В прошлой записи мы рассмотрели первый этап тренировки образной памяти, без которой любое усвоение материала кажется нудным, скучным и утомительным.
Наверно, вы знаете таких людей, без усилий запоминающих информацию. У них часто обнаруживается яркая зрительная память или абсолютный слух. Но это не значит, что если нам этого не дано, невозможно развить подобные способности.
У детей развитие идет своими темпами и, чем раньше вы заметите трудности и начнете их корректировать, тем выше будут результаты занятий. Не забывайте, что для ребенка важно все проводить в игровой форме, не навязывая ему сухую тренировку.
Подключение образов, оперирование ими в любой ситуации, будь это заучивание стихов, правил русского языка, пересказ текстов, решение задач, в значительной степени помогает школьнику быстро “разгрызать” гранит школьной науки.
От этих упражнений мы плавно перейдем к тренировке осознанного восприятия, которое помогает оценивать предмет по его свойствам, характеристикам, анализировать их и соотносить с определенной категорией.
1. Осознаем вид реальных предметов
Даем ребенку следующие изображения предметов (вы можете подобрать аналогичные):
Его задача – в течение 30 секунд рассмотреть предметы первого ряда, закрыв предварительно остальные листом бумаги. Потом все полностью закрываем и рисуем предметы первого ряда по памяти. Аналогично – со второй строкой. Когда это выполнит – предлагаем ему рассматривать последние две строчки 30 секунд и воспроизвести на бумаге.
Данная тренировка позволяет задействовать восприятие плюс ассоциацию данного предмета с реальным аналогом, поскольку на стимульном материале они изображены схематично. Если задание выполнено успешно, увеличиваем число фигур, например, в одном ряду будут не 3, а 5 предметов.
2. Подключаем детализацию фигур
После успешного выполнения предыдущего задания, когда ребенок научится легко воссоздавать реальные предметы, пора усложнять задачу. Смысл данного упражнения – не просто запомнить абстрактные фигуры, но и научиться их мысленно расчленять на отдельные части и их синтезировать. Эта работа требует больших усилий, и если предметное запоминание еще не совсем освоено, не переходите на следующий уровень.
Показываем школьнику такие 4 фигуры (вы можете подобрать аналогичные):
Пусть он рассмотрит по очереди каждую в течение 1 минуты, закрывая остальные бумагой. Затем попробует воспроизвести на бумаге. Так же он действует и с остальными фигурами.
Следующим этапом будет одновременное воспроизведение всех 4 абстрактных изображений.
3. Осознаем характеристики каждого услышанного или прочитанного слова (тренируем и зрительную, и слуховую память)
Читаем ребенку или даем ему прочесть самому список примерных слов:
машина, санки, лимон, макароны, гнездо, рука, бумага, дом, булка, снеговик, солнце, волосы, сорока, смех, кот, кефир
Читаем с паузами, после каждого слова ребенок должен мысленно представить качества или характеристики данного слова, например, лимон – кислый, овальный, желтый, его можно добавлять в чай и т.п. Как только представил себе – переходим к следующему слову.
Старайтесь, чтобы паузы были не слишком длительными, т.е. на осознание качеств уходит около 15-20 сек. Сначала процесс может быть медленным, затем убыстряться – все легче будет анализировать каждый озвученный предмет.
Как проверить, мыслит ли ребенок? – предложите проговаривать вслух данные качества, затем совершать эти действия в уме.
4. Превращаем неживое в живое!
Предлагаем ребенку поиграть в игру, в которой он будет придумывать образ любого зверя и оживлять его. Дети любят фантазировать и эта игра будет очень интересной, особенно, когда в ней участвуют не только он с вами, но и с другими ребятами.
Живой зверь может бегать, прыгать, охотиться, ловить добычу, мирно спать, сердито фыркать, словом, простор для воображения – огромный! Для своего образа они составляют яркий эмоциональный рассказ, а задача ваша – поддержать и подыграть им. В игре можно свободно бегать, подражая движениям животного, воспроизводить его повадки.
Все эти упражнения помогают связать кратковременную память с долговременной, упорядочивать и структурировать ее. Далее долговременная память хорошо развивается путем сравнения одного предмета с другим, нахождения общих признаков или различий, что является залогом успешного усвоения школьной программы.
5. Найди свои картинки
Это упражнение помогает вычленить существенное из общего потока информации, уметь находить главное в данный момент времени, отбрасывая остальное, не относящееся к делу.
Поясним на конкретном примере.
Даем ребенку любые картинки в количестве 3-5, пусть он их рассмотрит внимательно в течение 30 сек. затем закрывает глаза. Вы добавляете к эти картинкам еще 7-10 других, располагая все беспорядочно. Теперь ребенок открывает глаза и ищет свои картинки.
После успешного выполнения переходим к заключительному этапу – развитию способности устанавливать логические связи между отдельными элементами.