Мы с дочкой просто обожаем читать детские книжки!
Первый раз я прочла “Жили у бабуси” (серия “Читаем с мамой”), когда ей исполнилось примерно 5 месяцев.
Сначала она просто слушала, скользя взглядом по непонятной штуковине в моих руках, и я думала, что кроме мелодии и интонации маминого голоса ей ничего не интересно. Но уже через пару-тройку дней регулярного чтения книжки с демонстрацией красочных картинок, я заметила в ее глазах понимание и радость от увиденного и услышанного 🙂
Так с этой книжки и началось наше “образование” и постоянное пополнение детской библиотечки.
Сейчас в ней насчитывается несколько десятков картонных книг. Чтобы жажда познания не кончилась печальной кончиной книжки в мусорном ведре, я избегала покупать книжки с обычными бумажными страничками. Периодически мы возвращаемся к полюбившимся стихам и коротенькими сказкам.
Две полки забиты так, что и места уже нет. Придется третью освобождать 🙂 Задвинуть куда-нибудь мои институтские лекции или спрятать сжечь.
Я заметила, что дочка много стихов помнит наизусть и легко продолжит прерванную сказку на середине точно по словам без ошибки. В речи она очень удачно стала использовать реплики и словосочетания, а то и целые предложения применительно к конкретной ситуации.
А вот в последнее время она стала остро воспринимать все приключения с маленькими героями сказок, переживать за них, как будто это произошло с ней самой.
Вот свежий пример:
Читаю ей “Гадкий утенок”. Она с волнением слушает и рассматривает картинки.
— “А мама не бросит яйцо?” – с облегчением говорю, что нет.
— “Почему он убежал с птичьего двора? А мама где?” – над этим вопросом я задумалась 🙂
— “Он не гадкий. Не надо говорить, что он гадкий…” – ей утенка жалко, а я же не могу заменить это прилагательное, ставшее его кличкой 🙂
— “А зачем его щипцами, он же маленький!” – без комментариев.
— “Он вернется к маме?!” – отвечаю, да, вернется к СВОЕЙ маме – лебедю, а не к утке, не сумевшей его оградить от жестокого мира.
—
И в таком духе – комментариев и вопросов – целый воз и маленькая тележка 🙂
Порой даже думаю, а не рано ли такие сложные сюжеты разбирать…Нам 3,5 годика сейчас.
А как у вас проходят чтения? Расскажите 😉
Читать детям очень важно. Моей внучке 6 лет, читаем тоже с раннего возраста. Девочка очень развитая. И очень важно обсуждать прочитанное, так дети хорошо развиваются и быстрее познают мир.
Да, вы правы. Еще в этом возрасте хорошо учиться пересказывать сюжет своими словами, отвечать на вопросы по ходу сказки или рассказа, выделять основное и второстепенное. Все это послужит хорошей базой для обучения в школе.
Совершенно с Вами согласна.
Мы начали читать Ярославе с 4 месяцев. Она действительно больше любит стишки, а не рассказы. Мне кажется, что ей нравится мелодия и ритм голоса.
Книги покупаем с толстыми страницами, поэтому не боюсь давать «на зубок» 🙂
Хотя, когда зубы появятся, наверное, придется что то придумывать 🙂
Когда зубки появятся — будет самое время яблочко погрызть 🙂 или ту же морковку 🙂
С самого раннего детства начали чтения перед сном, минут по 20.
Память у детей — жуть. Ошибешься в слове или переставишь их местами по ходу чтения, а он тебе — там не так было, наоборот.
Уже 6 лет, но иногда почитываем книги из «детства» 🙂
Благодаря этим чтениям и читать научились с 4-х лет. Сначала названия рассказов, потом первое предложение, потом целенаправлено позанимались месяцок и вуаля, читает 🙂
Теперь он нам иногда сказки читает 🙂
Павел, насчет перестановки слов в предложении по ходу чтения вы очень точно подметили. 🙂 Моя тоже настолько придирчиво слушает, только зазеваешься и начнешь по своей памяти прочитывать, а то и пересказывать — сразу поправляет и «учит», как правильно 🙂
Память детей, действительно, поражает 🙂
Да, с этого в принципе и сама идея нашего сайта родилась, ребенок читал, чтобы смайлика читающего оживить 🙂
Правда, для него была создана персональная линеечка времени на компе, так сказать оффлайн. Онлайн версия появилась когда он во всю уже читал.
Татьяна, спасибо за очередную статью, которая наложилась на собственную ситуацию. Я тоже много читаю своим двум дочкам. Старшую с 2.5 лет записали в дет.библиотеку и берем книги оттуда (отличный вариант, чтобы «не прогадать» с содержанием. Но вот последняя книга поставила меня в тупик…Читаем книгу Майи Ганиной «Тяпкин и Лёша». Для тех, кто не читал: Тяпкин — это мамино прозвище своей дочки 3 г 2 мес, которую она вдобавок на лето подстригла налысо (мечтали о сыне! и говорит про дочку «Тяпкин пошёл, подумал, сказал» — всё, как о мальчике). И вот установки и фразы этой мамы: «ребенок должен уметь занять себя сам», «когда я была в твоем возрасте..», «ты на чучело похожа», «ты ужасно бездарный человек» и прочее. Мама была в командировке, вернувшись оттуда, сразу засела за работу на много дней, не обращая внимание на отчаянное желание ребенка привлечь внимание и пообщаться. Не утешает горько плачущего ребенка, когда он спонтанно, выплескивая обиду, сталкивает лешонка в колодец и ПОНИМАЕТ ужас содеянного, да еще вдобавок наказан за это уже дедушкой..Есть ли папа у этой девочки вообще непонятно.
В общем у меня море возмущения, приходится каждую страницу немаленькой книги очень долго обсуждать с дочкой, говоря, что я не одобряю такие поступки занятой мамы и ПОНИМАЮ чувства маленькой одинокой девочки, которая может очень редко сказать неправду от страха наказания или сделать необдуманный плохой поступок и раскаяться в нем (в 3,2 года!)
Но подводный камень в том, что в конце книги опубликована статья психолога, которая полностью оправдывает эту маму (вместо мелочной опеки — свобода действий, вместо непрошенной помощи — поддержка, когда это нужно, «она относится к ребенку, как к Маленькому Человеку»).
Это совсем сбивает с толку..Может я действительно чего-то не понимаю? И поступки и слова мамы Тяпкина-Любы нормальны??? В то же время у меня, читая книгу, уже не раз слезы на глаза наворачивались, от желания утешить и приласкать маленькую девочку…Я понимаю, что… узнаю себя в некоторых моментах (я тоже бываю занята и прошу девочек поиграть самостоятельно — но несколько десятков минут, а не дней подряд; я тоже не всегда кидаюсь сразу утешать детей, если кажется, что это плач для привлечения внимания и демонстрации протеста — но уж, конечно, не дождусь, чтобы дети «опухли от слез и наревелись досыта»; я тоже ЗА максимальную самостоятельность детей, но не «предоставление самим себе» на неопределенный срок и т.д.) и мне очень стыдно!!
Татьяна, была бы Вам очень благодарна, если бы Вы в любом будущем времени смогли прочесть эту книгу и хоть немного прокомментировать слова и действия этой мамы.
Светлана, добрый день, спасибо за комментарий! Постараюсь выбрать время на выходные, почитаю книжку 🙂
Здравствуйте, Татьяна! Может быть не в тему Вашего подхода выскажусь, но хочу заметить, что волшебные сказки лучше начинать читать деткам после пяти лет, а Андерсен — автор для деток постарше, после 9 лет. У него философские сказки, с глубоким смыслом, который прекрасно ляжет на подготовленную психику, и не нужно будет пытаться объяснить ребёнку то, что он в силу возраста постичь не в состоянии. «Гадкий утёнок» — сказка, очень созвучная началу полового созревания, 9-10 лет, это история о личной трансформации, которая сама по себе непонятна ребёнку более младшего возраста. Отсюда и вопросы Вашей дочки, больше связанные с образом мамы, а вот превращение — главный посыл сказки — ребёнок пока прочувствовать не может. В этой сказке мама не играет никакой роли, а малышу это невыносимо.
Наталья, добрый день, спасибо за хорошее дополнение! Да, в разные возрастные этапы ребенок по-разному осмысливает внутреннее содержание сказки и отношения главных героев в ней. В 3,5 года для него значим образ мамы, в 10-12 лет — образ себя, переживающего изменения в теле. Просто в тот момент я смотрела на сказку глазами дочери в ее 3,5 года 🙂