На днях получила такой вопрос на почту:
Добрый день, Татьяна!
Внимательно читаю ваши письма и хочу выразить благодарность за полезную и важную информацию. Правда, в последнее время писем почему-то стало мало((
Меня интересует ваше отношение к наказаниям детей. Наказание ребенка — зло или необходимость? Сейчас многие родители и психологи выступают против них. А какой позиции придерживаетесь вы?
Благодарю за ответ!
Ирина.
Здравствуйте, Ирина!
Спасибо за Ваш теплый отклик к моей рассылке и к письмам.
Я придерживаюсь комплексной позиции в этом вопросе.
Тема наказания очень индивидуальна для каждого случая и ее сложно сделать универсальной, если не учитываем личность ребенка, его возраст, обстоятельства произошедшего и его семью.
Что такое наказание? По сути — это действие, направленное на прекращение нежелательного поведения виновника.
Чтобы в следующий раз он, вспомнив о наказании, смог бы удержаться от повторения и сделать правильные выводы.
Различают два основных вида наказаний: физическое (порка, шлепки, резкое одергивание) и психологическое (неодобрение, возмущение, словесное осуждение, обличение и т.д.).
Из этих основных получаются множество вариаций.
Но вот что важно знать:
Если наказание совершается человеком, который не любит и не уважает ребенка, оно превращается в насилие
(физическое или психологическое, неважно, суть одна и та же).
Ребенок чувствует боль, страх, унижение. Потом на смену этим чувствам приходят злость, гнев и желание мести. О самом проступке такой ребенок, как правило, забывает и наказание не достигает своей изначальной цели. Проступок не осознается и не возникает желания поступать по-доброму.
Если наказание совершается человеком, который любит ребенка, но в самом моменте наказания этот взрослый потерял над собой контроль и сорвался — оно так же не достигает цели. А ребенок понимает, что взрослый только что оказался перед ним бессильным и потерял авторитет. Доверие к такому взрослому стремится к нулю. А там, где нет доверия, нет и глубоких отношений. Нет стимула меняться к лучшему.
Наказание не должно причинять ребенку физические и психические травмы. В этом случае оно просто превращается в инструмент истязания беззащитного слабого ребенка в руках беспощадного взрослого. Ремень или тяжелая рука, оставляющие надолго красные следы и багровые полосы на теле ребенка, а впоследствии и синяки, просто недопустимы. Аналогично с постоянным моральным унижением с обидными словами: ты не мой сын/не моя дочь, ты — дурак, тупица, с ума сошел, тебя дядя-полицейский заберет, по тебе психушка/тюрьма плачет и тому подобное. Все это разрушает связь ребенка с родителями, ставит его в позицию отверженного и недостойного любви. Часто это приводит ко внутреннему озлоблению, саморазрушению личности (я плохой и не могу быть хорошим), самоистязанию (может проявиться и аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на себя).
В итоге ребенок действительно становится неуправляемым, как бы подтверждая сложившееся о нем мнение родных, он начинает бояться и ненавидеть жестоких родителей.
Что в итоге может получиться после таких наказаний?
Уже по своей сути такое наказание теряет свой смысл, потому что не достигло важнейшей цели — переориентировать ребенка на добрые поступки. Помочь понять свою ошибку и зародить стремление ее исправить. А раз так, то вместо желаемой пользы оно наносит непоправимый вред детской душе.
Кто-то может возразить: вот в древние времена всегда наказывали, кто розгами, кто палкой, кто еще чем-то похуже. И ничего, вырастали достойные люди.
Многие религиозные люди, поверхностно знакомые с основами веры, часто приводят в пример библейский стих: «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына» (Притчи 13:25). Но те же люди забывают и про другой стих из той же Библии: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).
Таким образом, наказание действенно только тогда, когда оно исходит от любящего и авторитетного родителя, не наносит физический и психологический вред, а провинившийся хорошо понимает, за что его наказывают и считает это справедливым.
Есть ситуации, когда нельзя наказывать и ругать (по В.Леви):
- Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.
- Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).
- Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.
Это в целом, если посмотреть на наказание как на инструмент воспитания.
И чем более развиты теплые отношения между родителями и детьми, тем реже взрослые прибегают к этому средству.
Обычно, одно только огорчение мамы или папы для детей уже стимул остановиться, поэтому в сплоченных, любящих и крепких семьях с сильным родительским авторитетом таким деткам достаточно доверительного разговора один на один с родителями, чтобы пересмотреть свое поведение.