Последним шагом будет сходить в экзотариум 🙂 и наблюдать за ними вживую за стеклом. Ваш страх угаснет.
То же самое можно сделать для дочки.
Главное условие — найти начальный, т.е. исходный шаг, который не вызывает ужаса. Небольшое беспокойство допустимо. И делать привычным настолько, что страх больше не подкрепляется. Потом напишите о результатах.
Спасибо за статью, но знаете, остался вопрос. У меня довольно капризная девочка, ей 9 лет. Боится спать с закрытой дверью комнаты, что вызывает некоторые неудобства родителям. Думаю, что причина в том, что если сильно вредничала я её уводила к себе в комнату и закрывала за собой дверь, чтобы прооралась) Подскажите, как теперь исправить этот страх или сам пройти может?
Наталья, я бы сделала так. Сначала поговорила бы с девочкой в спокойной располагающей к доверительному общению, обстановке (например, во время прогулки по осеннему парку) и рассказала, чего я боялась в детстве и как перестала (в этот момент можно рассказать о таком страхе, которого точно нет у дочки, чтобы она улыбнулась «надо же, мама боялась такого пустяка»). Когда раскроется, осторожно бы подвела к ее текущему страху спать с закрытой дверью. Она бы рассказала, почему ей это не нравится. Это обычно ключевой момент — ребенок может затронуть неожиданную тему. Потом действовать по ходу разговора.
А в целом, если все нормально, просто «нравится так спать» — можно договариваться сначала нараспашку открыть дверь, затем постепенно ее проем уменьшать и только с согласия дочки. Она привыкнет — страх уйдет.
проба комментария