Сегодня поговорим про общение малышей. Поступил такой вопрос:
Добрый день, Елена.
Ваше желание очень понятно: так хочется, чтобы малыш был открыт миру, свободно и легко общался как с детьми, так и со взрослыми. Да и с животными, чтобы их не боялся 🙂
И вот мы имеем такую картину:
«может долго не идти на контакт»
«молчит, если берут на руки, плачет… от меня не отходит»
Любая мама может обеспокоиться, а все ли в порядке?
Давайте разберем этот вопрос, на самом деле здесь причины могут быть простые.
Чтобы общение состоялось, обычно необходима внутренняя готовность участников к нему, и эта готовность включает в себя уровень зрелости, достаточный для данного общения, физические и психические возможности, благоприятные для контактов (подходящий социум, возраст, наличие предыдущих благоприятных опытов общения, уверенность в себе и родителях, а также, слух, зрение и речь, соответственно возрасту).
Давайте посмотрим:
Возраст
Малышу 1,7 годика. Это тот возраст, когда начинается «отделение от юбки матери» и активное передвижение (в этом возрасте здоровые дети уже хорошо ходят, пытаются перелазить через препятствия и т.д.). В психическом плане тесная симбиотическая связь с мамой начинает ослабевать, заменяясь на другие формы общения, познание окружающего мира и его многообразия.
Все у вас еще только начинается и важно не спугнуть это желание крохи стать более общительным и независимым. Часто бывают случаи, когда мама, движимая самыми лучшими побуждениями социализировать ребенка, начинает активно вводить его в круг других детей и взрослых. Если ребенок еще не готов к этому — он станет сопротивляться. И это нормально.
Здесь для вас лучшим решением будет отпустить ситуацию. Принять ее как есть и набраться терпения, чтобы потом по мере уменьшения сопротивления постепенно ввести его в общение.
У него впереди еще много будет чудесных возможностей, главное, чтобы малыш чувствовал, что может доверять своим родителям (базовое чувство: защищенность, должно быть стабильным).
Особенности личности ребенка
Тут мы с вами встречаемся еще с одним фактором — темпераментом и характером, который ярче проявляет себя уже в общении с большим числом людей.
Для деток сангвинического и холерического склада расширенное общение имеет свою привлекательность: быть в центре событий, узнавать новое, знакомиться и играть с новыми людьми и детьми. Для них ввод во внешний круг общения протекает достаточно гладко, они могут вполне спокойно находиться на руках малознакомых взрослых, порой дергая их за волосы, нос или уши 🙂
Что касается деток-флегматиков и меланхоликов — они более осторожны. Для них самое комфортное ощущение — это быть в центре событий и, в то же время, чувствовать за собой крепкий тыл, куда можно убежать, спрятаться, чтобы снова выглянуть, оценить обстановку и повторить свою попытку.
И если родители готовы принять их особенности темперамента, они не будут настаивать на общении своего ребенка с кем-то, с кем он сейчас просто не хочет контактировать. Они не будут сажать своего сына или дочку рядом с малознакомыми, зная, что ребенку будет дискомфортно. Не станут уговаривать сказать хоть одно слово незнакомой тетеньке.. и т.д.
Далее, на что еще нужно обратить внимание.
На себя
Да, не удивляйтесь :))
Какие вы сами в плане общения?
В семьях встречается много интересных комбинаций: Тихая мама и тихий ребенок, общительная мама — молчаливый ребенок, тихая мама — шумный, не умолкающий малыш… 🙂 Такие сочетания и противоположности тоже нужно учитывать.
Например, какие есть варианты:
- Тихая мама — тихий ребенок (темперамент может быть и не одинаковым, но ребенок бессознательно копирует стиль поведения мамы, хотя в общении с остальными может проявить себя по-другому).
- Тихая мама — шумный ребенок — здесь ребенок ярко проявляет свою противоположность как бы пытаясь зарядить избыточной энергией общения и маму, и себя одновременно ))
- Мама-болтушка и такой же малыш — тут весело каждому, прямо взрывная смесь ))
- Шумная мама и тихий малыш — в этой паре может встретиться элемент подавления энергичной мамой своего ребенка и тот как бы еще тише становится.
Таким образом, важно не перегнуть палку — каждый член семьи в микросоциуме и макросоциуме нуждается в определенном объеме и уровне общения. И эти границы необходимо уважать.
Тогда наши с вами дети полностью раскроются в своем общении и обязательно смогут найти свое место в жизни, когда вырастут.
——
Что-то беспокоит в ребенке или себе? ==> Запишитесь здесь на индивидуальную консультацию.
——
Напишите в комментариях, какое сочетание в вашей семье в паре: мама — малыш? 🙂 Одинаковы ли вы по характеру и реакциям на ситуации или противоположны? Какие ваши ощущения?
Добрый день, Татьяна! А почему папа не рассматривается? Он ведь тоже, по идее, влияет на поведение ребёнка. Или в данном возрасте (1,7 лет) влияние папы ещё несущественно?
Добрый день! Влияние папы есть )) На биологическом уровне кроха может наследовать какие-то задатки и свойства отцовского темперамента. На социальном уровне это влияние отца проявляется позже, около 2-3 лет. Т.к. обычно мама больше контактирует с крохой в этом возрасте, пока глава семьи «добывает мамонта».