• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Наказание ребенка — зло или необходимость?

04 июня, 2019
by Татьяна Егорова
наказание
0 Comment

На днях получила такой вопрос на почту:

Добрый день, Татьяна!

Внимательно читаю ваши письма и хочу выразить благодарность за полезную и важную информацию. Правда, в последнее время писем почему-то стало мало((

Меня интересует ваше отношение к наказаниям детей. Наказание ребенка — зло или необходимость? Сейчас многие родители и психологи выступают против них. А какой позиции придерживаетесь вы?

Благодарю за ответ!
Ирина.

Здравствуйте, Ирина!

Спасибо за Ваш теплый отклик к моей рассылке и к письмам.

Я придерживаюсь комплексной позиции в этом вопросе.
Тема наказания очень индивидуальна для каждого случая и ее сложно сделать универсальной, если не учитываем личность ребенка, его возраст, обстоятельства произошедшего и его семью.

Что такое наказание? По сути — это действие, направленное на прекращение нежелательного поведения виновника.
Чтобы в следующий раз он, вспомнив о наказании, смог бы удержаться от повторения и сделать правильные выводы.

Различают два основных вида наказаний: физическое (порка, шлепки, резкое одергивание) и психологическое (неодобрение, возмущение, словесное осуждение, обличение и т.д.).

Из этих основных получаются множество вариаций.

Но вот что важно знать:

Если наказание совершается человеком, который не любит и не уважает ребенка, оно превращается в насилие
(физическое или психологическое, неважно, суть одна и та же).
Ребенок чувствует боль, страх, унижение. Потом на смену этим чувствам приходят злость, гнев и желание мести. О самом проступке такой ребенок, как правило, забывает и наказание не достигает своей изначальной цели. Проступок не осознается и не возникает желания поступать по-доброму.

Если наказание совершается человеком, который любит ребенка, но в самом моменте наказания этот взрослый потерял над собой контроль и сорвался — оно так же не достигает цели. А ребенок понимает, что взрослый только что оказался перед ним бессильным и потерял авторитет. Доверие к такому взрослому стремится к нулю. А там, где нет доверия, нет и глубоких отношений. Нет стимула меняться к лучшему.

Наказание не должно причинять ребенку физические и психические травмы. В этом случае оно просто превращается в инструмент истязания беззащитного слабого ребенка в руках беспощадного взрослого. Ремень или тяжелая рука, оставляющие надолго красные следы и багровые полосы на теле ребенка, а впоследствии и синяки, просто недопустимы. Аналогично с постоянным моральным унижением с обидными словами: ты не мой сын/не моя дочь, ты — дурак, тупица, с ума сошел, тебя дядя-полицейский заберет, по тебе психушка/тюрьма плачет и тому подобное. Все это разрушает связь ребенка с родителями, ставит его в позицию отверженного и недостойного любви. Часто это приводит ко внутреннему озлоблению, саморазрушению личности (я плохой и не могу быть хорошим), самоистязанию (может проявиться и аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на себя). 

Это интересно:  А вы даете ребенку витамин "Р"?

В итоге ребенок действительно становится неуправляемым, как бы подтверждая сложившееся о нем мнение родных, он начинает бояться и ненавидеть жестоких родителей.

Что в итоге может получиться после таких наказаний?

Уже по своей сути такое наказание теряет свой смысл, потому что не достигло важнейшей цели — переориентировать ребенка на добрые поступки. Помочь понять свою ошибку и зародить стремление ее исправить. А раз так, то вместо желаемой пользы оно наносит непоправимый вред детской душе.

Кто-то может возразить: вот в древние времена всегда наказывали, кто розгами, кто палкой, кто еще чем-то похуже. И ничего, вырастали достойные люди.
Многие религиозные люди, поверхностно знакомые с основами веры, часто приводят в пример библейский стих: «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына» (Притчи 13:25). Но те же люди забывают и про другой стих из той же Библии: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

Таким образом, наказание действенно только тогда, когда оно исходит от любящего и авторитетного родителя, не наносит физический и психологический вред, а провинившийся хорошо понимает, за что его наказывают и считает это справедливым.

Есть ситуации, когда нельзя наказывать и ругать (по В.Леви):

  • Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.
  • Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).
  • Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая  искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

Это в целом, если посмотреть на наказание как на инструмент воспитания.

И чем более развиты теплые отношения между родителями и детьми, тем реже взрослые прибегают к этому средству.

Обычно, одно только огорчение мамы или папы для детей уже стимул остановиться, поэтому в сплоченных, любящих и крепких семьях с сильным родительским авторитетом таким деткам достаточно доверительного разговора один на один с родителями, чтобы пересмотреть свое поведение.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Секретная формула от капризов ребенка

    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 158 587 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 143 452 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 117 200 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 107 548 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 103 826 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (15) новый год (14) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2023 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных