Замечали ли вы когда-нибудь за собой желание быть хорошим для кого-то?
Особенно остро оно проявляется, когда вам предстоит важная встреча со значимым для вас человеком.
Бывает такое желание, когда, к примеру, вам нужно выдержать экзамен, чтобы достойно сдать предмет и получить заветную оценку. Или в глазах работодателя оказаться нужным человеком. Или когда вам необходимо показать себя высококлассным специалистом в работе с клиентами. Или побыть с любимым.
Во всех подобных ситуациях это желание быть хорошим дает вам дополнительный стимул и импульс – проделать серьезную работу над собой или над проектом. И благодаря этому толчку вы успешно справляетесь с заданием. А когда эта цель достигнута – появляется желание преодолеть еще более крутую вершину в вашей жизни.
Давайте представим на примере ребенка.
Для него быть хорошим — равнозначно быть любимым своими родителями, быть принятым и понятым мамой и папой. Для него это даже вопрос жизни и смерти. Разница огромная.
Потому что для ребенка как дошкольного, так и школьного возраста на формирование положительной самооценки очень влияет то, как к нему относятся самые близкие и значимые для него люди.
Для мальчика Ваньки (из рассказа А.П. Чехова), который писал письмо «на деревню дедушке» желание быть хорошим приобрело гипертрофированные размеры.
Из письма мы знаем, что Ване несладко пришлось в «ученьи у сапожника» и он страстно хотел, чтобы дедушка его забрал к себе.
Ваня доказывал, какой он замечательный и готов на многое:
«…Я буду тебе табак тереть, Богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду….А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею…»
«…Милый дедушка, приезжай….» — в этих строчках слышится крик детской души, истосковавшейся по родительской любви.
«Я – хороший!» — так обычно считает малыш, только начинающий ходить и говорить. Это диапазон возраста от 1 года и до 3-4 лет. Купаясь в море любви и восхищения, он твердо уверен в своей значимости и очень расстраивается, когда слышит в свой адрес: «Какой нехороший — ….» и далее следует перечень его прегрешений типа разлил, разбил, уронил, упал и испачкал и т.д.
«Я хочу быть хорошим!» — так размышляет ребенок дошкольного возраста, который уже убедился на своем маленьком житейском опыте, что «нехороших не любят, их ругают, а хороших — любят». Когда он старается и не получается – очень сильно может пошатнуться уверенность в самом себе и в своих силах.
«Я — хороший?» — задается вопросом школьник и ищет ответ во взгляде родителей и учителей. Если большинство ответов отрицательных – это сомнение может легко перерасти в убеждение: «Я – плохой!…» со всеми вытекающими последствиями.
Непослушание, грубость, дерзость, обман, плохие поступки. И ради чего? Ради соответствия статусу быть плохим. Который молчаливо присвоили ему близкие. И это очень опасно.
Когда ваш ребенок совершил какую-то ошибку – не спешите его ругать.
Сначала сделайте паузу и разберитесь в причинах. Загляните в его душу – возможно там прячется испуганный кроха, который отчаянно хочет быть хорошим и… пока в силу каких-то причин не может.
В ваших руках детская душа, которую легко сломать. Дайте ребенку самое главное – уверенность в вашей любви, что бы ни произошло в его жизни и что бы он ни сделал. Он – хороший!
А проступок, да, плохой, так не надо делать. А как можно делать – объясните и покажите.
Важнее – нити любви и теплые отношения. Чтобы не пришлось взрослому уже ребенку писать отчаянное письмо в никуда, где его никто не услышит и не поймет,
«на деревню дедушке»…