Эта проблема поднималась на нескольких наших комплексных консультациях по налаживанию пищевого поведения ребенка, которые я проводила этим летом.
Одна мама признавалась, что их приемы пищи для сына-трехлетки напоминают птичью кормушку: ребенок подбегает к столу, ест пару ложек и убегает к себе играть. Затем через 10-15-20 минут снова прибегает и тянет очередной кусочек.
В страхе, что ребенок не получает нужный ему объем пищи, мама разрешала набегами доедать еду и не видела, как можно заставить сына сидеть спокойно в течение всего приема еды.
Ни долгие разговоры, ни пример других членов семьи, сидящих за столом никак не действовали на маленького бегуна.
Когда стали смотреть на диагностике, в чем проблема, проанализировали видео и пищевой дневник, который мама вела на протяжении 3 дней, оказалось, что ребенок находится в промежуточном состоянии голода-сытости.
Что это означает для ребенка с точки зрения физиологии пищеварения?
Это когда с первыми кусками создается иллюзия сытости, но поскольку кусочки слишком малы, они «обманывают» нервную и пищеварительную систему и последняя не вырабатывает нужное количество веществ, необходимых для переваривания. Это приводит к частичному расщеплению структуры пищи.
Далее, в желудке выделяется соляная кислота в ответ на периодически попадающие кусочки пищи. Новые кусочки смешиваются с полупереваренными. Хорошо ли это? Судите сами:
Желудок у «бегуна», не имеет периодов покоя, что совершенно необходимо для нормальной работы. Он плохо чувствует голод, у него практически нет аппетита или он слишком вялый, чтобы съесть за один подход нужную порцию.
Кроме этого, есть «на бегу» опасно для здоровья, о чем часто предупреждают гастроэнтерологи.
Суть проблемы с точки зрения психологии
Как было все просто раньше, когда малыш был грудничком. Захотел поесть — ел столько, сколько ему нужно, затем отправлялся спать или играть в зависимости от времени суток!
А вот для подросшего карапуза, начавшего сидеть и ходить, приемы пищи чаще связываются с ограничением активности, которая, как вы уже поняли, растет пропорционально его возрасту и расширяющимся возможностям. Плюс к этому добавляется пищевая разборчивость: теперь кроха ни за что не съест то, что не понравилось в первый раз. Вкусы стремительно меняются.
Так скучно сидеть за столом… Особенно, когда кажется, что сыт и кусочек можно перехватить «для галочки». А вокруг столько интересного! Хочется все рассмотреть, потрогать, побежать куда-то, послушать что-то, понаблюдать за другими взрослыми. А игрушки… вот это круто! Какая еда?!
Что наблюдает мама? Извивающегося ребенка, не желающего хоть 5 минуток посидеть и поесть, сползающего с детского стульчика для кормлений.
Что чувствует ребенок? «Меня ограничивают… я не голоден… еда не интересная…. фу! невкусная…» и т.д.
Как же быть родителям?
У этой проблемы есть ступенчатое решение, но ее ход зависит от исходных данных по пищевому поведению ребенка:
В какой возрастной категории он находится? (с 6 до 12 мес, с 1 до 2 лет, с 2 до 3 лет, с 3 до 5 лет, старше 5 лет). У каждого возраста есть свои особенности восприятия пищи.
Какой его уровень в питании? (малышковый — это прикорм (6-12 мес), переходный — это переход с прикорма на общий стол (с 1 до 2 лет), общий стол (с 2 лет и старше).
Как ест? (пассивное кормление — кормит только мама, частично активное — начинает есть сам ложкой, вилкой, а мама помогает при необходимости, полностью активное — сам ест без помощи мамы).
Где и с кем ест? (один с мамой на детском стульчике, или со всей семьей).
Какие есть семейные традиции, связанные с питанием: совместные завтраки, обеды и ужины, вылазки и поездки на природу с едой, праздники за столом и т.д.
Что допустимо, а что — нет в данной семье? (разрешения или запреты есть в остальных комнатах, кроме кухни/столовой, таскать с собой еду и перекусывать, кусочничать время от времени, есть много сладкого и т.д.)
Из примера выше для этого трехлетки. Его уровень в питании был — общий стол с частично-активным кормлением, чаще всего ел один на один с мамой. Семейные трапезы — только за ужином. Как вы уже видели, мама допускала набеги на еду с короткими промежутками и не знала, как сделать, чтобы сын съедал за один прием.
Что нужно сделать?
Основная цель: научить ребенка спокойно съедать свою еду за столом и вставать, когда поест достаточно, чтобы дождаться следующего приема еды. Т.е. съел завтрак, дождался 2-го завтрака. Затем обеда, полдника и ужина (если питание пятиразовое).
В психологии есть важное понятие — логические последствия. Это когда ребенок делает какой-то выбор и проживает последствия этого выбора самостоятельно.
Установка логических последствий в нашем случае — это значит, расставить разумные границы в поведении, чтобы сформировать правильное пищевое поведение.
Перед этим ребенку рассказывается о правилах поведения за столом:
«Когда мы кушаем — мы сидим за столом. Если мы наелись — то встаем из-за стола. Если ты поел немного и вскочил из-за стола — мы еду убираем до обеда (если речь о завтраке)». Просим его повторить правило, смотрим, правильно ли он понял его.
Затем идет реализация правила.
Логическое последствие начинается с того, что ребенок, зная о правиле и видя пример у других членов семьи, тем не менее вскакивает после пары кусочков из-за стола. Мама задает уточняющий вопрос: «Ты хорошо наелся?» (пауза, ждет ответа) «Если наелся — я убираю тарелку до обеда». После его утвердительного ответа тарелка убирается.
Если ребенок вылез из-за стола, убежал и вернулся со словами: «Я не наелся» — мама говорит: «Извини, ты сам решил выйти из-за стола. Тарелка уже убрана. В обед ты сможешь поступить по-другому».
Больше про еду разговоров не ведем. Вот здесь многие родители часто ломаются. Одни начинают слишком много говорить, возмущаться его сделанным выбором, увещевать. Другие после возвращения ребенка через короткий промежуток подсовывают тарелку с жалостливым причитанием: «На, исхудал совсем, поешь еще». Третьи не выдерживают его истерики и забывают об обучении нормальному пищевому поведению за столом.
Самый простой путь — это отстраниться от этой темы, спокойно, уважительно отнестись к выбору ребенка и закрепить правило:
Остаешься за столом — кушаешь.
Вылезаешь из-за стола — еда прекращается.
Что делать, если ребенок устраивает скандалы и закатывает истерику?
Быть готовым к этому выпаду. Чем спокойнее вы будете и последовательнее, тем быстрее она прекратится. Ребенок быстрее примет правила, если они будут подтверждаться всегда, сделает правильный выбор, который ему подсказывают логические последствия и будет есть за столом. Пищевое поведение придет в норму.
Как помочь ребенку пережить истерику?
Этот момент введения правила нелегок для всех, но они благотворно повлияют на последующие приемы еды. В трудные моменты, когда правила еще устанавливаются, после того, как ребенок решил встать из-за стола — уводим его на активную прогулку на свежем воздухе, чтобы он мог побегать, поиграть в подвижные игры и тем самым, нагулять отличный аппетит.
А если ребенку все равно, что убрали тарелку? Или он поел слишком мало и вышел из-за стола?
Ответ прост: значит, он не голоден. Здоровый ребенок обязательно поест ровно столько, сколько ему нужно. Вы не можете определять его степень голода/сытости — это не ваша ответственность, а его. А насильно кормить — это самое худшее, что можно придумать.
Ваш ребенок сам приучается чувствовать необходимость подкрепиться, просить поесть — а ваша задача — это обеспечить его питательной и разнообразной едой в примерно одно и то же время. Этот стабильный режим помогает нервной и пищеварительной системе успешно подготовиться к очередному приему еды, что вызывает здоровое чувство голода и отличный аппетит.
Дорогие родители! Больше информации про налаживание пищевого поведения у ребенка вы найдете в курсе:
«Ах, кусочки, комочки! Как помочь ребенку есть твердую пищу»
Если нужна комплексная консультация по этой теме, записаться можно по этой ссылке: >>>Иду на консультацию! <<<
Пусть ваши дети всегда кушают с аппетитом: так вы ловите сразу двух зайцев — это приятно для души и полезно для их тела.
Поделитесь в комментариях, была ли у вас такая проблема и как справились с ней?
Да, у нас как раз такая ситуация. Особенно на улице разыгрывается аппетит у дочек (1 г 10 мес и 5 лет). Правда, на улицу берем только яблоки кусочками и сушеные яблоки (шкригли), изредка сушки (на прогулку 2-3 часа). Но выходя на улицу (даже после полноценной еды дома — у обеих хороший аппетит), уже по привычке (?) начинают просить поесть. И дома «просыпается волчий аппетит» перед сном (даже если уже 11 вечера). Папе искренне кажется, что дети голодные (хотя съели за день больше мамы) и он не может отказать…