Вопрос: “Отдавать или не отдавать ребенка в садик?” во многих семьях стоит довольно остро и все по-разному решают эту жизненную задачу. Одни родители соглашаются оставаться дома с малышом вплоть до школы, другие не имеют такой возможности (нет няни, бабушек) и после декретного отпуска мамы вынуждены отдавать кроху в детский сад.
Как проверить, готов ли ваш карапуз к первому в его жизни испытанию – отрыву от дома и приобщению к детскому коллективу, к иным условиям?
Не будет ли нахождение в садике непосильным бременем для него и для вас? Ответить на эти вопросы вам поможет небольшой тест (для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет):
- Общительный ли мой ребенок?
- Любит подвижные игры? Лепку? Рисование? Конструирование?
- Может увлекаться игрой на непродолжительное время?
- Проявляет интерес к игрушкам, к детям?
- Спокойно относится к новым взрослым?
- Он может оставаться дома с кем-то из ваших близких, пока вы ушли по делам?
- Ему интересно узнавать новое, он часто задает вопросы?
- Кушает самостоятельно, без маминых уговоров и понуканий?
- Умеет ходить на горшок? (на унитаз со специальным детским кругом – как вариант)
- Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?
- Редко болеет (простужается не чаще 4 раз в год)?
- Может выразить словами свою просьбу, обратиться к постороннему человеку?
- Одинаковый режим дня дома и в садике?
- Ложится спать днем?
- Просится в садик?
Идеально, конечно, если вы дали положительный ответ на все вопросы. Ваш ребенок будет легче привыкать к детскому саду, чем тот, который очень сильно привязан к маме, к дому.
Если навыки самообслуживания не сформированы, большая вероятность, что он будет испытывать дискомфорт в группе. Тут уже как повезет с садиком и с воспитательницей. Есть такие, которые легко и просто научат вашего ребенка самостоятельно есть, одеваться, ходить по нужде, ориентируясь на пример других ребятишек, уже умеющих все это делать. Но особенно полагаться на это не стоит. Ваша задача, как родителей – успеть до садика всему этому научиться или хотя бы это уже осваивать.
В каком возрасте отдавать ребенка? Единого мнения нет. Многие отдают уже с 1,5 годика и детки хорошо настроены на садик, а некоторые и в 3 года идут с плачем и капризами. Все зависит от самого ребенка, его темперамента, стиля воспитания, семейного климата, и конечно же, самого детского сада, от чуткости и внимательности воспитателей.
На мой взгляд, лучшим возрастом, когда детский сад по-настоящему интересен для ребенка – это возраст 4-5 лет. Такой ребенок заинтересован в общении со сверстниками и проявляет стремление играть вместе с другими детьми. Ему легче перестроить свой режим, а навыки самообслуживания, как правило, уже есть.
Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок психологически чувствовал себя комфортно и не страдал от мысли, что вы его “бросили” – вы сможете принять правильное решение.
Некоторые сомневаются, что оставаясь дома, ребенок не получит такого развития, которое дает программа занятий в детском саду. Однако, подумайте, если ребенку там плохо, то никакие “развивающие” занятия ему не помогут. Вполне можно заниматься дома или в детских кружках типа “Умничка”, “Маленький гений”, или подобрать увлекательные спортивные игры соответственно возрасту. В обстановке эмоционального тепла, любви и защищенности дети быстро учатся новому, лучше развиваются.
Пусть ваш кроха из своего детства вынесет только положительные впечатления. Это возможно, если вы будете учитывать его потребности. Тогда и дальнейший переход к школьной жизни будет безболезненным и спокойным.
Татьяна, здравствуйте! Ребенку 2,5 года, сходили в садик 2 раза, первый раз оставила его на 40 мин и ушла, прихожу ревет, сказали,что плакал последние 10 мин.,а до этого играл с игрушками. На второй день вцепился мне в шею идти не хотел,кое как затолкали в группу орал, визжал., через пару минут я его забрала, сидели с ним около шкафчиков,разрешили пойти с ним в группу, я постоянно пыталась выйти,только выйду он орет, отбивается от воспитателей, выбегает из группы,ищет меня они его естественно ловят,держат,он орет. Просто Ужас! у меня вопрос: сильный ли вред все это сумасшествие нанесло психики моего ребенка? или это относительно нормальная ситуация? как его восстановить после всего этого ужаса? конечно больше я его там одного оставлять не буду если он будет так кричать.
Наталия, к садику малыша (если вы решили его водить) нужно заранее готовить. Правильно оценить его психологическое и физическое состояние, его коммуникативные навыки, самообслуживание, социальность, степень привязанности к маме и т.д.. Но и этого недостаточно. Нужно сотрудничество с воспитателями, вы должны быть уверены, что они, действительно, с душой относятся к детям, умеют с ними ладить. Это — две слагаемые успеха.
На мой взгляд, вы сделали ошибку, начав запихивать сопротивлявшегося кроху в группу, а воспитатели — силой удерживать его. Что вынесет из этого опыта ребенок — и ежу понятно… Как восстановить? — сделайте перерыв, пусть острота негативного переживания сгладится, потом можно потихоньку настраивать на садик. Но при том условии, что воспитатели — адекватные. Иначе ситуация повторится.
Почитайте комментарии выше, которые я написала ранее другим родителям.
Добрый день, Татьяна!
Моим малышам 3 годика исполнилось в июле. С 3 сентября мы пошли в детский садик. Прошло две недели, и в конце второй у одного из малышей наблюдался настоящий нервный срыв — ТАК он никогда не плакал и не капризничал. По ночам оба периодически просыпаются с криками:»Хочу домой!» успокаиваю как могу. Скажите, пожалуйста, как я могу помочь моим деткам быстрее адаптироваться? Вечерами и на выходных я стараюсь проводить с ними как можно больше времени (так пишут все детские психологи). Не знаю только как реагировать на ужасные крики и непослушание — стараюсь спокойно, но получается еще хуже…( буду благодарна за ответ. Спасибо! С уважением, Ирина
Ирина, здравствуйте. На тот момент ответить не смогла. Как у вас с малышами сейчас ситуация?
Добрый день, Татьяна!
На данный момент ситуация такая — Один малыш — Вовочка- привык к детскому саду ( но он и активней по жизни, легче воспринимает новых людей), а второй- Андрюша- все время как заведенный повторяет: «Не хочу в садик! не хочу в садик!»… по утрам часто еле сдерживаю, чтобы не началась истерика. Вовка его успокаивает, что мама придет и там игрушки и девочки, но помогает это плохо. По словам воспитателей, в саду он не плачет, что как только мы уходим, его удается успокоить и занять чем-либо интересным.
Меня расстраивает то, что он плачет дома, как только говорим о садике… Может все дело в характере и темпераменте ребенка? Он более замкнутый и может подолгу играть один… Не знаю, что и думать. Очень надеюсь, что это период адаптации.
Буду благодарна, если дадите какой-то совет!
С уважением, Ирина
Ирина, темперамент влияет на адаптацию достаточно сильно. По описанию Андрюша скорее всего относится к меланхолическому типу — у такого ребенка адаптация будет дольше. Смотрите по ситуации — если оба малыша ходят в одну группу, наличие брата рядом может сглаживать стрессовую ситуацию, особенно, если они дружат между собой и охотно играют вместе. Если между ними часто бывают «стычки», обиды, нахождение в группе может усилить стрессовую ситуацию (один как бы на стороне деток, а другой остается один сам с собой), деток можно попробовать разводить в разные группы, если есть такая возможность.
Если Андрюша успокаивается и играет после вашего ухода — можно считать это началом адаптации. Такого ребенка нужно почаще поощрять, обнимать, внушать ему, что он молодец, все делает сам, настоящий помощник и сделать акцент, что воспитателю он очень помогает/нравится и т.д. тем самым, поднимая его самооценку и уверенность в себе. Просим воспитателя уделить ему внимание, чаще поощрять, хотя она сама должна это понять и найти к нему подход, но тем не менее, обязательно интересуйтесь у нее и у деток, как день прошел, что было хорошего (при ребенке нельзя обсуждать проблемы с воспит-м) и т.д. (делаем акцент на успехи).
Татьяна! добрый день!
сегодня у Андрюшки почти не было слез по поводу садика. Глаза конечно на мокром месте, но уже без истерик. Расплакался уже перед самым моим уходом из группы. Правда все еще заявляет и вечером после садика, что завтра не пойдет, и утром перед садиком, что идти не хочет. Меня радует, что хотя бы можно сынулю отвлечь и проговаривать с ним волнующие моменты, что «мама обязательно придет вечером» и прочее.
Спасибо Вам за помощь!
С уважением, Ирина
Всем добрый день! Мне понравилась формулировка темы: готов ли ребёнок ? Я работаю с малышами у себя дома, но это не мини-садик, а группа адаптации к детскому саду. У нас путёвку в детсад ребёнок может получить в 3-3,5 года. Я принимаю детей в возрасте 2-2,5 года и «перезимовав» у меня, летом или осенью дети уходят в «большой» садик. В таком режиме работаю уже 6 лет, так что опыт работы есть и есть что сказать. Деткам 2-3 лет гораздо лучше начать посещение именно таких мини-групп. Обстановка приближена к садику, но не совсем такая, группа маленькая (у меня 6 человек). Ну не обязательны ещё маленькому человечку специальные занятия. Сейчас для него гораздо важнее получить навыки самообслуживания, научиться жить в коллективе, привыкнуть к режиму. А вот с 3,5-4-х лет, конечно же, ему уже необходим садик, где программой предусмотрено всестороннее развитие ребёнка. Когда «мои» дети приходят в садик, адаптация у них длится не более недели и проходит менее болезненно как для самих ребят, так и для их мам.
Здравствуйте! Мой ребёнок (2,2 через неделю 2,3) хорошо начала ходить в садик(ходим почти 2 месяца) , даже бежит, не успеет проснуться кричит пошли в садик гулять! Она очень общительная, любит деток, но недавно стала кусаться в садике, иногда плачет в след за детками которые пришли недавно и адаптируются иногда даже их успокаивает, жалеет, говорит не плачь и по спинке рукой проводит. А теперь, к тому что кусается ещё и спит плохо. Засыпает бывает хорошо, а как проснётся пописать кричит мама и её не успокоить, это по словам воспитателей. Они мне звонят постоянно и говорят придите за ней она детей будет. Что делать в этой ситуации, ведь она тоже может привыкнуть что она поплачет и мама придёт. Воспитатели говорят оставляйте через раз. Я попыталась дать ей лубимую куклу, так она первый день с ней очень хорошо поспала а на второй день истерика. Посоветуйте пожалуйста как быть? Дома я практически с ней одна, т.к папа практически всё время на работе. Может её какое то время всё таки забирать сразу после обеда, пусть дома спит(дома спит по 2,5-часа). Заранее Спасибо за помощь!
Анжела, а как воспитатели к дочке относятся?
Не запрещают ли ей в время сна сходить в туалет? Здесь может быть причина проблемы.
В одном садике был случай: ребенок хорошо посещал свою группу, но как только дело доходило до укладывания спать — начинались проблемы (плакал, звал маму, просился домой). Из разговора с ним (с помощью игрушек) выяснилось, что воспитатель закрывала во время тихого часа спальню специально, чтобы дети не выходили. В итоге у этого ребенка начался дневной энурез. К счастью, причину быстро установили, перевели в другую группу. И все прошло само собой.
Поговорите с дочкой ненавязчиво в игровой форме, она вам может многое рассказать, что ее беспокоит, если, конечно, речь достаточно развита для ее возраста. И уже по этим данным будет понятно, что делать.
Спасибо большое Татьяна! Воспитатели на мой взгляд хорошие (в садике они на хорошем счету) и к дочери относятся нормально, она к ним тянется, по крайней мере ничего про них плохого не говорит и с радостью идёт когда они её зовут. Проблема существует на счёт пописать т.е она когда нервничает, то сразу хочет писать, они об этом уже знают и всегда её высаживают, т.к в кроватки она спит пока для маленьких с решетками. По словам воспитателей кто — нибудь в комнате где они спят есть. Вот сегодня опять была ситуация: прихожу её забирать, спрашиваю как она, а она мне говорит, опять плакала, но ничего обошлось, но вы давайте завтра её заберите до сна т.е в 12:00,конечно же я сказала хорошо. Хотя, на этой недели мы проходили 3 дня, для нас это большой рекорд! Вот и не знаю, что делать в этой ситуации, идти на поводу у воспитателей и забирать ей как они просят или решать это как то подругому, может правда постепенно привыкнет. Я переживаю за её психику, чтоб не ранить, хотя всё равно это стресс! Вообщем совсем запуталась. Татьяна, спасибо, Вам ОГРОМНОЕ за помощь!!!
Статья интересная, спасибо. Не могли бы вы подсказать следующее. Мой ребенок пошел в детский сад (ему 2,5 года), ходит 3 недели, водим всего на 2 часа и все это время он плачет без остановок. Воспитатели говорят, что ничем отвлечь его не могут, голова у них болит от его плача. Мол, никто не плачет, только он, забирайте еще раньше. А куда раньше то? Может вообще снять с сада на какое-то время? Сколько это может продолжаться и как мне помочь своему ребенку? Спасибо. С уважением, Катерина.
Катерина, попробуйте сделать перерыв на полгода-год и не водить пока в садик. Для вашего ребенка он пока является источником сильного стресса.
За время перерыва он успокоится, подрастет. К 3-4 годам будет стремление играть с детками в сюжетные игры и можно начать посещение садика.
Хорошая статья, спасибо.
Единственное, все-таки в условиях нашей страны и наших же детских садиков имеет смысл дать ребенку некоторую специальную подготовку перед отправкой в садик. Наглядно показать, что такое хорошо, а что такое не очень) Т.е. не оставлять все на откуп воспитателям или, что еще хуже, одногруппникам.
Здравствуйте! Нашему ребенку сейчас 2,7 лет. В сад мы его отдали в середине июля, до этого я целый месяц ходила сним в адаптационную группу (ребенок с мамой) — знакомство с психологом, воспитателем и т.д. Затем постепенно оставляли одного и за месяц мы дошли до полного дня пребывания в садике. Как говорят воспитатели, в течении дня ребенок чувствует себя комфортно, но до сих пор у нас остались две проблемы — это расставание утром, независимо папа или мама (особенно после больничных) и плохо спит днем.
Мой племянник пошел в сад в 3,4 года. Все удивлялись, что с первого дня он не плакал, хорошо ел, спокойно вставал в сад. Так длилось 2 месяца, а потом как будто ребенка подменили — в сад только со слезами, выходные не возможно вытащить на улицу т.к. он думает что его в сад поведут. Вообще не понятно. Я думаю, что в саду произошел какой то инцидент, что малыш начал так протестовать. Но у родителей нет возможности сидеть с ним дома. Вот такая дилемма, жалко его, а в другой сад отдать нет возможности (еле в этот засунули), сейчас же в садики с пеленок записываться надо.
Ирина, тут могут быть две причины. Либо ребенок просто устал от садика (первое время новые впечатления, эйфория, все так интересно, много игрушек и т.д.). А когда понял, что туда нужно регулярно ходить — стал протестовать. Либо, как вы и говорите, что-то там произошло неприятное для малыша. В этом случае родителям обязательно нужно это выяснить. Пусть они расспросят сына, а если тот не может объяснить причину — попробуют поиграть с ним в садик — так через игру они узнают много нового и неожиданного.
И поговорить с воспитателями, в крайнем случае, с заведующей (если, конечно, она адекватная).
Сейчас нам 1,7 и я буду отпираться от д/с руками и ногами как минимум до 4-5 лет. Найду любые способы, чтобы иметь возможность самой заниматься с ребенком! На мой взгляд, просто чудовищно и бесчувственно отдавать с года, как это делали в мое детство! Режим, общение, степень свободы, традиции, да и вообще все,что происходит в д\с, о-о-очень сильно отличается от моего подхода и взгляда на образ жизни маленького человечка!
Таня, статья просто отличная! И возраст о котором ты пишешь (4-5 лет) мне кажется тоже очень подходящим, а ведь редко встретишь такое мнение, недавно читала на одном сайте статью «отдайте его лучше в 1,5 года, а то в 3 он уже всё соображает и знает что дома лучше»… Я испытала шок от мотивов….
Да, мотивы у родителей могут быть разными, поэтому важно проанализировать, кому на самом деле нужен садик: ребенку или маме, мечтающей поскорее выйти на работу и передохнуть от домашних дел…
В моем варианте как раз боится отпустить маму, не признает других взрослых. С другими детками играет охотно, но мама должна быть рядом. Хотя, может он просто еще маленький — 1 и 7 мес…
Хотелось бы еще услышать (увидеть:)) Ваше мнение по поводу адаптации к садику, в какое время года лучше отдавать, сколько времени уходит на адаптацию. Я планировала в апреле, выходить на работу мне в сентябре, очень много разных мнений, очень сложно определиться.
Елена, на адаптацию обычно уходит 1-3 месяца. У некоторых детей — около года, потом они просто «перерастают» эти проблемы.
Посещения можно начать весной или ранней осенью. В это время в садиках (до конца мая) обычно идут развивающие занятия, деткам интересно участвовать. Летом многие воспитатели берут отпуска, количество детей уменьшается и часто 2 группы близких по возрасту малышей объединяют, что не совсем хорошо для начинающих посещать. В такой группе не чувствуется стабильности, которая необходима для привыкания. Кроме этого летом дети больше гуляют и занять группу малышей чем-то интересным уже труднее, не адаптированный к новому окружению ребенок может испытать сильную тоску по дому.
Если вы решили отдавать, мой совет — сделайте это в максимально мягкой форме:
1. За пару месяцев примерно перед первым посещением морально подготовьте малыша к садику, пробудите интерес и желание (расскажите о нем, понаблюдайте за другими детьми, гуляющими во дворе садика, дома поиграйте в детский сад — подойдут куклы, разные зверята, станьте «воспитателем» и т.д.)
2. Начните ходить в садик за несколько месяцев до вашего выхода на работу, чтобы быть рядом во время привыкания и в случае болезни не брать больничный.
3. Не спешите оставлять ребенка на целый день. Первый день — вместе с вами, второй — на полчаса исчезните с поля зрения ребенка, не уходя совсем, и постепенно увеличивая продолжительность вашего отсутствия. На третью неделю, если все в порядке, попробуйте оставить на тихий час.
Есть и другой метод, более жесткий и его практикуют: раз привели ребенка, все! Никаких тягостных прощаний. Хочу сказать, он подойдет только опытным воспитателям, умеющим найти подход к каждому ребенку, отвлечь его внимание и переключить на что-то необыкновенно интересное. Если вы доверяете своему воспитателю и хорошо его знаете — попробуйте.
Будьте готовы к тому, что после садика малыш может сильно капризничать — уделите ему больше внимания и любви.
Хорошая статья. Спасибо!
Но как быть, когда большинство ответов НЕТ, а отдавать в садик все равно надо…
А по поводу того, что в садике ребенок быстрее развивается, то это когда как. Бывает и наоборот. Если мама до выхода на работу занималась с малышом, то в садике на занятиях ему бывает скучно.
Елена, тут нужно индивидуально подходить к проблеме, смотря на то, на какие вопросы был дан ответ «нет». Например, горшок, самостоятельное одевание, режим — к этому ребенок может привыкнуть и научиться, глядя на других. А вот если он боится новых людей, плачет, не отпускает маму от себя ни на шаг — лучше выждать какое-то время.
Что касается развития, в коллективе занятия воспринимаются иначе, чем наедине с мамой и если ребенок уже все умеет — ему будет интересно смотреть, как другие делают, возможно, он даже станет «правой рукой» воспитателя и охотно поможет другим деткам.
Спасибо!