Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка есть разнообразную пищу. Они очень стараются приготовить вкусный завтрак или обед и горестно смотрят на почти нетронутую любимым чадом тарелку.
Избирательность в еде бывает разной. Я перечислю три основные вида, с которыми чаще всего сталкивалась в практике консультирования:
- выбор ребенком 1-3 блюд и категорический отказ от остальных,
- ребенок ест пищу конкретной консистенции (например, только пюре или только жидкую),
- предпочитает еду определенного цвета, формы, вкуса (например, только белого цвета с нерезко выраженным оттенком вкуса)
Перед консультацией по налаживанию пищевого поведения у ребенка я обычно даю мамам специальную анкету и прошу подробно ответить на вопросы.
В результате анализа анкет я выделила несколько причин, которые способствовали появлению пищевой избирательности в поведении у ребенка.
1. Мама придает гипертрофированное значение вопросу кормления у ребенка
Отсюда растут ее тревожность, страхи, заостряется повышенное внимание ложкам ребенка и беспокойство, что он недоедает. И это несмотря на то, что физические данные ребенка в пределах нормы.
Что чувствует ребенок? Он ощущает тревогу мамы, напрягается перед едой.
Позже он замечает, как легко можно управлять мамой в вопросах питания и общего поведения. Начинает капризничать, требовать свое или отказываться от чего-то. Еда для него становится средством манипулирования родителями.
Какие бонусы ребенок получает: повышенное внимание родителей, гиперопеку, быстрое исполнение желаний.
2. Мама опасается давать ребенку самостоятельность в кормлении
Она считает, что малыш не справится с ложкой/вилкой, испачкается, прольет или уронит содержимое тарелки на пол.
Что чувствует ребенок? Первое время он настойчиво тянется ручками к еде, чтобы «распробовать», к ложке, но встречает сопротивление мамы.
Потом до него доходит, что так легче — только открывай рот. А он сам займется интересными делами: посмотрит мультик, послушает книжку и даже… будет играть с игрушками.
Позже он понимает, что можно «еще проще» — не жевать, а глотать, пусть только мама позаботится об этом: пропустит еду через блендер, накормит сама…
Интереса к новой еде не возникает — а зачем? Пробовать, жевать, привыкать к новой пище?… Не буду и все!
Какие бонусы ребенок получает: не надо напрягаться с едой — она сама идет в рот в удобной форме, а он смотрит мультики/играет.
3. Мама использует еду в качестве подкупа или наказания
Что чувствует ребенок? Раздражение и злость. Желание «переиграть» по-своему: «Ах так?! Не сделаю это — не получу конфету? Ну уж нет! »
Так еда из маминого оружия превращается в оружие ребенка: «Я сделаю это (например, съем суп), но сначала ты мне дашь конфету!»
А когда получает желаемое — есть суп отказывается. В том числе и пробовать новое. Потому что изначально отсутствует пищевой интерес.
Вообще манипулирование — грань тонкая и дает совершенно неоднозначные результаты. Там, где вы думаете «обхитрить» и заставить съесть обед, вы можете получить обратный эффект.
Какие бонусы ребенок получает: управление родителями через манипулирование.
4. Мама чересчур настаивает на конкретном блюде
Ребенок сопротивляется изо всех сил, но если мама продолжает заставлять его есть, может возникнуть стойкое неприятие на многие годы.
Пример: нелюбимое молоко в детстве, потому что на поверхности плавала пенка. Бр-р!
Что чувствует ребенок: отвращение к этому виду пищи, неприятные ассоциации, снижение доверия к маме и отсутствие желания пробовать новое.
Бонусов в данном случае никаких: идет отрицательное закрепление негативного отношения к данной еде.
5. Мама предлагает еду тогда, когда ребенок не готов
Некоторые дети не сразу готовы завтракать после пробуждения. А кто-то не может оторваться от игры, чтобы пойти обедать.
Или ребенок слишком уставший после прогулки и ему необходимо время.
Когда мама ставит еду и получает отказ ребенка, она начинает пытаться адаптировать пищу для «лучшего усвоения». Иными словами — блендерить, чтобы ребенок поел быстрее.
Что чувствует ребенок: «меня не понимают… заставляют есть, когда я не голоден или не готов».
Какие бонусы ребенок получает: не надо стараться жевать и работать ложкой — за него уже все сделает мама. А к новой пище ведь нужно привыкать, тогда, когда нет ни сил, ни желания. И она по этой причине отвергается.
Учитывая эти моменты, мама может пересмотреть свое поведение и скорректировать его. Главное — не запускать проблему, т.к. чем старше ребенок, тем уже сложнее. Потому что привычное поведение закрепляется.
Ситуация постепенно начнет меняться. Меняется мама — меняется и ребенок. И это замечательно!
P.S. Если нужно больше информации по налаживанию пищевого поведения у ребенка:
- почитайте статьи на моем блоге,
- изучите курс «Ах, кусочки-комочки»,
- запишитесь на консультацию.
И пусть ваш ребенок кушает с удовольствием!