Рубрика “Задать вопрос психологу“: пополнилась еще одним вопросом:
Наталья
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как нам лучше поступить: моей дочке 1 сентября этого года будет 6 лет 8 месяцев (д.р. 19 декабря). На данный момент она ходит в сад в старшую группу. Этим летом предстоит переезд в другой район города.
Сомневаемся между двумя вариантами:
1) Отдать её в лицей в этом году, т.к. она ростом уже 121 см и достаточно развитая, читает с 5 лет, но как на ребенке скажется переезд в новую квартиру, одновременно с этим начало обучения в лицее?
2) Оставить ребенка на следующий год в привычной ей подготовительной группе, чтобы пока не менять коллектив, а сменить только место жительства. И одновременно с этим отдать на подготовку в лицей, куда собираемся поступать. В этом случае волнует вопрос: не будет ли она самая старшая в классе, не разовьется комплекс по этому поводу и не будет ли проблем с общением со сверстниками. Сама она сейчас не очень хочет идти в школу, мотивируя это тем, что младшая её сестренка (3года) будет играть в куклы, а ей придется учить уроки. Но, думаю, уговорить её и объяснить, что надо идти в школу, я смогу. Главное, принять решение мне самой. Только это не очень легко дается, в каждом случае много нюансов. Хотелось бы узнать вашу точку зрения.
Татьяна Егорова
Добрый день, Наталья!
Чтобы правильно решить ваш вопрос, нужно ориентироваться, прежде всего, на то, насколько ваш ребенок созрел для обучения в школе, а именно, готов ли он психологически, интеллектуально и социально к новому витку в его жизни, сможет ли безболезненно принять новые правила, новую роль ученика и т.д?
Психологическая готовность к школе включает в себя развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоциональной личностной сферы и т.д соответственно возрасту.
Социальная готовность – потребность в общении со сверстниками, взрослыми, умение вести себя в коллективе, быть самостоятельным, принимать правила группы, способность обучаться новым ролям и выбирать приоритетные задачи (учеба) в противовес второстепенным (игра).
И, наконец, интеллектуальная готовность, которая включает не умение читать-писать-считать, а умение ориентироваться в окружающем мире, понимать простейшие закономерности и связи между предметами, находить общее и отличие, соотносить, классифицировать предметы по свойствам и признакам и т.д.
Оценить общую готовность к школе в домашних условиях вы можете по моей небольшой книжечке «Как проверить готовность ребенка к школе», которую вы найдете у меня на блоге. Если не читали, советую скачать. К ней прилагаются еще дополнительные материалы, которые вы сможете получить при подписке. Что касается углубленного обследования – рекомендую обратиться к психологу по месту жительства – он проверит ее внимание, память, восприятие и т.д. и даст общее заключение.
Теперь что касается вашего вопроса.
Предположим, ваша дочка к школе готова полностью. Она хочет и стремится в школу, понимает, зачем туда идут (не играть, а учиться). В общении контактна, и легко сходится с новыми детьми. При диагностике (по двум книжкам с блога) никаких проблем не выявлено. Я думаю, в этом случае, можно отдать ее в школу в этом году. Переезд особого влияния, в принципе, оказать не должен, если, конечно, вы не переедете в неподготовленный дом или квартиру, в которой еще ремонт, запах краски, строительный хаос и т.п. В этом случае, придется еще и привыкать к новым условиям.
Другое решение придется принять, если дочка в школу пока не хочет, и еще сильна тяга к игрушкам (т.к. «младшая её сестренка будет играть в куклы») плюс вы пишете, что сомневаетесь, как она будет общаться в новом коллективе в отрыве от дома. Если сомневаетесь, значит, есть какое-то основание, ваше материнское чутье подсказывает. В этом случае, переезд, действительно, может быть стрессом, а школа – дополнительной и непосильной нагрузкой.
Поэтому выждать еще годик, посещая в это время подготовительную группу — будет наилучшим вариантом. Насчет возраста – это не страшно. Не все детки оказываются в одном классе строго одного возраста: кто-то на полгода старше, кто-то — младше. Напротив, в младших классах у ребенка на год старше будет даже преимущество. В глазах других детей он выглядит так: «вот он какой уже большой, умный, а мы еще маленькие…»
Вспомните себя в этом возрасте, как отчаянно хотелось поскорее подрасти! И старшие в классе воспринимаются положительно. Так что насчет этого вопроса не волнуйтесь. Будет дочка справляться с учебной нагрузкой (занятия в подготовительной группе даром не пропадут) – будет авторитет у ребятишек, может, даже станет лидером… почему бы и нет? 🙂
Итак, все зависит от готовности самой дочки. Пройдите задания, оцените ее подготовленность к школе и вам будет ясно, как дальше поступить. Успеха вам!
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.