Новый вопрос из рубрики “Задать вопрос психологу”:
Яна
Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.
Татьяна Егорова
Яна, добрый день!
Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.
Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.
Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам.
Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще… еще разочек…за маму, за папу…». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.
Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.
Есть два способа.
Первый — быстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?
1 этап — Подготовка
Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…
2 этап — Расставание
После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.
Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»
В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).
Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).
Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.
Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).
1 этап — Еда только за столом
Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).
Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.
Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.
2 этап — Бутылочка + тарелка
Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.
И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.
3 этап — Только тарелка
Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!
4 этап — Приучаемся есть самостоятельно
Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.
Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.
Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.
Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить.
Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.
Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.
Все у вас получится!
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.
Очень интересная статья. Нашла необходимую информацию, а также дополнительно и здесь есть полезная информация
Здравствуйте Татьяна, спасибо за понятную и развернутую статью. Моей дочке 10,5 месяцев, нет интереса к еде, до 8 месяцев ели прекрасно, но все баночное, стали вводить домашне, съедает от силы 50…100 грамм, обычно грамм 50, редко были дни чтоб съела полностью суп или второе блюдо полностью, обычно она съедает гоамм170…190, утром каши пакетные ест, как обед так чуть еде поест, вся вертится, если дальше предлагать отворачивается или плачет, если не заставлять а предложить какие нибудь Фруктовые пюре после, то поест и в общем так и получится 50 грамм супа и 100 грамм пюре или творожок, агуша, вечером может вообще от домашнего отказаться, съест ьаночку овощного пюре с мясом или рыбой и йогурт, перекусов не делаю, время между приёмами пищи 4 часа. Как нам наладить питание? Одна надежда в год пойдём в садик, что там за компанию со всеми будет есть и ложкой орудовать, дома её только грызёт, у неё зубов пока нет вообще.
Здравствуйте, Алена. Судя по описанию, дочка прикладывает больше усилий съесть домашнюю еду, чем баночную, поэтому быстрее устает и капризничает. Посмотрите, какая текстура и консистенция еды в обоих случаях? Переход должен быть очень плавным и мягким. На начальном этапе допустим меньший объем домашней еды (можно после нее дочку докормить баночной едой и далее это соотношение плавно увеличивать в пользу домашней).
Спасибо за скорый ответ. Про вкусовые и кризис вполне возможно. Место приёма пищи действительно только одно-кухня, общий стол. Хотя жена говорит, что нужно садить за маленький стол, объясняя это тем, что в саду не будет сидеть за малым столом.
Вчера с женой сели ужинать, он сам прибежал начал кушать, чуть-чуть поел, но поел. Сегодня утром снова протесты(йогурт с ложки). Слёзы, хождения за руку, виснит на маме. Я прекрасно понимаю, ему голодно ищет «защиты» у мамы в стрессовой ситуации. Очень жалко его моральное состояние. Протест выражается независимо от того, чей столовый прибор и чьими руками он подносится к его рту, даже не пробуя! еду, отодвигает тарелку со слезами,
Пока писал, сынок не много поел с женой. Сдался, если это можно так назвать.
Если я правильно трактую нашу ситуацию, то нам просто не нужно сдаваться и не идти на поводу у ребёнка, т.е. вот еда, вот стол-садись кушай, не будешь-беги играй, никаких перекусов? Единственное, что омрачает наш путь это то, что голодного его не уложить на сон час и не выйти гулять-виснит на нас с градом слёз. Опасаюсь довести до конкретной истерики. Гуляем действительно мало, то заболеет, то ‘непогода’.
Добрый вечер, Роман.
Протестами и истериками ребенок может сообщать о своем внутреннем дискомфорте. Во время кризиса ребенку приходится преодолевать много противоречивых ожиданий: не та одежда, не та еда, хочу синюю, а не красную, вместо «да» категоричное «нет» не потому что не хочет (он как раз наоборот может хотеть того, чего отрицает) — а потому что хочется показать свою значимость, чтобы с его желаниями и словами считались. После вашего более подробного описания ситуации я больше вижу именно кризис, связанный с общим поведением. Т.к. еда остается единственным средством, которое остается у ребенка в его власти и возможностях, на что он может влиять: «хочу — ем, не хочу — никто меня не заставит и пусть все хоть попрыгают».
Тактика здесь — поддерживающая во время истерики:
я всегда с тобой,
я тебя люблю,
я понимаю, что ты хочешь то и то…
не хочешь сейчас, сделаем позже
хочешь… синюю или красную куртку, йогурт с грушей или с малиной, пойти в парк или на площадку и т.д.(выбор из двух вариантов)
Вместе с поддерживающей тактикой поддерживаем четкие границы, что допустимо, а что нет.
н-р, не хочет кушать за первым завтраком, покушает во время второго
не хочет сидеть за столом, кричит и балуется — говорим, что за столом сидим спокойно, а сейчас нужно выйти, успокоиться (успокоить его, быть рядом, переждать и самим быть уравновешенным, не паниковать), затем вернуться.
Границы и правила в каждой семье свои, они нужны ребенку для формирования предсказуемости событий и поведения. Т.к. когда знаешь, что будет, учишься регулировать свое поведение.
н-р, если ребенок видит, что валяться на полу в истерике «купи машинку» не дает эффект, он этого делать больше не будет. Т.к. истерики и капризы — это очень затратные эмоциональные проявления для организма. И они оправданы тогда, когда родители пугаются и исполняют желание с целью прекратить истерику, которая при этом только закрепляется.
Если еще остались вопросы — можете записаться на консультацию и обсудить более глубоко
Ссылка https://detpsycholog.ru/zadat-vopros-psixologu/
Любви, мудрости и терпения!
Здравствуйте, нашему сыну год и десять. С мультиками ел с 8 месяцев, переучил я его не сразу, но всё же получилось. Когда приучили есть самостоятельно (в 1.9г) все шло не плохо. Затем начал отказываться от того, что в тарелке и ложке, даже если это его любимая еда. Теперь, как видит ложу с едой сразу в слезы. Иногда пытается утащить меня за руку к компьютеру. Хлеб, сыр, коржик- все, что можно есть руками ест. Ведь это перекус, им сыт не будешь. Между приёмами пищи перекусов не даём, насильно не кормим. Второй день голодный(держу оборону, не даю сухомятку), как мне вернуть его самостоятельность в еде и к ложке?
Роман, здравствуйте! Похоже на кризис возраста и/или смену вкусовых предпочтений. Если ребенок здоров, можно пересмотреть рацион, добавить новое/убрать приевшееся или подавать в новой форме. Какое-то время разрешить кусковую еду брать руками, а жидкую пищу кормить с ложечки (как я поняла, протест связан с самостоятельной едой с ложки, а с вашей ложки — ест). Потом постепенно чередовать: он — ложку, вы — ложку и так уменьшать свою помощь. Насчет места и времени еды — пусть будут определенные правила (на кухне, без ТВ и в кругу семьи). Если еда есть на столе, а он упрямится — не страшно, больше гуляйте на свежем воздухе и играйте в подвижные игры. И аппетит обязательно появится.
Здравствуйте, у меня трое девчат. Двое первые близнецы им 2 года и третьей 7 месяцев. В определенные момент взросления старших детей они очень заинтересовались ложками и даже практически ели сами, но у нас то зубы лезут с температурой, то заболели и весь процесс обучения пошёл на сварку . Сейчас нам два года и мы несколько месяцев категорически отказываемся брать ложку в руки. Одна из них лазает в тарелки руками,другая даже руки пачкать не хочет отталкивает тарелку,хотя есть хочет. Что делать даже незнаком. Подскажите пожалуйста.
Алена, здравствуйте, спасибо за ожидание.
В данном случае это похоже на временный период регрессии, он может быть связан со скачкообразными этапами роста и пройдя его, детки начинают применять новые умения и навыки. Параллельно возвращаются и к привычному поведению (как раньше ели ложкой).
Ваша тактика может быть поддерживающей и направляющей: не заставлять, временно помогать им есть и постепенно возвращать им ложку.
Здравствуйте а вот с одной из близняшек мы в июне этого года лежали в больнице она у меня там начала проситься на горшок. По приезду домой я стала поддерживать этот появившийся навок, но тщетно она перестала проситься. Это из за чего может быть? Подскажите пожалуйста. И вообще сколько может длиться период регрессии?
Алена, добрый вечер, здесь свою роль сыграла новая обстановка и дочка, в попытке приспособиться к ней, проявила новые навыки. Вернувшись в привычную среду, расслабилась)) Но вы не пугайтесь, навыки придут со временем, все индивидуально.
Очень полезная статья, а главное вовремя для меня. Трудно себе признаться, что черезчур опекаю и лишаю малыша радости познания еды. Срочно буду исправляться
Добрый день Татьяна!спасибо за такое подробное описание данной проблемы. И все таки вопрос,у меня младшему сыну скоро 5 лет а он по прежнему не хочет есть сам ложкой.как вы и предлагаете не кормить, пробовала может весь день ничего не есть и лишь к вечеру попросит и то съест пару ложек и потом сидит печально у тарелки.мое сердце не выдерживает и я начинаю докармливать.ходим в сад с 3 лет и почти все это время он там не ест сам.воспитатели и няни по началу подкармливали его в старой группе,а сейчас мы перешли в другую и там нам заявили учите ребенкс есть самому( признаться мне и самой стыдно в таком факте) но если ребенок болеет часто меня просто одолевает паника что ест плохо,нет аппетита с младенчества и если еще не кормить его то он ослабнет напрочь и заболеет тяжело.как быть? Дайте совет, как научить ребенка есть самому в 5 лет? P.s. Бывают случаи когда едим все за столом семьей, младший сын не ест, отец повышает голос чтоб он взял ложкуи ел сам, вот тогда он может начать есть и то на ложку накладываем сами.но я понимаю это не правильно и так не должно быть.но а что делать?
Добрый день, Татьяна.
Моему сыну 2г8м. Самостоятельно не ест практически совсем. Очень редко, сколько раз, наверное, можно по пальцам одной руки сосчитать. Признаться, меня это не напрягает и я спокойно его кормлю. Однако скоро ему в садик и к тому же у нас ожидается прибавление, поэтому надо ему учиться этому. Он ходит 2 раза в неделю в детскую группу и там кушает сам (правда, еда — эта бутерброд). Дома никак. Ставлю тарелку, кладу 2 ложки, одну для него, другую для себя, чтобы его кормить. С моей ест, своей начинает баловаться. Убираю его ложку и докармливаю уже одной. Или ставлю тарелку и кладу одну ложку и предлагаю ему поесть. Начинает просить, чтобы я его покормила. Если отказываюсь и говорю, что он должен сам, что он уже бльшой и т.п., он какое-то время просит меня, если не соглашаюсь, то просто убегает из-за стола. Не еде не настаиваю, не хочет — пускай не ест. Но он может совсем не есть, целый день… меня, честно сказать, это волнует. Или один день не страшно и мне нужно выдержать и не кормить его, захочет кушать сам поест… Буду благодарна за советы и рекомендации.
Лариса, здравствуйте. Я вижу, вы еще не решаетесь передать сыну самостоятельность, чтобы он ел сам. А он УЖЕ привык и ему очень удобно. Это еще как способ манипуляции =) Мама покормит, не даст с голоду помереть, правда ведь?
На самом деле, я еще не видела, чтобы ребенок мог вообще не есть. Захочет — съест обязательно. Даже через день. Если только не будет втихаря перекусывать.
Вы можете пойти и по другому пути — оставить как есть. Рано или поздно — станет есть самостоятельно. И это начнется с садика, с полного дня. Не сразу, конечно, бывает и по нескольку месяцев упрямятся. Но начинают кушать.
Вы сначала в семье решите точно, будете ли тверды в вопросе самостоятельной еды или нет — от этого зависит практически 97% успеха
Спасибо за совет. Конечно, от моей решительности зависит практически весь успех операции. Есть опасения, лично у меня, следующие. Сын все время со мной и мнОгое делет только со мной, сильно ко мне привязан. Я переживаю, чтобы для него не было большого стресса в связи с появлением нового члена семьи, тем, что он пойдет в сад, да ко всему прочему и есть самстоятельно придется :). Все это произойдет в одно время практически. Поэтому и хочу снизить риски и растянуть по времени не очень приятное для него. Спасибо
Таня, а как ты думаешь, это нормально что Маша моя кушает нормальную пищу (кроме сиси) очень редко? Я её не заставляю, берем с нами за стол. Хочешь-ешь, не хочешь — не ешь… Но хочет она пока очень редко, правда, если хочет, ест сама. Но это раз в три дня!!! Фрукты правда кушает…. Вес у неё нормальный. Рост тоже. Ей 1г9м
Я думаю, вопрос лучше всего адресовать педиатру, т.к. в этом возрасте грудное молоко обычно уже не является для малыша основной пищей. Проконсультируйся, обязательно.
Татьяна, как ты все подробно объяснила и понятно, главное. Я использую всегда первый метод, на второй меня не хватит. Я просто ставлю тарелку и зову к столу. В нашей семье и правда не бывает самовольных перекусов. У меня средняя, Анечка, иной раз плохо кушает. Но никто в семье не уговаривает и не заставляет ее. Я заметила, что она попросту устает жевать и стараюсь немного измельчить ей пищу в тарелке.
Была у нас в семье не так давно небольшая проблемка с младшей, Аленкой (2года). Пока я лежала неделю в больнице, она гостила у дедушки с бабушкой, где ее кормили с ложки. И по приезду домой напроч отказалась кушать самостоятельно (только у меня на коленях и чтобы я ее кормила) Мы все были очень удивлены. Пару дней я все же покормила ее так, как она хочет (все таки быть неделю без мамы — большой стресс для двухлетнего ребенка. который прежде с ней не расставался). Но потом мы просто поставили тарелку для нее и сели кушать. Она кушать не стала, страшно на нас обидилась и ушла в другую комнату. Зато уже в следующий прием пищи она кушала сама и без притензий.
Даша, ты очень мудро поступила — оказала внимание дочке и быстро ликвидировала зарождающуюся истерику. Не все мамочки бывают такими решительными, многие уступают своему ребенку и идут у него на поводу.