В МГУ в 9 лет — это круто?
Наверно, вы тоже заметили повышенную частоту публикаций в новостях про семью Тепляковых, в которой самая старшая из детей, Алиса, в сентябре поступила в МГУ в свои 9 лет.
С другой стороны, тема раннего развития ребенка стала популярной еще с 80 года прошлого века. Все мы хорошо помним про Никитиных, их методику воспитания и развития детей, которой зачитывались тысячи.
На сегодняшний момент таких разработок по развитию с пеленок разными способами очень много.
И каждая из них имеет толпу преданных поклонников со стороны старательных, ответственных мамочек и папочек. Для них развитие ребенка представляется как некий проект для защиты, чтобы поднять к широким массам и использовать как устоявшуюся и проверенную методологию «выращивания супер-гения с IQ выше 140».
Что стоит за дверью
Как мама, в первую очередь, я прекрасно понимаю таких родителей. Их огромное желание, чтобы их сын или дочка показали удивительные результаты своего интеллекта. Чтобы окружающие восхищались их ребенком и признали педагогический талант (а то и гены) родителей.
Но как психолог, я вглядываюсь в лица таких «ранних пташек» и вижу то, что порой упускают сами родители. Дети-вундеркинды имеют очень хрупкую психику, которая слабеет под непосильной нагрузкой, как интеллектуальной, так и эмоциональной.
Да, они могут превосходить сверстников и даже тех, кто значительно старше, по мышлению, скорости воспринимаемой информации, счетным операциям или быстро осваивать сложные не по возрасту вещи.
Но вместе с тем их эмоционально-волевая сфера, как правило, страдает сильнее всего и даже может отставать.
На мой взгляд, можно условно выделить два типа вундеркиндов:
- истинные
- «натянутые»
В первом случае не по годам смышленные дети, чаще всего, способны в определенной сфере, в то время как в остальных, они вполне обычные мальчики и девочки.
Если родители достаточно мудры не выдвигать своего ребенка на пьедестал всеобщего восхищения и не взращивают свои амбиции «закончить пять классов за один год», все может пройти хорошо.
Детство, отрочество, юность, зрелость… все на своем месте. Самое лучшее, что можно сделать — это сохранить ребенку гармоничное развитие и поддержку тех сфер, в которых он испытывает трудности.
Во втором случае с «натянутыми вундеркиндами» могут наступить непредсказуемые последствия, когда из таких детей пытаются лепить одаренных, нагружая интеллектуально по полной программе, в то время как у них такой потребности изначально нет.
При этом нехватку времени на учебу компенсируют за счет подвижных игр, свободы выбирать любое понравившееся занятие и общения со сверстниками.
О чем нужно помнить, увлекаясь идеей раннего развития:
Психика ребенка развивается по определенным законам и временным рамкам, опережать и перепрыгивать которые нельзя.
В каждом возрастном периоде есть благоприятные моменты и временные рамки для развития тех или иных психических процессов. Нет смысла заниматься анализом сложных систем, если у тебя еще этап наглядно-действенного мышления.
Физическое и психическое развитие ребенка должны проходить гармонично в соответствующей естественной среде.
Среда тоже формирует ребенка, поэтому, если он окажется в неподходящем для его возраста окружении — будет постоянно испытывать эмоциональный стресс, не сможет построить нормальные социальные связи.
Как правило, идею раннего развития в семью привносят сами родители. Создается ситуация, в которой происходит осознанное или неосознанное давление на психику ребенка. «Ты должен», «Ты обязан».
Маленький ребенок изначально доверяет родителям и общую картину восприятия мира получает именно от них. Искаженное восприятие мешает адекватной оценке себя и своих возможностей. Рождаются нездоровые амбиции в стиле «Я лучше всех».
Отсюда первые неудачи воспринимаются как катастрофа, что приводит к дезориентации и потере смысла мира, своей деятельности и даже жизни.
Поэтому не нужно бежать вперед паровоза, особенно, когда у него обычная скорость. Будем бережны к своим детям — каждый период времени прекрасен, когда он на своем месте.
Тоже уверена, что это огромное давление на психику ребёнка. Но возможно единицы могут с этим справляться.
Очень нравится на эту тему фильм «Одарённая». Там девочке очень нравилась математика (именно ей нравилась). В итоге нашли компромисс и девочка росла почти как обычный ребёнок: дружила, смеялась, играла, училась. А вот её мама (тоже гений) из-за постоянных «ты должна» пострадала (не буду рассказывать весь сюжет ).
Мне становится грустно от того, что я сейчас вижу. Родители пытаются детей на огромное количество кружков водить и не всем детям этого хочется. А в первом классе у племянницы (сильный корпус, не знаю как в обычных) все умеют читать и они проходят по чтению материал филологического университета, по-моему. Зачем это детям и как пригодится во взрослой жизни — я не знаю.
Очень рада, что моя мама оставила меня в покое, хотя ей говорили, что я могу 10-11 класс пройти за 1 год (хотя возможно она так решила, потому что к 9-му классу от подростковых переживаний и от большой ответственности в школе у меня началась экзема, с психологом работала).
Да, фильм хороший, заставляет задуматься о многом. Хорошо показано отношение отца к девочке, его позиция и забота о ребенке.
Можно перепрыгнуть, но… если это дается огромной ценой здоровья, то да, важно правильно расставить приоритеты.
Елена, спасибо, что поделились!)