Недавно мне пришло письмо на почту.
Поскольку такая ситуация встречается достаточно часто (и у меня с дочкой то же самое происходило, пока она была маленькой), я решила опубликовать вопрос-ответ и пригласить вас к обсуждению проблемы:
“Татьяна! Огромное спасибо за Ваши советы.
Но вот по поводу детских ошибок…. Моему малышу 1,5 года. Он у нас второй ребенок, еще есть дочь Ириша, ей 12 лет. То, что мы позволяем делать Артему, мы никогда не позволяли делать дочери, (потому что тогда еще были совсем молодые и очень строгие родители).
Но я смотрю: он на ошибках своих не учится. Вот был случай, были у бабушки в селе, там есть старая кошка, он до того уже ее загонял и замучил, что она стала от него прятаться. Объясняли, что кошечке больно, будет плакать, все равно тянет ее, то за хвост, то за шерсть. В итоге, кошка его укусила, схватила за руку зубами и укусила довольно-таки больно. Наш ребенок, конечно же расплакался, показывал, что у него болит, ругал пальчиком кошку. Но, только боль утихла, опять принялся ее мучить и таскать за хвост.
Как поступать в таких ситуациях?
Я так понимаю,что он не боится,что ему опять будет больно.
Еще раз спасибо за советы и интересные статьи. Татьяна”
В ответ я написала:
Татьяна, добрый вечер! Здесь просто нужно понять, что малыш Ваш еще слишком мал, чтобы сделать вывод и не трогать кошку. Тем более, когда кошка ему напоминает меховую игрушку 🙂 только она живая и непредсказуемая — и это влечет к ней больше, несмотря на укусы и царапины.
Ведь с меховой игрушкой можно играть как захочется — и тискать в ручонках и таскать за хвост…она-то не укусит.
Это первое. А второе — очень желательно не давать детям младше 5-6 лет оставаться с животными и играть. Здесь может быть все, что угодно: от невольного причинения вреда животному (маленький ребенок еще не совсем осознает свою ответственность перед животным и его этому нужно учить терпеливо и под строгим присмотром) до причинения вреда самому малышу (те же укусы).
У нас тут недавно был случай. К моей соседке приехал внук из города, он ровесник Вашему малышу. Соседка на тот момент взяла 2-месячного уморительного котенка. Просто, чтобы внук играл и т.п. А мальчонка в восхищении протянул ручки и непроизвольно та-а-а-к вцепился в котенка, что тот заорал и захрипел от боли…
Я с соседкой еле разжала его ручки… Котенку было реально плохо.
Ему (мальчику в таком возрасте) не объяснишь, лучше всего его ручку взять и показывать как гладить котенка, как играть с ним, дергая веревочку с бантиком. И никогда не оставлять их наедине.
Так что контролируйте Артема, предупреждайте опасные ситуации и постоянно показывайте своим примером, как лучше подружиться с кошкой. Подрастет — крепко усвоит. Тогда можно будет спокойно оставлять поиграть.
***
Напишите, пожалуйста, в комментариях, а как вы справлялись с такой ситуацией, если: ребенок таскает кошку за хвост? Если щиплет и выдергивает шерсть животного, гоняет по квартире, наступает на лапы, ложится на него всем своим весом и т.д? Что предпринимали, чтобы ваши детки дружили с животными в доме и не обижали их (вольно или невольно)? Не обязательно речь про кошку. Здесь может быть так же собака, хомячок, попугай и т.д. кто живет рядом с вашим ребенком.
P.S. Кстати, моя Анечка к своим 5 годам как раз научилась спокойно играть со своим котом Барсом и соседским котенком Барсиком 🙂 Да, их назвали одинаково – вот совпадение! 🙂
Прочитала и чуть не плачу сижу. Как можно отдавать маленькое животное на растерзание ребёнку-монстру? Это же живое существо, маленькая вселенная, божья искорка, а не игрушка плюшевая, неужели ни капли сострадания — у вас, у взрослых людей, которые уже должны понимать, что такое БОЛЬНО? Считается, что среднестатистический ребёнок в первый раз задумывается о том, что такое СМЕРТЬ, в 7-8 лет. Только тогда он осознаёт, что мама-папа, и все люди на Земле, и он сам СМЕРТНЫ, и только тогда он способен ПОНЯТЬ, что такое БОЛЬ, что всё живое очень хрупко и драгоценно . До этого маленький ребёнок хуже любого маньяка-садиста. Он знает только что такое когда больно ему, всё остальное в его мире второстепенно и неодушевлено и существует только для его удовольствия. Можно выдрессировать его не дёргать кошку за хвост в вашем присутствии (он не будет дёргать не потому что понял, что ей больно, а именно потому что вы его тупо выдрессировали, выработали у него условный рефлекс на слово: «Нельзя»), но нет никаких гарантий, что он не покалечит животное, когда вы отвернётесь на минутку. Побойтесь бога, не заводите животных при маленьких детях, тем более — не заводите маленьких детёнышей животных!
Здравствуйте. Моему сыну 3 года 9 мес. Взяли котенка 2 месячного. Я подумала, что уже можно. Ошиблась. Ребенок жутко мучает кота. Я как уже только не объясняла, и по хорошему говорила и наказывала, и угрожала отдать котенка другим людям. Он мне на мои слова только говорит: Нет! и дальше как ни в чем не бывало бежит и тащит кота за хвост! Однажды я не углядела, оставила приоткрытыми окна на балконе. И он выкинул котенка с балкона! Я никак не могла ожидать такого поступка от сына. До сих пор в голове не укладывается. Котенок остался жив и даже почти здоров (думаю, на психическом здоровье точно сказалось). физически-цел. Я не знаю, как объяснить, как управиться мне с сыном.
У нас к рождению сына уже пару лет был кот, с очень неуживчивым характером. На чужих шипел, бросался, царапался… А со своими всегда хорошо, но хозяин у него был один — муж. Конечно, я опасалась реакции кота на малыша. И кто бы мог подумать, вот такой обычный дворовой кот стал замечательной нянькой. Когда ребенок был совсем маленьким Тиграша его даже пытался вылизывать. Сначала мужа, а потом малыша. Он терпит все его «горячие порывы», если ребенок ну совсем его достает он может слегка прикусить его — не укусить, а именно прикусить — показать, мол выдрал клок шерсти и хватит. Но до этого практически не доходит, я стараюсь оградить кота от чрезмерной любви. Они вместе ползают по подоконникам, прячутся в моем шкафу, мы покупаем котику корм, и если ребенок не хочет идти домой, то «у нас Тиграша голодный дома, плачет, ждет, когда ты его накормишь». Самое интересное, что кот даже не убегает, когда ребенок его жалеет. Конечно, бывают моменты когда ребенок начинает бросать в кота чем-нибудь — мячиком к примеру. Я объясняю, что котику больно, он не может с тобой поиграть, т.к. у него нет рук и ног, а только лапки. И если не помогает, то применяю «отзеркаливание» — беру мячик и бросаю его в ребенка — несильно конечно. После реакции, естественно плача, говорю, тебе неприятно, а котику, думаешь, приятно. Ты же тоже так делаешь, а котик еще меньше тебя, и ему больнее. Срабатывает на 100% всегда. Сейчас ребенок всегда спит с игрушечным котом, похожим на нашего Тиграшу и зовет его своим Тиграшей. И вообще любит животных, мы постоянно кого-то подкармливаем на улице. Причем, ребенок сам предлагает мне покормить — увидит кошку и «мама, давай покормим!» — сыну 2 и 4 месяца. И сам дает ей сосиску, более того, терпеливо стоит в очереди, чтобы купить что-нибудь для кошки.
Ирина, спасибо, что рассказали про Тиграшу =) Как хорошо, что ваш сынок растет чутким и добрым *IN LOVE*
Очень согласна с Марией. Надо садиться с ребенком и гладить кошечку, приучая ребенка к ласке к животным.
У меня дочка 2 годика и 8 месяцев, когда она родилась у нас не было желания брать животных в дом, и по сей день у меня нету никаких животных. Мне их жалко, потому что она точно их замучает. Дочка еще очень маленькая чтобы брать на себя ответственность играть с животными.
Спасибо большое за поддержку и ответ. Честно признаюсь, ждала его и мне стало легче. Совет-очеловечивать игрушки, как я раньше об этом не думала!!? Точнее, совсем мало времени этому выделяла. Прямо сейчас и займемся))
Пожалуйста =)
у вас все получится! 😉
И еще, я уже поняла, что не надо было дочкиному папе рассказывать о случившемся. Ребенок должен знать, что что-бы не случилось, я всегда на ее стороне. Чувствовать тыл. Или это потакать ребенку??? Но, это уже совсем другая тема, которую я не совсем понимаю, хотелось бы ее озвучить)
Папа тоже член семьи, рассказывать нужно, он должен быть в курсе всего. Просто как это сделать — бывает по-разному.
Одна мама может пригрозить: «Вот расскажу папе — он тебе покажет!» и ребенок будет думать, что его предали, он станет защищаться и опровергать.
А другая, мудрая мама, скажет: «Папа придет с работы — а хомячка нет. Он расстроится. Давай ему расскажем, что случилось и вместе похороним. Это наше общее горе». Таким образом, во втором случае в ситуацию включаются на равных правах все члены и все переживают. Т.е. ребенок видит, что и мама и папа жалеют о произошедшем и сам лучше осознает свою вину.
Насчет наказания добавлю — лучше не по попе, достаточно лишить мультиков на день — пару дней. Неделя для 2,5 летнего ребенка — слишком много. Опять же, потому, что для них время тянется оочень медленно. Вспомните, как в длинной очереди они уже после 5-7 минуты начинают ерзать на месте…
Здравствуйте, помогите разобраться с таким вопросом. Дочери 2,5 л. Три месяца как у нас жил хомячок. Я уже стала оставлять дочу наедине с питомцем, конечно подглядывая и подслушивая, как она играет. Она заботилась о ней как могла. Вообщем была привязана к ней. Как-то я убирала клетку, одновременно приехал мой папа, стала разогревать ему еду. Я не видела, что случилось, доча кинула хомячка об стенку как мячик и он умер, это видел папа. Слова ее были в тот момент: он (или ты) плохой, неряха. Переживаю уже третий день, ругала ее, объясняла, к жалости призывала, холодный трупик показывала-ноль! Она хладнокровна и спокойно рассказывает как мы похоронили хомячка и как все было (в беседе с ее папой). Тот тоже ее наказывал. 1)КАКИЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ НАШИ(РОДИТЕЛЕЙ) ДЕЙСТВИЯ? Хомячок женского рода, доча всегда ее называла Алисочкой. 2)ОТКУДА ЖЕ: Он(или ты, точно не знаю) плохой, неряха. Это штампы, я ее так не называю. Мама говорит, что все от того что я ее иногда наказываю физически, по попе даю. Буд-то она так наказывала ее. Но, с игрушками она так не играет. Я склоняюсь к мысли, что она с ней поиграла как с игрушкой-сломала и все. И совсем не понимает случившегося. Мне было-бы понятнее, если бы она переживала. Возможно, не стоило было ее так наказывать, теперь переживаю как все это выльется к 5 годам. Но, я ее за сломанные игрушки(если это так в ее понимании) наказываю. Может она бы переживала, если бы хомячок умер сам(вспоминается сказка «Курочка Ряба» в сравнении с яичком, которое разбила мышка, а не дед и баба)? А слова сказанные ею-из Маяковского (…плохой, неряха). Девочка очень развитая и самостоятельная, знает много стихов-песен, активная, умеет застегивать рубашечные пуговицы, сама катается на обычных роликах и т. д. 3)НЕУЖЕЛИ ОНА НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛА? 4)И когда лучше будет заводить хомячка для пользы нашей? Думаю, месяца через три(самой очень хочется)? Лишила ее мультиков на неделю. Как должен ребенок ее возраста(2,5-3,5г.) должен относиться к смерти животного? Что же она чувствует, понимает ли за что ее наказали??? Наверное, это главный вопрос. Дочь друзей ее же возраста в два года уже показывала свои переживания в подобном случае.
Анастасия, спасибо за развернутое описание ситуации и ожидание ответа. Прошу прощения, что ответить быстро не получилось.
Надо сказать, что смерть дошкольники переживают немного не так, как мы, взрослые. Они еще не в полной мере понимают, что это такое, хотя внешне могут оперировать взрослыми понятиями «умер», «сдох», «его нет больше».
И вполне возможно, что ваша дочка хомячка воспринимала как игрушку, а не как живого существа, которого нужно беречь и защищать от опасностей.
Слова «ты плохой» — можно оценить как проекцию внутреннего раздражения (по каким-то причинам) на хомячка, который просто подвернулся под горячую руку. Либо дочка пыталась заставить хомячка что-то сделать, а он не захотел.
Или же хомячок мог укусить (описать ее) и она так среагировала в своей обиде.
Как бы то ни было, оставлять маленького ребенка с живым существом я бы не рекомендовала хотя бы до 4-5 лет (см. статью). Опять же, чтобы ребенок вольно или невольно не стал причиной смерти животного.
Вы правильно показываете дочери, что хомяк живой и ему было больно. Наказывать можно, если она действительно поняла свою вину. Но если не поняла?
Моя небольшая рекомендация — не напоминайте о случившемся, подождите с приобретением нового питомца. И когда играете вместе с дочкой в ее игрушки — начните их очеловечивать, вовлекать в сюжетно-ролевые игры, проговаривайте их чувства и ожидания. Например, мы укладываем мишку спать. Мишка капризничает «Я не хочууу! Мне скуучноо!». Он сбрасывает одеяло и прыгает на кровати. Мы терпеливо его укладываем, гладим по головке, шепчем тихим голосом сказочку, он утихает и сладко засыпает. Сюжет можно построить из жизни дочки, что для нее наиболее близко и играть вместе. Позже она начнет так очеловечивать сама игрушки и наделять различными ролями.
Почему я заостряю на этом внимание? Потому что подходит благоприятное время для этой деятельности. И здесь можно прекрасно развить эмоционально-личностную сферу ребенка и вовремя скорректировать возникшие трудности, наподобие этой «бесчувственности».
И напоследок, делайте акцент на положительные качества дочки, подчеркивайте, какая она добрая, потому что помогла маме там и там.. какая она умница, потому что сама сложила свои вещи после прогулки и т.д. Этот акцент поможет ей сосредоточиться на добрых поступках и стремиться к ним.
Желаю мудрости и успеха!
А у нас грустная история. Доче 2,5 г. Играла всегда с ней хорошо, а вчера… Сейчас похоронили хомячка. У нас был сирийский, рекомендую деткам постарше, т. к. абсолютно не кусачая и не может за себя постоять.
Сочувствую… *SORRY*
Мне, наверное, повезло — все детство меня окружали коты, и я невольно изучила все их манеры и потребности, стала немного «кошачьим психологом». Ведь уже по внешнем виду и поведению кошки можно определить ее характер, настроение, темперамент. У меня двое детей, тоже дома почти всегда жили коты и кошки. Последнему уже 8 лет.
Наверное, я просто привыкла сама к такой модели поведения, что как только появляется какая-то новая вещь, объект, я сразу говорю что можно, а что нельзя. (Естественно, пока дети еще маленькие) И тут же своими действиями подкрепляю сказанное.
Дети — они всегда копируют поведение взрослых.
Ребенок не виноват, если он мучает кошку. Значит, ему этого не объяснили, или объяснили плохо.Если Вы для него не авторитет — ищите причину в себе.
Оставлять же ребенка одного наедине с животным вполне можно уже с того возраста, когда ребенок научился ходить. Наши дети умные, не нужно недооценивать их познавательные способности! Они уже в этом возрасте умеют делать выводы. Напомните только о том, что можно, а что нельзя. А еще лучше — покажите на примере, что будет, если сделать кошке больно — спровоцируйте, например, небольшую агрессию кошки на себя, сделайте вид, что эта маленькая царапина — ну уж очень болезненная. Главное, чтобы ребенок видел все своими глазами, чтобы у него сложился четкий вывод: » Так делать нельзя». И вообще, наиболее ранние знания и навыки оседают в человеке намного сильнее, чем приобретенные гораздо позже. ( Конечно, последний пример — только, если Ваша кошка умеет за себя постоять.:) )
Спасибо за комментарий =)
А мой сынишкаа начал замахиваться на кошку после того, как увидел, что бабушка делала тоже самое. Бабушка не любит животных. Кошка чужая, приходила только поесть. Ему тогда было 1.5 года. Месяц или полтора отучала бить и приучала гладить. А счас сын переусердствует — начинает гладить, потом «кормит» — берет за шкирки и тычет носом в землю. А что дальше — стараюсь не допускать. Собак разрешаю гладить только малогабаритных (если хозяева не против).
Самое интересное, что как бы маленькие не «мучали» животных, тиская их изо всех сил, тыкая в них разными предметами, а мой сынишка даже умудрялся кошку в коробку сложить и сбросить ее со шкафа =-O , кошки любят их больше других домочадцев. Сейчас это проявляется и со вторым малышом — он с ней как с плюшевой игрушкой, а она его всегда «защищать» приходит, стоит ему чуть всплакнуть =)
Ирина, я не представляю, как кошка летела со шкафа =-O Хорошо, что все обошлось =)
И в нашей семье живет кошка Алиса. Когда принесли сыночка из роддома, она очень удивилась и все время пыталась его понюхать. Потом привыкла.
Сейчас Славке 2 года и мы вместе с ним гладим кошку, приговаривая «хорошая киса».
А в периоды, когда Алисе ну очень нужен кот =) , она только за сынишкой и ходит хвостиком и смотрит влюбленным взглядом *IN LOVE*
Интересно =) Моя кошка тоже обнюхивала новорожденную дочку и удивлялась. А потом решила, что она имеет право спать прямо в детской кровати вместе с ней 😀
Кстати, ее тоже звали Алисой 😉
Дочке 1,3 года. Одно время тоже прохода не давала кошке, строго следила, чтобы никто из них не причинил никому вреда. Однажды (не уследила, точнее не успела подбежать, чтобы предотвратить :-[ ) дочка потянула животное за лапку, и в ответ получила укус за руку и удар другой лапой опять же по руке. Я подбежала, попыталась объяснить, что она сделала киске больно, а в ответ киска сделала больно ей. В общем, одного раза хватило, чтобы дочка больше не мучила кошку. Теперь только гладит =)
А у нас было две кошки — так сложилось, что до рождения масика мы с мужем жили отдельно, а потом пришлось с родителями жить. У нас была сиамская кошка, а у мамы осталась моя сибирско-персидская) Так вот наша киска очень сильно начала ревновать меня к малому, пакостила в коляску, в кроватку, шипела… К моему огромному огорчению ее пришлось пристроить в хорошие руки, когда Димке была 4 месяца — очень страшно было оставлять. Так что все «прелести» общения с сыном испытала на себе мамина кошка))) А прелести те еще — малой, когда ее видит, просто дуреет: визг поднимает от восторга, бежит к кошке сломя голову и норовит потискать. Сначала, вроде бы, и обижать не хотел — просто пугал таким шумом, а потом (ближе к 2 годам) начал иногда и лупить((( Мы его наедине с кошкой не оставляем никогда, объясняем, что надо спокойно себя вести, берем за ручку и его ручкой гладим кошку. Кошка мурлычет — Димка в восторге. Но надолго его не хватает — через пару минут норовит кошке в ухо залезть или еще чего сотворить… Ему интересно, а что кошке это больно-страшно-неприятно еще не понимает. Зато кормит кошку с удовольствием — открывает холодильник и гордо достает корм)))
У нас еще до рождения ребенка уже было четыре кота и три собаки, поэтому это не им, а Богдану пришлось приживаться в компании с уже давно сложившимися отношениями. Конечно, все контакты ребенка с котами и собаками проходят под четким присмотром, все поползновения ребенка ударить кота или лезть к кушающей собаке четко пресекаются. Каждый раз рассказываем, как делать нельзя и как можно, и что может быть, если вести себя с животными неаккуратно. Не без того, что пару раз не доглядели, собака гаркнула на Богдашу, а своенравный кот укусил. Это запомнилось, и в итоге ребенку чуть больше года, а его отношение к животным вполне удовлетворительное. Считаю, что нужно быть очень требовательными в этом отношении, не забывать объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, и не оставлять любое его поведение без внимания. Нам это помогает. Ну а насчет приручения маленького животного думаю, что во благо этого самого животного, ребенок должен быть постарше лет трех, чтобы понимать, что котенок меньше и слабее, и что он не просто игрушка, а еще и нуждается в опеке.
В принципе делали все примерно так, как Вы и говорите, и со старшим (7 лет) и с маленьким (1 год 2 месяца). Со старим проблем не было вообще, поскольку он сам по себе очень трепетно относится к окружающим и не дай бог кому-то причинить боль — сам расстраивается. Младший пока не настолько сознателен, но предложили ему поиграть с котенком с бантиком и уши с хвостом были забыты — с визгом, в меру возможности своих ножек, бегал с этим бантиком, иногда и без котёнка 😉
А у старшего с бабушкиным котом случилась настоящая дружба: кот был ручной-ручной, он позволял собой «пол вытирать», играл с Лёвой в салочки (реально, загонит ребенка под диван и аккуратно салит лапой по попе:))))). Царапнул всего один раз, за дело. Ребенок это понял и даже не обижался (уже было 3 года).
Надежда, хорошо, что у Ваших деток есть дружба с животными *THUMBS UP*
Мы взяли котенка когда сыну было 6 месяцев. Это вышло просто идеально. Ребенок начинает ползать, играет с погремушками и пищалками, в целом у них с котенком совершенно одинаковые интересы, при этом ребенок еще недостаточно силен, чтобы причинить животному травму, а котонек безусловно ловче и быстрее, может и за себя постоять слинять за диван при случае. К 2 годам сын и конетенок сформировали свои правила, основанные на взаимных взлетах и ошибках. Я могла смело оставить их наедине. Увы, весной кошечка сбежала. В начеле осени мы решились на нового котенка, но ничего путного из этого не вышло. Объяснить ребенку пока невозможно, что он делает больно зверушке, а зверушка не может ни вырваться, ни спрятаться. Котенок погиб по моему недосмотру. Ребенку объяснила, что он он его обижал, бил и бросал, поэтому котенок ушел от него навсегда. Про смерть объяснять не стала, не вижу смысла. Надеюсь, какие-то выводы он сделает, хоть что-то отложитя в голове, но с новыми питомцами мы подождем хотябы лет до 4.
Ольга, да, грустная история… 🙁 Конечно, лучше подождать, пока сыночек подрастет — уже будет другое восприятие животного.
У нас старая кошка, сейчас болеет 🙁 и потому практически никогда ее не видно, забьется куда-нибудь в угол… 🙁 А до болезни кошки дочка постоянно тягала за хвост, могла лечь на нее. Я ей постоянно объясняла, что так делать нельзя и кошке больно, она плакать будет. Сейчас , к 2,3 годам вроде уже поняла, только гладит ее. А еще когда я говорю, что у кошки вава на животике, ей больно, она болеет, то Сонька моя начинает сразу жалеть ее, гладить. Уже не обижает. =) Расскажу еще случай, тоже связанный с этой же кошкой. Раньше она жила у свекров, это мы ее забрали после такого вот инцидента. Приехала к свекрам сестра мужа со своей дочкой. Племяннице на тот момент было 3 года. Что она с кошкой только не вытворяла! =-O И за хвост тягала, и гоняла ее по всей квартире. Кошка не знала куда деваться от нее… =-O Замечаний девочке никто не делал, все считали, что так и надо… 🙁 В один прекрасный момент кошка поцарапала! Вместо того, чтобы объяснить ребенку, что так делать нельзя с кошкой, решили выгнать кошку из дома %) Когда мы ее забирали к себе, племянница только и кричала вслед УХОДИ, УХОДИ! Вот такая история. Кстати, когда мы принесли ее к нам, то кошка неделю пряталась ото всех, видимо сама очень сильно переживала. 🙁 И Софью вообще не воспринимала, все время шипела на нее! Но потом как то все наладилось потихоньку!
Бедная кошка, что ей пришлось пережить… 🙁
А за племянницу страшно, если ее так воспитывают — это может вылиться в более серьезные проблемы в отношениях с окружающими…
Вы молодцы, что сделали кошечке добро и приучаете Сонечку. Это не забывается и воздается во много крат.
какая вы умничка) побольше бы таких людей)
Я считаю, что коты и дети до 2 лет (у кого-то до плутора, а у кого-то и до 5 лет) несовместимы. Собаки — это другое дело. Кот и при взрослом может кинуться на кого угодно, он непредсказум, особенно если не видно, что его провоцируют, то есть или раздельные комнаты, для детей и животных или абсолютно никаакой гарантии.
Собаки тоже не гарантируют безопасности: очень многое зависит от породы, ее дрессировки и степени обучаемости…
Интересно, что колли считаются «няньками» и про них пишут, что такие собаки прекрасно ладят с детьми. =) Но и это не всегда бывает (в моем детстве была колли, взяли щеночком в квартиру, где уже была старая кошка. Они друг с другом не подружились и щеночек стал более агрессивным 🙁 *UNKNOWN* ).
Так что очень многое зависит от условий, в которых растет пес и сложившейся иерархии в домашней «стае».
У нас есть кот, он дворовой, в дом заходит очень редко. Дочка любит его «погонять». Федор (так зовут кота) на редкость спокойный, но от Машенькиных игр становится раздражительным и может схватить за руку коготками. Стараюсь не оставлять их наедине.
Да, это разумно
Как раз к 1.5 годам взяли дочери котенка. Поначалу котенок удачно прятался за диваном, но потом подружились, вместе спали, в обнимку, и даже купаться вместе ходили 🙂 Правда приучить ходить в лоток не получилось (так-то котенок был приучен, но мигом отучился) — только ребенок видит котенка, сразу несется к нему, не давая справить нужду…
Тоже словами пытались объяснять, что больно и т.п.
Светлана, интересно 🙂 Можно приучить заново, только нужно отыскать уединенное для котенка место, куда нет доступа ребенку.