В психологии известны несколько случаев, когда дети в раннем возрасте по разным причинам лишались возможности расти в семье и были воспитаны животными. Попав в общество людей, они учились всему заново и кое-где даже успешно.
Часть из них преподносилась как реальный факт, но при ближайшем анализе биографий детей и свидетельств авторитетных источников, многие происшествия были отнесены к вымыслам. А те случаи, которые были правдой, заканчивались теми или иными отклонениями в психике.
Думаю, сейчас вы вспомните про Маугли — сказочный персонаж книг Редьярда Киплинга.
Произведения «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей» широко известны и любимы детьми и взрослыми, ведь в них отражена необыкновенная судьба главного героя.
А отношения в мире животных так похожи на отношения в мире людей. Много параллелей можно провести, чтобы увидеть нечто общее и прийти к закономерным выводам. Много говорится о любви и ненависти, о верности и предательстве, о дружбе и вражде.
Надо сказать, немногие знают, что автор за основу для своей книги взял реальный прототип, судьба которого была схожей в самом начале, но не такой радужной, как у вымышленного Маугли.
В действительности очень мало шансов или они практически нулевые, что такой ребенок сможет вернуться к обычной жизни, проведя наиболее значимые для развития психики годы в нечеловеческих условиях.
Дин Саничар (прототип Маугли) был пойман индийскими охотниками в стае волков. Впоследствии выяснилось, что Дин был умственно отсталым. Он так и не смог стать нормальным человеком, несмотря на попытки обучить его и интегрировать в общество.
Один из исключительных случаев — Марина Чапман
На днях я прочитала книгу «Девочка без имени«, которую написала Марина Чапман. Автор описывает свою реальную жизнь: в свои неполные пять лет она оказалась выброшенной в жестокий мир джунглей Колумбии.
Представьте, что такое ребенок в пять лет ? Это малыш, доверчиво глядящий на огромный мир, не ведающий, что происходит за пределами дома.
Такой и была эта девочка, о которой заботилась любящая мама и которая росла в своей обычной семье… И вот волею судьбы оказывается беззащитной в совершенно диких условиях.
Я не буду писать спойлер. Книга читается на одном дыхании и хорошо передает переживания ребенка, попавшего в незнакомый мир и сумевшего адаптироваться, казалось бы, немыслимым образом.
Пожалуй, на моей памяти это первая книга, описывающая, каким образом ребенок использует простые адаптационные механизмы, чтобы выжить в течение этих 4-5 лет в джунглях. И сохранить психику.
Чтобы потом… суметь войти в то самое человеческое общество, из которого так неожиданно выпал.
Да, большое значение имеет и возраст изъятия ребенка из общества. 5 лет — это уже почти сформированный ребенок, умеющий говорить, рассуждать, оперировать простейшими математическими понятиями, логическими связями и делать определенные выводы.
Не так, как в 7 лет, конечно, но основная база уже есть — а это в развитии играет большую роль.
Так что рекомендую к прочтению :).