
Часто можно встретить утверждение, что новорожденный похож на чистый лист, на котором можно написать все, что угодно, или на мягкий пластилин, из которого можно «слепить» человека с нужными нам качествами характера и личности.
На самом деле оно достаточно спорное. Известно, что в формировании личности ребенка задействованы как биологические факторы, так и социальные. Причем у здорового ребенка последние преобладают по своей значимости.
И вот представьте ситуацию.
Розовощекий карапуз с ангельским выражением лица, мирно играющий в кроватке, вдруг разражается плачем. Он то зовет маму, то отталкивает ее от себя.
Столь противоречивое поведение можно списать на несколько причин. Одна из них — это доминантное желание малыша удержать маму возле себя.
Из этой же серии поведение крохи при укладывании спать. Мама, уставшая за целый день ухода за малышом, переделав текущую домашнюю работу по дому, как правило, к вечеру уже падает с ног.
Но малыш, как свежий огурчик, бодр и весел. И требует «на ручки», «сказку», «песенку», «горшок», «обнимашки», «водичку» и этот список можно продолжать до бесконечности, потому что он не только не кончается, но и повторяется по кругу.
У мамы закономерно появляется раздражение и нетерпение. Она настаивает на укладывании и встречает еще большее сопротивление малыша. Он все больше хочет удержать маму при себе.
В психологии есть термин «первичный эгоизм» — это безраздельное обладание малышом его матерью.
Вы же помните, что новорожденный продолжает оставаться в тесной связи с мамой, поскольку он без нее не может выжить? Поэтому такого рода первичный эгоизм является спасением для малыша и помогает маме почувствовать свою значимость во время ухода за ним.
Так рождается это неповторимое чувство единения и близости с малышом, которое в дальнейшем перерастает в более глубокие отношения.
Рассмотрим два варианта поведения мамы:
Мама принимает высокую потребность в привязанности
Если в первые недели и месяцы мама охотно принимала малыша с его высокой потребностью быть с ней рядом, то спустя некоторое время происходит удивительная вещь: кроха, насытившись полностью маминой близостью и ее присутствием, начинает более уверенно «выползать» в огромный мир и с радостью его исследовать.
А начав ходить, он эмоционально и физически крепнет и способен спокойно обходиться какое-то время без мамы в присутствии других близких.
Потому что он уже знает, что мама всегда его и будет с ним, когда придет. И ему не нужно судорожно ее искать, плачем требовать ее возвращения и бояться ее отпускать.
Таким образом необходимость в первичном эгоизме исчезает. Подрастая, такой ребенок становится способным замечать потребности близких ему людей и помогать им.
Мама отказывает в восполнении потребности в привязанности или недостаточно близка к малышу
Но что происходит, когда мама не дает малышу возможности быть с ней столько, сколько ему нужно?
Он начинает цепляться за нее, больше плакать и панически бояться отпускать ее от себя. И чем больше мама раздражается, тем больше кроха «липнет». Возникает замкнутый круг.
В среднем дошкольном возрасте такой ребенок склонен продолжать удерживать маму возле себя. Он как бы пытается восполнить то, что недополучил в раннем детстве.
Если мама продолжает ту же линию поведения, то отталкивая его и ругая за излишнюю привязанность, то растворяясь в его жизни, первичный эгоизм постепенно перерастает… в махровый эгоизм и даже инфантильность.
В результате, ребенок за своими потребностями чаще всего перестает видеть нужды других и плохо понимает, что не только ему необходима забота, но и другим.