Сегодня на консультации у меня был мальчик 10 лет. Да, есть задержка в речевом развитии, причем существенная. Он не говорит словами, только жестами.
Обычно я таким детям провожу диагностику общего интеллектуального развития, оставляя диагностику речи логопеду, затем даю рекомендации родителям проработать тот или иной аспект проблемы и назначаю коррекционные занятия.
Одним таким заданием было сделать из бумаги простейшую поделку – самолет. Кто из детей к его возрасту не знает, как складывается самолет? Лично я таких не видела. А может, есть и такие, которым просто не показали этого дома или в садике. Во всяком случае, по предложенному образцу или совместно со взрослым, они быстро учатся складывать такую поделку.
В моем же случае 10-летний мальчик не только не знал, как делается самолетик, но и по образцу его выполнить не мог. Нейропсихологическая диагностика подтвердила проблемы в развитии пространственных и сомато-пространственных представлений. Другими словами, ему сложно правильно оценивать положение предмета и себя самого в пространстве. Где левая сторона, где правая. Как и в какую сторону складывать листы, чтобы получились определенные фигуры.
Если нет органических поражений мозга, как правило, через определенный цикл занятий дети учатся правильно выполнять задания на пространственные представления (они доступны с определенного возраста). Например, дошкольник уже знает, где его правая рука, левое ухо, где и относительно чего располагаются предметы (например, даются картинки и спрашивают у ребенка: “покажи, где ящик под столом, ящик на столе, ящик за столом” и т.д.). Школьник (с 8 лет) может выполнить задание на срисовывание пространственной фигуры.
Если присутствует органика, задача научить растягивается во времени, либо становится невыполнимой, в зависимости от степени поражения головного мозга и его определенных структур (теменно-затылочные, лобные зоны).
Поэтому я обращаю ваше внимание – в играх с детьми обязательно вводите элементы представлений о пространственном мире. И не ждите школьного возраста.
Примером игр на пространственные представления могут служить простейшие задания, например:
- Поделки с детьми из бумаги (оригами) сначала простейших фигур, затем более сложных. Можно купить любую книжку – таких много продается в книжных магазинах: удобно, все схемы под рукой. Только проверьте обязательно на читабельность и понятность инструкций. Должна быть пошаговая, чтобы было вам лично понятно и вы смогли бы быстро показать своему ребенку. Можно поискать в интернете.
- Игра “право-лево”. Сначала показываем ребенку, где его правая и где левая рука. Становимся напротив ребенка (друг против друга). Затем краткая инструкция: “Когда я скажу “правая!” поднимаешь правую руку, когда скажу “левая!” – поднимаешь левую. Играем пробно, чтобы проверить, понял ли игру. Затем по-настоящему. 🙂 Веселее получится, когда вся семья играет, кто ошибся, выходит из игры. Кто остался один (победитель) – ведет сам. Подобные игры можно придумывать сколько угодно. 🙂
- Вопросы на засыпку с предлогами, обозначающими пространственные отношения (над, под, за, перед, около, в). Первый вариант. Берете готовые картинки с предметами или можете смоделировать их расположение в реальности, где что находится относительно другого предмета (был пример с ящиком и столом выше). Второй вариант. Даете речевые инструкции ребенку: “Положи тетрадку на стол”, “Возьми карандаш и положи под книжку”, “Положи машину в коробку” и т.д.
- Сюда также можно отнести рисование и работу с пластилином, глиной – тактильные ощущения тесно связываются с пространственными представлениями и ребенку намного легче понимать расположение предметов, их связи относительно друг друга.
- И последним пунктом я добавлю подвижные игры (догонялки, прыжки, борьба друг с другом (не всерьез!))) тот же веселый “футбол”) И точные игры (бросание кольца в стержень с расстояния (маленьким подойдет бросание бумажных комков в коробку с расстояния) и т.д.) Здесь хорошо развивается координация движений, глазомер, ловкость рук и ног, общая оценка своего положения тела относительно других объектов.
Более старшим детям (старший дошкольный и школьный возраст) также можно давать настольные игры, представляющие собой игровое поле с фишками и конкретными заданиями, как передвигаться по полю, чтобы достичь определенной цели. Хорошо такая игра идет с играющими от 2-х человек и более.
Кстати, поделитесь в комментарии, как вы еще развиваете детей в этом плане (пространственные представления)? Делитесь друг с другом, нам всем будет очень полезно.
да,очень хорошая инструкция к обучению фигурам.спасибо. *IN LOVE*
Татьяна.большое спасибо за статью! Очень полезная информация.Мой младшенький (ему уже 1.9)тоже не умеет различать фигуры…Будем работать! 😉
Спасибо большое, хорошие рекомендации.
Мы уже с года говорим ребенку, когда одеваем подгузник или трусы, подними правую ногу, подними левую ногу. Правда, пока он чаще поднимает ногу по своему усмотрению. Но ему еще 2-х нет.
Татьяна,подскажите,пожалуйста,с какого возраста ребенок в норме может кружочек вставить в круглую дырку, треугольник в треугольную, и т д. рекомендуются такие игрушки в магазинах уже с года. нам 1,5 года, мы еще этого делать не умеем, хотя остальные пространственные навыки присутствуют (над … , под … , за … , в. .. , большой,маленький сзади,спереди, и т д)?
Елена, наверно, речь идет про игрушку «сортер»? Малыши в 1,5 г. как раз уже могут справиться с этой задачей, если их обучали этому.
Если у вашего ребенка не получается, сначала научите различать по форме фигурки: круг, треугольник.. и т.д. Для этого начните играть в соотнесение фигур: выложите на стол перед ребенком круг и квадрат одного цвета. Покажите ребенку квадрат в своей руке и спросите: «вот у меня красивый квадрат, покажи, где такой же у тебя на столе?» И ребенок берет у вас квадрат и кладет к квадрату на столе: «вот здесь, такой». Похвалите.
Если ошибается и кладет к кружочку, возьмите его указательный пальчик и обведите квадрат: «квадрат вот такой — так…» (проводим его пальчиком по одной из сторон, — «…так, так и так…» — все 4 стороны обвели пальчиком). — «А круг — круглый (обводим его пальчиком). Поэтому кладем квадрат вот сюда» (кладем квадрат к квадрату). Затем повторите вопрос, пока малыш не научится правильно класть.
И так со всеми фигурками отработайте, пока он не освоится с ними более-менее. Затем уже можно показать, как вкладывать в прорези игрушки — сортера.
Здравствуйте! Мне еще кажется очень полезной игры с конструкторами и кубиками. Мои сыновья 7и 2 года очень любят возиться с лего .Старший строит довольно приличные объемные вещи,а по схеме сложить настоящая гимнастика для ума.
Как раз сегодня писала на эту тему.
Мы с дочей в прошлом году учились ориентироваться,ей ещё четырёх не было. Ей очень нравилось играть в робота — она была роботом, а я командовала : повернись налево, подними правую руку. Вот так в игре всё и выучили.
Ещё лабиринты рисовали и пальчиками по ним ходили.
Кстати, самолётик она умеет складывать 🙂
Спасибо большое за советы, Татьяна!
а я не поняла,что делали родители,чтобы довести ребенка до того,что он даже самолет не может сложить???или у мальчика аутизм?
У него задержка развития речи и возможны (на мой взгляд) органические нарушения.
Что делали родители — вопрос открыт.
Не, аутизма как раз нет
Здравствуйте, Татьяна! Мой ребенок, начиная с 2 лет, полюбил игру «Твистер». С помощью нее он очень быстро выучил «право-лево» и смог выделывать самые невероятные фигуры телом 🙂
Игра включает 2 предмета: пластиковый коврик с нарисованными на нем 4-мя рядами кружков разного цвета и циферблат с крутящейся стрелкой, разделенный на 4 части: правая рука, правая нога, левая рука, левая нога. На каждой из четвертей также обозначены по 4 кружка разного цвета, в соответствии с кружками на коврике.
Ведущий крутит стрелку и объявляет результат игрокам, например, «Правая рука на желтый!» Все игроки должны поставить правую руку на желтый кружок коврика. Затем ведущий называет последующие комбинации, а игроки должны выполнять задания ведущего, причем остальные руки-ноги, не выполняющие текущее задание, должны оставаться на своих местах недвижимо. В результате игроки принимают самые немыслимые позы на коврике! Эта игра не только обучающая, она приносит много веселья и смеха!
Еще из своего опыта с детьми могу сказать, что очень полезны: катание на (двухколесном) велосипеде, на роликах, скейте, спортивная гимнастика (особенно стойки на руках, сальто, колесо — мы записали нашего старшего в гимнастику с 4 лет именно с этой целью), лазание по деревьям (не слишком высоким, потому что безопасность — прежде всего). Для совсем маленьких — динамическая гимнастика или качание в одеяле (ребенок ложится на одеялко, двое взрослых берутся с разных сторон за его края и раскачивают ребенка как в гамаке). Непременно пользуются успехом прыжки на батуте — не только полезно, но и весело! Качание на качелях.
Еще хочется добавить собирание паззлов из кусочков, рамки Никитина, трехмерные паззлы или игры на собирание трехмерных фигур из кусочков. Рисование по клеточкам, как срисовывание, так и игра типа «нарисуй линию на одну клеточку вниз, потом две клеточки вправо, и т.д.».
Ну а для самых продвинутых — помощь папам и мамам в сборке ИКЕЕвской мебели по схеме 🙂 🙂
Ирина, классная подборка идей, спасибо! 🙂
Спасибо, хорошие рекомендации)