Продолжаем публиковать ответы на вопросы из рубрики “Задать вопрос психологу”.
Зинаида
Уважаемый детский психолог, моя дочь (1 год и 6 месяцев) расстраивается от несчастных сюжетов сказок. если в сказке кому-то плохо или кто-то плачет, то ей это не нравится и она может пролистнуть середину сказки и перейти сразу к happy end. Но сказки все с какими-то завязками, проблемами, которые потом разрешаются! Мы не можем читать «Тараканище», «Муха-цокотуха» и прочую литературу. Даже в стишке «плачет кошка у окошка, нету зеркальца у кошки» я вынуждена была заменить слово «плачет», на нейтральное «стоит». Я в недоумении, что делать? Идти на поводу или наоборот, проявить твердость? А это вообще опасно? Подскажите, пожалуйста.
Татьяна Егорова
Зинаида, добрый день!
Маленькие дети воспринимают окружающую действительность через призму маминой любви. До 2 лет у них обычно закладывается базовое доверие к миру, которое формируется опять же через маму, папу или других, близких ребенку взрослых. Все, что они слышат от них, принимается на веру как реальное положение вещей, даже если, например, мама сказала что-то в шутку — сказанное ею малыш расценит как чистую правду.
Был случай. Дедушка в шутку сказал внуку, что муха, которая села на ручку малыша, его съест. Мальчик всерьез испугался.
Поэтому негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут оставить в душе ребенка самые противоречивые чувства вплоть до страха.
Если у вашей дочки такая реакция на сюжеты, в которых что-то происходит с героями сказок (страдают, боятся, плачут и т.д.) тогда, конечно, читать про них пока не стоит. Повремените с этим. Еще нужно помнить, что малыш, слушая сказку, нередко представляет себя на месте героя и испытывает те же чувства, которые присущи ему. А если эти переживания стрессовые (пусть даже временные), то ребенок инстинктивно защищается от них, отказываясь слушать этот кусочек сказки и стремится быстрее добраться до счастливого конца.
Вы правильно делаете, что придумываете свои варианты, менее печальные. Заменяйте конкретные слова другими, аналогичными по рифме (если это стихи), но более мягкими по смыслу. В этом ничего страшного нет — пусть ваша малышка немного подрастет, научится отделять сказочный сюжет от реального (в возрасте 4-5 лет), тогда ей можно будет прочесть в оригинале тот же «Тараканище» или «Муху-Цокотуху».
К слову, не все произведения Корнея Чуковского пригодны для чтения малышам — все нужно тщательно фильтровать. Если с одной стороны их привлекает хорошая рифма, то по смысловому содержанию они более травматичны для детского восприятия («проглотили», «скушали», «испугались», «порвали», «растоптали» и т.д.). Аналогично и у других детских авторов — если вы встретили подобные сюжеты, пока пропустите их.
Для самых маленьких идеально подойдут сказки В.Г. Сутеева с иллюстрациями (добрые, живые и понятные малышам), стихи и сказки Владимира Степанова (любимые детьми и взрослыми, отлично воспринимаются и запоминаются), также хорошо подойдут короткие стишки Маршака, Михалкова, Благиной, Барто (не все).
Выбирая в магазинах книжку для своего ребенка, учтите несколько моментов:
- Обратите внимание на рекомендацию, указанную на обложке, с какого возраста можно ее читать ребенку. Книжки многих издательств честно пишут об этом.
- Если эта информация отсутствует — вам придется оценить книжку самой. Перелистайте ее, рассмотрите иллюстрации (соотношение текста и иллюстраций должно быть примерно 1:2, т.е. чтобы картинок было вдвое больше текста, ведь они облегчают восприятие всего сюжета). Проверьте, нет ли страшных изображений, которые могли бы испугать впечатлительного малыша?
- Самым маленьким рекомендуется покупать одно-два произведения в единой книжке. Хорошо, если в ней будут картонные страницы (чтобы не порвалась случайно).
- Далее внимательно вчитайтесь в сам текст сказки или стихов. Если там присутствуют негативные элементы, которые вам не нравятся (а вы лучше знаете своего ребенка, что ей подойдет), откажитесь пока от этой книжки.
Руководствуясь этими несложными правилами, вы обязательно найдете то, что понравится вашей дочке.
Удачи вам!
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.
я тоже считаю самым целесообразным избегать таких «страшилок» , рано или поздно детишки это перерастут сами, вопрос как вы проведете время ДО=) в слезах и расстройствах или без них)
Мне очень знакома эта ситуация! Мало того, моя дочка стала заикаться. Когда я обратилась к врачу, он посоветовал мне тоже избегать негативные слова в сказках. НО дело в том, что она очень сильно переживала, просмотрев мультфильм, который показывали в «Спокойной ночи, малыши». Плакала на взрыд, когда смотрела «серую шейку». Жалко ей было героиню. И колобка тоже жалко, и дельфина …
Я в свою очередь, тоже сильно переживала за нее..
Но сейчас пишу и вспоминая эту ситуацию, смеюсь.
Дочке уже 18 лет, и поверьте мне, все сейчас хорошо. Так что, Зинаида, не переживайте! У вас замечательная дочка.
Надо поступить так, как советует психолог, и просто на некоторые действия малыша не акцентируйте внимания. Дети это акцент быстро впитывают и пользуются, иначе говоря, иногда хитрят. Все у Вас будет хорошо!
Татьяна, спасибо, что поделились 🙂
Татьяна, принимай награды 🙂