Сейчас вместе с дочкой перед сном читаем замечательную книгу Чеповецкого Ефима «Непоседа, Мякиш и Нетак» — сказку о трех игрушечных мальчиках, которые отважно спасали своего создателя, мальчика Петю Мамина-Папина, от чрезмерной опеки родителей.
Эту книгу я читала еще во втором классе. Помню, у нас было очень много детской и подростковой литературы, плюс бабушка регулярно брала меня с собой в городскую библиотеку :))
Почему я сейчас говорю про эту книгу. Автор с добрым юмором сумел показать, как проявляется гиперопека родителей в воспитании ребенка. В случае с главным героем, Петей, гиперопека охватила все сферы его жизни, начиная с еды и заканчивая учебой в школе.
Очень рекомендую почитать. И себе, и ребенку, если вашим детям 6 лет и старше. Даже если когда-то ее читали давно — перечитайте. Хорошее настроение и улыбка гарантируются 🙂
Вот несколько фрагментов про Петю, как он стал таким. Обратите внимание, как родители зацикливаются на ЕДЕ:
«Оказывается, Петя был тяжело болен. Он упорно отказывался от сорок пятой ложки супа, от четвертой котлеты, от третьей куриной ножки. А от манной каши, которую ему трижды в день подавала сама мама, он даже отбивался ногами.
Ни один доктор не мог определить Петиной болезни, а мама уверяла, что у Петеньки новая, еще никому не известная болезнь, причем в самой тяжелой форме. Только одна домработница Дуся давно определила его болезнь. Она сказала, что у Пети обыкновенный капризит, да еще с выбрыками.
У Пети был жесткий постельный режим, который состоял из четырех пуховых подушек и двух одеял верблюжьей шерсти. Лечили его тридцатью сортами сдобных булочек и всевозможными сладкими кашами. От этого щеки больного розовым тестом растекались по наволочке и сам он напоминал пятую подушку….»
Там же дается «анамнез» или история болезни Пети. С чего все начиналось. Посмотрите, как легко ребенок может стать центром всей Вселенной в семье. И что самое интересное, ему, на самом деле этого не надо. На протяжении всей книги Петя подсознательно стремится к нормальному образу жизни. Но если перекосы начинаются «сверху», т.е. с самих родителей — ребенку ничего не остается, как играть по их правилам. До момента, когда предоставится удобный случай вырваться из этого «плена» заботы:
…Вам, наверное, хотелось бы знать, почему так печально сложилась Петина судьба? Отчего и когда он заболел этой ужасной болезнью?
Расскажем по порядку. Возьмем простую азбуку и по пунктам А,Б,В… изложим Петину биографию.
А) Первые шаги
Честно говоря, до трех лет Петя ходить не мог. Ему не разрешали. Ножки могут погнуться, и ребенок на всю жизнь останется кривоногим. Но зато уже с четырех лет он был отличным наездником. Каждый день перед завтраком, обедом и ужином он совершал верховую прогулку. Как только на стол ставили дымящуюся тарелку каши, папа или дедушка надевали красную уздечку с колокольчиками и становились на четвереньки. Петя смело садился верхом.
— Но-о! — кричал он и молотил пятками своего скакуна. — Но-о, миленькие!
Мама тоже подбадривала коней:
— Еще кружок! Еще! Смотрите, ребенок цветет от счастья!…
Петино «Дай!» и «Хочу!» стало в доме законом. Петя ездил верхом на ком хотел и когда хотел.
Б) Кормление
— Главное в жизни — питание, — говорила мама. — От рыбы — ум, от каши
— сила, от масла — ловкость! Еда — лучшее средство от болезней!
Поэтому мама завела специальную библиотеку по вопросам кормления ребенка. На полках стояли толстые книги с вкусными названиями:
СТО КАШ ДЛЯ ПЕТЬ И МАШ.
КОМПОТЫ ДЛЯ СУББОТЫ.
СЕМЬ БЕД — ОДИН ОБЕД
и
ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.В квартире жили киска, по прозвищу Сосиска, и пес породы эрдель, по имени Сардель. Имена эти они получили потому, что кошкин хвост напоминал Пете сосиску, а куцый и толстый хвост собаки — сардельку.
В) Петина азбука
Пришло время обучать Петю азбуке. К этому торжественному дню мама готовилась очень старательно. Разрезная азбука и азбука в кубиках были спрятаны в шкаф. Какие могут быть игры во время еды?
Три ночи просидела семья за сочинением специальной «питательной» азбуки.
В воскресенье за завтраком приступили к первому уроку.
Пете показали букву «А» и хором говорили: «Ам!» Петя открывал рот, чтобы тоже сказать «Ам», а ему в рот всовывали ложку с кашей. Подносили ко рту булку и хором кричали: «Бэ-э-э!» Давали на закуску грушу и гоготали, словно гуси: «Ге-ге-ге!»
Поэтому, когда Петя впервые поехал в школу и учительница в классе спросила: «Дети, кто из вас уже выучил азбуку?» — Петя Мамин-Папин встал и пропел:
Ам
Булка
Вилка
Груша
Дыню
Ел,
Жаркое кушал,
Землянику
И
Картошку,
Лук,
Морковочки
Немножко,
Огурцы и
Помидоры
Рыбу,
Сало,
Теста горы…
и так до самой последней буквы «Я».Г) Усатые слова (А здесь — зацикленность на ЗДОРОВЬЕ )
Петино здоровье оберегалось всеми средствами медицины. Каждое утро ему ставили сразу два градусника (под правую и левую руку) и разглядывали язык через увеличительное стекло.
Когда же припадки капризита были очень сильными, Петя требовал немедленно доставить ему домой живого слона.
Мама тотчас же посылала папу в зоопарк за слоном, но папа всегда возвращался с пустыми руками.
Врачи и профессора стали в доме Маминых-Папиных ежедневными гостями. Они заставляли Петю высовывать язык, говорить «э-э-э», дышать, не дышать, а потом разводили руками, терли лбы и произносили непонятные слова, которые кончались на «ини» и «ус»….
И вот, несмотря на все меры, Пете легче не становилось. От его капризита страдала вся квартира, вся семья и даже киска Сосиска и эрдель Сардель.
Д) Несколько слов о дедушке (А здесь — Петя — Центр Вселенной)
С того дня как Петин дедушка оставил работу и перешел на пенсию, мама полностью перевела его на Петин режим. Манную кашу они ели вместе: ложку — дедушка, ложку — Петя (иначе Петя и за стол не садился). Спать их укладывали в одно время, играли они вместе и, наказанные, рядом стояли в углу.
Далее показательный юмористический фрагмент — как покупали Пете игрушку.
В это время к прилавку пробрался наконец Петя с родителями. Заведующий магазином узнал Петиного папу, с которым был давно знаком.
— А-а-а, мое почтеньице, товарищ Мамин! — вежливо сказал он. — Не купите ли своему сыночку осиилика?… Очень похож на вас, чудесный мальчуган! — Заведующий погладил Петю по голове и продолжал: — Взгляните, какой товар… последний осел остался — копия настоящего. Он даже стоит почти как живой.
— Что вы, что вы! — пробормотал папа. — Цена, знаете ли, брыкается…
— Купить! — приказал Петя.
— Умница мальчик, великолепно разбирается в товарах! — сказал заведующий. — Конечно, купить! Уверяю вас, он совсем не брыкается, он очень плюшевый и действует на всех успокаивающе.
— Успокаивающе? — переспросила мама. — Немедленно заверните! Это как раз то, что нужно нашему ребенку.
Папа вытер платком вспотевшую шею и послушно пошел платить за осла 8 рублей 66 копеек.
Дальше можете прочитать сами — книга легко воспринимается и содержит много моментов, над которыми можно поразмыслить. Мне очень импонирует мастерская подача детского писателя Ефима Чеповецкого в ярких образах подсказывать родителям ошибки в воспитании и пути их коррекции 🙂
И напишите в комментариях, читали ли вы эту книгу в своем детстве? 🙂
Я читала эту книгу в школьном возрасте. Интересно, на какой детский возраст вы бы ее порекомендовали? В 4,5 года рано еще наверное?
Писала комментарий, куда-то пропал. Пишу снова :). Вообще-то рановато, эта книжка хорошо воспринимается детьми-школьниками. Я вот ее читала со 2 кл. Но есть мамы, читающие ее старшим дошкольникам. Ориентируйтесь по своему ребенку.
не знаю насчет книги, я своей дочке в 5.5 лет такое читать не буду (взрослым бы да, порекомендовала). Но Сардель у нас тоже есть:) Правда, не эрдель, а вестхайленд)))
С именем как совпало 🙂
Посмеялись вместе с сыном, спасибо!
Спасибо! Книгу не читала, а теперь обязательно прочту и с дочерьми поделюсь — обсудим.
интересный фрагмент, спасибо, что поделились! Ушла искать книгу;)
Не читали еще эту книгу, но возникло огромное желание познакомиться с ней поближе))) Старшей Дочке 4.4 г — и ей будет интересно и Родителям полезно))
Да, будет здорово 🙂 кстати, берите с хорошими иллюстрациями. У советских книжек отличные рисунки.