• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Научите ребенка делать самолет

19 марта, 2012
by Татьяна Егорова
оригами, подвижные игры, поделки из бумаги, пространственные представления
14 комментариев

samolet Сегодня на консультации у меня был мальчик 10 лет. Да, есть задержка в речевом развитии, причем существенная. Он не говорит словами, только жестами.

Обычно я таким детям провожу диагностику общего интеллектуального развития, оставляя диагностику речи логопеду, затем даю рекомендации родителям  проработать тот или иной аспект проблемы и назначаю коррекционные занятия.

Одним таким заданием было сделать из бумаги простейшую поделку – самолет. Кто из детей к его возрасту не знает, как складывается самолет? Лично я таких не видела. А может, есть и такие, которым просто не показали этого дома или в садике. Во всяком случае, по предложенному образцу или совместно со взрослым, они быстро учатся складывать такую поделку.

В моем же случае 10-летний мальчик не только не знал, как делается самолетик, но и по образцу его выполнить не мог. Нейропсихологическая диагностика подтвердила проблемы в развитии пространственных и сомато-пространственных представлений. Другими словами, ему сложно правильно оценивать положение предмета и себя самого в пространстве. Где левая сторона, где правая. Как и в какую сторону складывать листы, чтобы получились определенные фигуры.

Если нет органических поражений мозга, как правило, через определенный цикл занятий дети учатся правильно выполнять задания на пространственные представления (они доступны с определенного возраста). Например, дошкольник уже знает, где его правая рука, левое ухо, где и относительно чего располагаются предметы (например, даются картинки и спрашивают у ребенка: “покажи, где ящик под столом, ящик на столе, ящик за столом” и т.д.). Школьник (с 8 лет) может выполнить задание на срисовывание пространственной фигуры.

Если присутствует органика, задача научить растягивается во времени, либо становится невыполнимой, в зависимости от степени поражения головного мозга и его определенных структур (теменно-затылочные, лобные зоны).

Поэтому я обращаю ваше внимание – в играх с детьми обязательно вводите элементы представлений о пространственном мире. И не ждите школьного возраста.

Примером игр на пространственные представления могут служить простейшие задания, например:

  1. Поделки с детьми из бумаги (оригами) сначала простейших фигур, затем более сложных. Можно купить любую книжку – таких много продается в книжных магазинах: удобно, все схемы под рукой. Только проверьте обязательно на читабельность и понятность инструкций. Должна быть пошаговая, чтобы было вам лично понятно и вы смогли бы быстро показать своему ребенку. Можно поискать в интернете.
  2. Игра “право-лево”. Сначала показываем ребенку, где его правая и где левая рука. Становимся напротив ребенка (друг против друга). Затем краткая инструкция: “Когда я скажу “правая!” поднимаешь правую руку, когда скажу “левая!” – поднимаешь левую. Играем пробно, чтобы проверить, понял ли игру. Затем по-настоящему. 🙂 Веселее получится, когда вся семья играет, кто ошибся, выходит из игры. Кто остался один (победитель) – ведет сам. Подобные игры можно придумывать сколько угодно. 🙂
  3. Вопросы на засыпку с предлогами, обозначающими пространственные отношения (над, под, за, перед, около, в). Первый вариант. Берете готовые картинки с предметами или можете смоделировать их расположение в реальности, где что находится относительно другого предмета (был пример с ящиком и столом выше).  Второй вариант. Даете речевые инструкции ребенку: “Положи тетрадку на стол”, “Возьми карандаш и положи под книжку”, “Положи машину в коробку” и т.д.
  4. Сюда также можно отнести рисование и работу с пластилином, глиной – тактильные ощущения тесно связываются с пространственными представлениями и ребенку намного легче понимать  расположение предметов, их связи относительно друг друга.
  5. И последним пунктом я добавлю подвижные игры (догонялки, прыжки, борьба друг с другом (не всерьез!))) тот же веселый “футбол”) И точные игры (бросание кольца в стержень с расстояния (маленьким подойдет бросание бумажных комков в коробку с расстояния) и т.д.) Здесь хорошо развивается координация движений, глазомер, ловкость рук и ног, общая оценка своего положения тела относительно других объектов.

Более старшим детям  (старший дошкольный и школьный возраст) также можно давать настольные игры, представляющие собой игровое поле с фишками и конкретными заданиями, как передвигаться по полю, чтобы достичь определенной цели. Хорошо такая игра идет с играющими от 2-х человек и более.

Кстати, поделитесь в комментарии, как вы еще развиваете детей в этом плане (пространственные представления)? Делитесь друг с другом, нам всем будет очень полезно.

Поделиться в комментариях
    14 комментариев
    1. Елена at Ответить

      да,очень хорошая инструкция к обучению фигурам.спасибо. *IN LOVE*

    2. Александр at Ответить

      Татьяна.большое спасибо за статью! Очень полезная информация.Мой младшенький (ему уже 1.9)тоже не умеет различать фигуры…Будем работать! 😉

    3. raisarma at Ответить

      Спасибо большое, хорошие рекомендации.

    4. Анна Бычко at Ответить

      Мы уже с года говорим ребенку, когда одеваем подгузник или трусы, подними правую ногу, подними левую ногу. Правда, пока он чаще поднимает ногу по своему усмотрению. Но ему еще 2-х нет.

    5. Елена at Ответить

      Татьяна,подскажите,пожалуйста,с какого возраста ребенок в норме может кружочек вставить в круглую дырку, треугольник в треугольную, и т д. рекомендуются такие игрушки в магазинах уже с года. нам 1,5 года, мы еще этого делать не умеем, хотя остальные пространственные навыки присутствуют (над … , под … , за … , в. .. , большой,маленький сзади,спереди, и т д)?

      • Татьяна Егорова at Ответить

        Елена, наверно, речь идет про игрушку «сортер»? Малыши в 1,5 г. как раз уже могут справиться с этой задачей, если их обучали этому.

        Если у вашего ребенка не получается, сначала научите различать по форме фигурки: круг, треугольник.. и т.д. Для этого начните играть в соотнесение фигур: выложите на стол перед ребенком круг и квадрат одного цвета. Покажите ребенку квадрат в своей руке и спросите: «вот у меня красивый квадрат, покажи, где такой же у тебя на столе?» И ребенок берет у вас квадрат и кладет к квадрату на столе: «вот здесь, такой». Похвалите.
        Если ошибается и кладет к кружочку, возьмите его указательный пальчик и обведите квадрат: «квадрат вот такой — так…» (проводим его пальчиком по одной из сторон, — «…так, так и так…» — все 4 стороны обвели пальчиком). — «А круг — круглый (обводим его пальчиком). Поэтому кладем квадрат вот сюда» (кладем квадрат к квадрату). Затем повторите вопрос, пока малыш не научится правильно класть.
        И так со всеми фигурками отработайте, пока он не освоится с ними более-менее. Затем уже можно показать, как вкладывать в прорези игрушки — сортера.

    6. Наталия at Ответить

      Здравствуйте! Мне еще кажется очень полезной игры с конструкторами и кубиками. Мои сыновья 7и 2 года очень любят возиться с лего .Старший строит довольно приличные объемные вещи,а по схеме сложить настоящая гимнастика для ума.

    7. Светлана at Ответить

      Как раз сегодня писала на эту тему.
      Мы с дочей в прошлом году учились ориентироваться,ей ещё четырёх не было. Ей очень нравилось играть в робота — она была роботом, а я командовала : повернись налево, подними правую руку. Вот так в игре всё и выучили.
      Ещё лабиринты рисовали и пальчиками по ним ходили.
      Кстати, самолётик она умеет складывать 🙂

    8. Даминова Альфия at Ответить

      Спасибо большое за советы, Татьяна!

    9. Дарья at Ответить

      а я не поняла,что делали родители,чтобы довести ребенка до того,что он даже самолет не может сложить???или у мальчика аутизм?

      • Татьяна Егорова at Ответить

        У него задержка развития речи и возможны (на мой взгляд) органические нарушения.

        Что делали родители — вопрос открыт.

        Не, аутизма как раз нет

    10. Ирина at Ответить

      Здравствуйте, Татьяна! Мой ребенок, начиная с 2 лет, полюбил игру «Твистер». С помощью нее он очень быстро выучил «право-лево» и смог выделывать самые невероятные фигуры телом 🙂
      Игра включает 2 предмета: пластиковый коврик с нарисованными на нем 4-мя рядами кружков разного цвета и циферблат с крутящейся стрелкой, разделенный на 4 части: правая рука, правая нога, левая рука, левая нога. На каждой из четвертей также обозначены по 4 кружка разного цвета, в соответствии с кружками на коврике.
      Ведущий крутит стрелку и объявляет результат игрокам, например, «Правая рука на желтый!» Все игроки должны поставить правую руку на желтый кружок коврика. Затем ведущий называет последующие комбинации, а игроки должны выполнять задания ведущего, причем остальные руки-ноги, не выполняющие текущее задание, должны оставаться на своих местах недвижимо. В результате игроки принимают самые немыслимые позы на коврике! Эта игра не только обучающая, она приносит много веселья и смеха!

      Еще из своего опыта с детьми могу сказать, что очень полезны: катание на (двухколесном) велосипеде, на роликах, скейте, спортивная гимнастика (особенно стойки на руках, сальто, колесо — мы записали нашего старшего в гимнастику с 4 лет именно с этой целью), лазание по деревьям (не слишком высоким, потому что безопасность — прежде всего). Для совсем маленьких — динамическая гимнастика или качание в одеяле (ребенок ложится на одеялко, двое взрослых берутся с разных сторон за его края и раскачивают ребенка как в гамаке). Непременно пользуются успехом прыжки на батуте — не только полезно, но и весело! Качание на качелях.

      Еще хочется добавить собирание паззлов из кусочков, рамки Никитина, трехмерные паззлы или игры на собирание трехмерных фигур из кусочков. Рисование по клеточкам, как срисовывание, так и игра типа «нарисуй линию на одну клеточку вниз, потом две клеточки вправо, и т.д.».

      Ну а для самых продвинутых — помощь папам и мамам в сборке ИКЕЕвской мебели по схеме 🙂 🙂

      • Татьяна Егорова at Ответить

        Ирина, классная подборка идей, спасибо! 🙂

      • Светлана at Ответить

        Спасибо, хорошие рекомендации)

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 201 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 726 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 121 973 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 117 972 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 243 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных