• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

От образной памяти — к осознанному восприятию

18 декабря, 2009
by Татьяна Егорова
восприятие, коррекция, образная память, Память, упражнение
0 Comment

vspomni В прошлой записи мы рассмотрели первый этап тренировки образной памяти, без которой любое усвоение материала кажется нудным, скучным и утомительным.

Наверно, вы знаете таких людей, без усилий запоминающих информацию. У них часто обнаруживается яркая зрительная память или абсолютный слух. Но это не значит, что если нам этого не дано, невозможно развить подобные способности.

У детей развитие идет своими темпами и, чем раньше вы заметите трудности и начнете их корректировать, тем выше будут результаты занятий. Не забывайте, что для ребенка важно все проводить в игровой форме, не навязывая ему сухую тренировку.

Подключение образов, оперирование ими в любой ситуации, будь это заучивание стихов, правил русского языка, пересказ текстов, решение задач, в значительной степени помогает школьнику быстро “разгрызать” гранит школьной науки.

От этих упражнений мы плавно перейдем к тренировке осознанного восприятия, которое помогает оценивать предмет по его свойствам, характеристикам, анализировать их и соотносить с определенной категорией.

1. Осознаем вид реальных предметов

Даем ребенку следующие изображения предметов (вы можете подобрать аналогичные):

vizual

Его задача – в течение 30 секунд рассмотреть предметы первого ряда, закрыв предварительно остальные листом бумаги. Потом все полностью закрываем и рисуем предметы первого ряда по памяти. Аналогично – со второй строкой. Когда это выполнит – предлагаем ему рассматривать последние две строчки 30 секунд и воспроизвести на бумаге.

Данная тренировка позволяет задействовать восприятие плюс ассоциацию данного предмета с реальным аналогом, поскольку на стимульном материале они изображены схематично. Если задание выполнено успешно, увеличиваем число фигур, например, в одном ряду будут не 3, а 5 предметов.

2. Подключаем детализацию фигур

После успешного выполнения предыдущего задания, когда ребенок научится легко воссоздавать реальные предметы, пора усложнять задачу. Смысл данного упражнения – не просто запомнить абстрактные фигуры, но и научиться их мысленно расчленять на отдельные части и их синтезировать. Эта работа требует больших усилий, и если предметное запоминание еще не совсем освоено, не переходите на следующий уровень.

Показываем школьнику такие 4 фигуры (вы можете подобрать аналогичные):

abstract

Пусть он рассмотрит по очереди каждую в течение 1 минуты, закрывая остальные бумагой. Затем попробует воспроизвести на бумаге. Так же он действует и с остальными фигурами.

Следующим этапом будет одновременное воспроизведение всех 4 абстрактных изображений.

Это интересно:  4 способа повысить веру ребенка в свои силы

3. Осознаем характеристики каждого услышанного или прочитанного слова (тренируем и зрительную, и слуховую память)

Читаем ребенку или даем ему прочесть самому список примерных слов:

машина, санки, лимон, макароны, гнездо, рука, бумага, дом, булка, снеговик, солнце, волосы, сорока, смех, кот, кефир

Читаем с паузами, после каждого слова ребенок должен мысленно представить качества или характеристики данного слова, например, лимон – кислый, овальный, желтый, его можно добавлять в чай и т.п. Как только представил себе – переходим к следующему слову.

Старайтесь, чтобы паузы были не слишком длительными, т.е. на осознание качеств уходит около 15-20 сек. Сначала процесс может быть медленным, затем убыстряться – все легче будет анализировать каждый озвученный предмет.

Как проверить, мыслит ли ребенок? – предложите проговаривать вслух данные качества, затем совершать эти действия в уме.

4. Превращаем неживое в живое!

Предлагаем ребенку поиграть в игру, в которой он будет придумывать образ любого зверя и оживлять его. Дети любят фантазировать и эта игра будет очень интересной, особенно, когда в ней участвуют не только он с вами, но и с другими ребятами.

Живой зверь может бегать, прыгать, охотиться, ловить добычу, мирно спать, сердито фыркать, словом, простор для воображения – огромный! Для своего образа они составляют яркий эмоциональный рассказ, а задача ваша – поддержать и подыграть им. В игре можно свободно бегать, подражая движениям животного, воспроизводить его повадки.

Все эти упражнения помогают связать кратковременную память с долговременной, упорядочивать и структурировать ее. Далее долговременная память хорошо развивается путем сравнения одного предмета с другим, нахождения общих признаков или различий, что является залогом успешного усвоения школьной программы.

5. Найди свои картинки

Это упражнение помогает вычленить существенное из общего потока информации, уметь находить главное в данный момент времени, отбрасывая остальное, не относящееся к делу.

Поясним на конкретном примере.

Даем ребенку любые картинки в количестве 3-5, пусть он их рассмотрит внимательно в течение 30 сек. затем закрывает глаза. Вы добавляете к эти картинкам еще 7-10 других, располагая все беспорядочно. Теперь ребенок открывает глаза и ищет свои картинки.

После успешного выполнения переходим к заключительному этапу – развитию способности устанавливать логические связи между отдельными элементами.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 201 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 727 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 121 973 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 117 972 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 243 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных