Мы с дочкой просто обожаем читать детские книжки!
Первый раз я прочла “Жили у бабуси” (серия “Читаем с мамой”), когда ей исполнилось примерно 5 месяцев.
Сначала она просто слушала, скользя взглядом по непонятной штуковине в моих руках, и я думала, что кроме мелодии и интонации маминого голоса ей ничего не интересно. Но уже через пару-тройку дней регулярного чтения книжки с демонстрацией красочных картинок, я заметила в ее глазах понимание и радость от увиденного и услышанного 🙂
Так с этой книжки и началось наше “образование” и постоянное пополнение детской библиотечки.
Сейчас в ней насчитывается несколько десятков картонных книг. Чтобы жажда познания не кончилась печальной кончиной книжки в мусорном ведре, я избегала покупать книжки с обычными бумажными страничками. Периодически мы возвращаемся к полюбившимся стихам и коротенькими сказкам.
Две полки забиты так, что и места уже нет. Придется третью освобождать 🙂 Задвинуть куда-нибудь мои институтские лекции или спрятать сжечь.
Я заметила, что дочка много стихов помнит наизусть и легко продолжит прерванную сказку на середине точно по словам без ошибки. В речи она очень удачно стала использовать реплики и словосочетания, а то и целые предложения применительно к конкретной ситуации.
А вот в последнее время она стала остро воспринимать все приключения с маленькими героями сказок, переживать за них, как будто это произошло с ней самой.
Вот свежий пример:
Читаю ей “Гадкий утенок”. Она с волнением слушает и рассматривает картинки.
— “А мама не бросит яйцо?” – с облегчением говорю, что нет.
— “Почему он убежал с птичьего двора? А мама где?” – над этим вопросом я задумалась 🙂
— “Он не гадкий. Не надо говорить, что он гадкий…” – ей утенка жалко, а я же не могу заменить это прилагательное, ставшее его кличкой 🙂
— “А зачем его щипцами, он же маленький!” – без комментариев.
— “Он вернется к маме?!” – отвечаю, да, вернется к СВОЕЙ маме – лебедю, а не к утке, не сумевшей его оградить от жестокого мира.
—
И в таком духе – комментариев и вопросов – целый воз и маленькая тележка 🙂
Порой даже думаю, а не рано ли такие сложные сюжеты разбирать…Нам 3,5 годика сейчас.
А как у вас проходят чтения? Расскажите 😉
Здравствуйте, Татьяна! Может быть не в тему Вашего подхода выскажусь, но хочу заметить, что волшебные сказки лучше начинать читать деткам после пяти лет, а Андерсен — автор для деток постарше, после 9 лет. У него философские сказки, с глубоким смыслом, который прекрасно ляжет на подготовленную психику, и не нужно будет пытаться объяснить ребёнку то, что он в силу возраста постичь не в состоянии. «Гадкий утёнок» — сказка, очень созвучная началу полового созревания, 9-10 лет, это история о личной трансформации, которая сама по себе непонятна ребёнку более младшего возраста. Отсюда и вопросы Вашей дочки, больше связанные с образом мамы, а вот превращение — главный посыл сказки — ребёнок пока прочувствовать не может. В этой сказке мама не играет никакой роли, а малышу это невыносимо.
Наталья, добрый день, спасибо за хорошее дополнение! Да, в разные возрастные этапы ребенок по-разному осмысливает внутреннее содержание сказки и отношения главных героев в ней. В 3,5 года для него значим образ мамы, в 10-12 лет — образ себя, переживающего изменения в теле. Просто в тот момент я смотрела на сказку глазами дочери в ее 3,5 года 🙂
Татьяна, спасибо за очередную статью, которая наложилась на собственную ситуацию. Я тоже много читаю своим двум дочкам. Старшую с 2.5 лет записали в дет.библиотеку и берем книги оттуда (отличный вариант, чтобы «не прогадать» с содержанием. Но вот последняя книга поставила меня в тупик…Читаем книгу Майи Ганиной «Тяпкин и Лёша». Для тех, кто не читал: Тяпкин — это мамино прозвище своей дочки 3 г 2 мес, которую она вдобавок на лето подстригла налысо (мечтали о сыне! и говорит про дочку «Тяпкин пошёл, подумал, сказал» — всё, как о мальчике). И вот установки и фразы этой мамы: «ребенок должен уметь занять себя сам», «когда я была в твоем возрасте..», «ты на чучело похожа», «ты ужасно бездарный человек» и прочее. Мама была в командировке, вернувшись оттуда, сразу засела за работу на много дней, не обращая внимание на отчаянное желание ребенка привлечь внимание и пообщаться. Не утешает горько плачущего ребенка, когда он спонтанно, выплескивая обиду, сталкивает лешонка в колодец и ПОНИМАЕТ ужас содеянного, да еще вдобавок наказан за это уже дедушкой..Есть ли папа у этой девочки вообще непонятно.
В общем у меня море возмущения, приходится каждую страницу немаленькой книги очень долго обсуждать с дочкой, говоря, что я не одобряю такие поступки занятой мамы и ПОНИМАЮ чувства маленькой одинокой девочки, которая может очень редко сказать неправду от страха наказания или сделать необдуманный плохой поступок и раскаяться в нем (в 3,2 года!)
Но подводный камень в том, что в конце книги опубликована статья психолога, которая полностью оправдывает эту маму (вместо мелочной опеки — свобода действий, вместо непрошенной помощи — поддержка, когда это нужно, «она относится к ребенку, как к Маленькому Человеку»).
Это совсем сбивает с толку..Может я действительно чего-то не понимаю? И поступки и слова мамы Тяпкина-Любы нормальны??? В то же время у меня, читая книгу, уже не раз слезы на глаза наворачивались, от желания утешить и приласкать маленькую девочку…Я понимаю, что… узнаю себя в некоторых моментах (я тоже бываю занята и прошу девочек поиграть самостоятельно — но несколько десятков минут, а не дней подряд; я тоже не всегда кидаюсь сразу утешать детей, если кажется, что это плач для привлечения внимания и демонстрации протеста — но уж, конечно, не дождусь, чтобы дети «опухли от слез и наревелись досыта»; я тоже ЗА максимальную самостоятельность детей, но не «предоставление самим себе» на неопределенный срок и т.д.) и мне очень стыдно!!
Татьяна, была бы Вам очень благодарна, если бы Вы в любом будущем времени смогли прочесть эту книгу и хоть немного прокомментировать слова и действия этой мамы.
Светлана, добрый день, спасибо за комментарий! Постараюсь выбрать время на выходные, почитаю книжку 🙂
Да, с этого в принципе и сама идея нашего сайта родилась, ребенок читал, чтобы смайлика читающего оживить 🙂
Правда, для него была создана персональная линеечка времени на компе, так сказать оффлайн. Онлайн версия появилась когда он во всю уже читал.
С самого раннего детства начали чтения перед сном, минут по 20.
Память у детей — жуть. Ошибешься в слове или переставишь их местами по ходу чтения, а он тебе — там не так было, наоборот.
Уже 6 лет, но иногда почитываем книги из «детства» 🙂
Благодаря этим чтениям и читать научились с 4-х лет. Сначала названия рассказов, потом первое предложение, потом целенаправлено позанимались месяцок и вуаля, читает 🙂
Теперь он нам иногда сказки читает 🙂
Павел, насчет перестановки слов в предложении по ходу чтения вы очень точно подметили. 🙂 Моя тоже настолько придирчиво слушает, только зазеваешься и начнешь по своей памяти прочитывать, а то и пересказывать — сразу поправляет и «учит», как правильно 🙂
Память детей, действительно, поражает 🙂
Мы начали читать Ярославе с 4 месяцев. Она действительно больше любит стишки, а не рассказы. Мне кажется, что ей нравится мелодия и ритм голоса.
Книги покупаем с толстыми страницами, поэтому не боюсь давать «на зубок» 🙂
Хотя, когда зубы появятся, наверное, придется что то придумывать 🙂
Когда зубки появятся — будет самое время яблочко погрызть 🙂 или ту же морковку 🙂
Совершенно с Вами согласна.
Читать детям очень важно. Моей внучке 6 лет, читаем тоже с раннего возраста. Девочка очень развитая. И очень важно обсуждать прочитанное, так дети хорошо развиваются и быстрее познают мир.
Да, вы правы. Еще в этом возрасте хорошо учиться пересказывать сюжет своими словами, отвечать на вопросы по ходу сказки или рассказа, выделять основное и второстепенное. Все это послужит хорошей базой для обучения в школе.