Доброго вам дня! Давно не писала вам, было очень много работы и разъездов.
Последняя моя поездка была в Питер, в клинику, где 5 лет назад я прошла операцию (кто не в курсе, у меня была кохлеарная имплантация, чтобы лучше слышать, т.к. с раннего детства слух — на границе глухоты).
В клинике лежат как совсем маленькие дети, так и взрослые.
Вы просто не представляете, как много людей со сниженным слухом и глухотой… 🙁
И какое счастье, что медицина имеет возможности для коррекции слуха!
Однажды я заметила мальчишку лет 5-6. Шустрого электровеника, как обычно называют таких очень подвижных деток.
Он перенес 2 операции на оба ушка, стал слышать, но пока не разговаривал.
Его мама — стройная красавица, была измучена и опустошена.
Есть ли у него гиперактивность? Я не знаю, возможно. Карточку его не видела.
Мои наблюдения (во мне, как всегда, включился психолог :)) были лишь невольными наблюдениями за его поведением и реакциями со стороны.
Представьте теперь такую картину.
Очередь в кабинет врача. Как по записи, так и в порядке живой очереди.
Ожидающих приема около 5-7 чел с детьми.
Каждый прием длится от 30 мин и больше (на диагностику идет дольше времени).
Естественно, многим деткам это ожидание дается непросто.
Этому мальчишке было труднее всего. Он не мог спокойно стоять/сидеть. Ему было важно двигаться.
В движениях он находил разрядку накопившемуся напряжению. А маме было важно вести себя «прилично».
Я мысленно сочувствовала и мальчику, и его маме.
Мама ловила его каждый раз, когда тот выбегал далеко в коридор и мог затеряться в толпе.
Мама возвращала его, крепко схватив за плечи.
Мама увещевала стоять спокойно. Кричала. Шипела.
Мама призывала посмотреть на пример других детей, сидящих в ожидании.
Мальчик не мог. Он вырывался. Агрессивно. Мама срывалась. Мальчик бил маму руками, ногами, швырял шлепки, игрушки, показывал язык, колотил по стенке, ползал по полу.
Сердобольные бабушки с внуками в очереди были в шоке.
Одна бабушка попробовала ласково его призвать к порядку, но мальчик увернулся от нее.
Мама взрывалась и шлепала его. Мальчик заводился еще больше.
Мама органичивала его пространство углом, закрывая собой проем коридора.
Мальчик рвался вперед, как дикий звереныш, рыча на маму.
Когда мальчик уставал, он приближался к маме, но она отталкивала его, потому что ей казалось, что у него на уме — укусить ее, дернуть за волосы.
И действительно, приблизившись один раз, он ее укусил и получил чувствительный шлепок.
Мальчик стал лизать стены. Мама снова набрасывалась на него и одергивала. И все повторялось снова.
И я увидела закономерность:
Мальчик постоянно искал внимание мамы всеми способами. Плохим поведением, отчаянностью, обидой, местью. Ему было важно ее внимание любой ценой!
Мама игнорировала его, насколько хватало у нее сил, потом срывалась на него всевозможными фразами, одергиваньем, отталкивала от себя, чтобы не получить укусы.
Маме было важно его хорошее поведение.
И все повторялось снова.
Самое главное обе стороны упустили. Догадайтесь, что именно… Напишите в комментариях.
А завтра я напишу продолжение 🙂
Честно, очень жаль эту женщину. Я бы, наверное, уже в окно вышла на её месте. Сама ненавижу эту черту в своём ребёнке, это вечное стремление куда-то бежать, визжать, игнорировать просьбы и намеренно нарушать запреты, чтоб посмотреть, а чё будет. Меня за такое в детстве лупили без разговоров, я не луплю, но чем дальше, тем больше начинаю думать, что библейский совет «не жалеть розог» был не так уж и плох.
Интересно, что Вы посоветуете. Мой сын 4 лет также гиперактивный, есть проблемы с неврологией. Я понимаю, почему он себя так ведет. Но мне очень сложно, тк все равно изредка срываюсь. Люди посторонние не понимают такое поведение и в общественных местах приходится терпеть осуждающие взгляды и упреки в «капризности» ребенка.
Доброй ночи, Вера, дописала продолжение: https://detpsycholog.ru/prodolzhenie-i-togda-mama-sdelala-to-chego-ne-ozhidal-ot-nee-syn/
Спасибо, у сожалению, только обнять не помогает. Иногда в очереди или в дороге можно занять новой игрушкой или мультиком. Но не надолго и не всегда. Когда ребенок на учете у невролога, рецепты для обычных детей в основном не работают.
Вера, да после рассказа о ситуации я дала общие принципы, они подходят в большинстве ситуаций. Кроме этого, всегда есть оговорка — индивидуальный подход.
Поэтому, как выбрать, что подойдет конкретному ребенку? Это нужно понаблюдать за ним, знать его особенности развития, сильные и слабые стороны личности, характера, общего самочувствия и на основе этого планировать поездки или вылазки в общественные места.
У меня такой же ребёнок, девочка 6 лет. Супер гиперактивная, ещё и с характером, со своим мнением на всё. Я вроде с одной стороны понимаю её природу, что вот ей нужно прыгать, бегать, скакать, громко говорить, что то постоянно делать, но в общественных местах, когда это становится настолько явным, чересчур громким и шумным и мешает окружающим людям, то я волей не волей начинаю переживать, мне становится стыдно перед людьми. На мои просьбы вести себя тише и спокойнее и более цивилизованно дочь просто не реагирует. Да я согласна с Дарьей, наверное до сих пор у нас не налажен контакт и самое главное доча не видит во мне авторитета и не доверяет мне получается так, что мои просьбы для неё ничего не значат … Получается, что я игнорирую её просьбы ко мне, хотя всегда стараюсь идти на контакт и выполнить просьбу доченьки … выходит больше игнорирую ,чем выполняю… надо подумать об этом 🙂
у меня сын был гиперактивным, давала ему возможность побегать. конечно с ними не легко, но до такого не доходило конечно. Всегда стимулировала его в таких случаях походить, полазить, а если начинал мешать уводила в сторону хотя бы на время, а так он бегал с детьми. был очень контактным. сейчас уже 13 лет, стал спокойней, правда часто во рту чего-нибудь грызет или в руках вертит, рассеянность внимания тоже присутствует…
Похоже мама совсем потеряла контакт со своим сыном. Важность быть хорошей для социума, а не для ребенка. Понять его потребности увидеть его природу. Упустили, мне кажется, они просто не общаться.
Так я вела себя со своими детьми, чтобы выглядеть прилично в глазах окружающих. Внуку позволяю реветь в подъезде, поднимаясь в квартиру — на всю катушку и удивленным соседям спокойно объясняю — иногда хочется поплакать и всем сразу становится веселей.Мальчику сложно попросить маму пойти пока побегать. Маме было бы легче, если бы согласилась поиграть в догонялки. Но это теория А на практике так и очередь можно пропустить.
Мама упустила из виду ключевые потребности ребёнка: потребность в эмоциональной близости с мамой и потребность в движении. И ещё: проблема с ушами/слухом — это сигнал о проблемах привязанности. Всегда. Либо её катастрофически не хватает, либо она выходит на первый план в жизни (что тоже связано).
Для моей старшей в таких ситуациях очень важно услышать, что я её люблю и буду всегда с ней. В толпе она хочет слышать, что я всегда буду её защищать.