• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Подросший ребенок плачет…что делать и как помочь?

09 декабря, 2016
by Татьяна Егорова
ребенок плачет
2 комментария

rebenok_plachet_cho_delat_kak_pomoch

Плач — это реакция на какое-то переживание, эмоция, которую испытывает человек буквально с самого рождения. Опытные мамы знают: плач малыша очень многозначен. Это и страх, и боль, и одиночество, и беспомощность, и просто реакция на некий дискомфорт (мокрые подгузники, неудобная одежда и т.д.).

Плач также может быть от радости и восхищения у деток постарше.

Если с младенцем мама изо всех сил старается угадать причину плача и вовремя помочь ему (об этом много написано в справочниках по уходу за малышами), то чем старше становится ребенок, тем чаще его учат «быть большим и не плакать». Особенно достается мальчикам, кто из них не слышал от своих родителей коронные фразы с обидными сравнениями и даже дразнилками:

«Ну что ты, как девчонка, ревёшь?!»
«Ревушка-коровушка!»
«Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин!»
«Проглоти обиду!»

Жесткие по своему темпераменту и характеру отцы тоже часто крайне неодобрительно отзываются в адрес рыдающих сыновей. И тут самое лучшее, что они могут сказать женам: «маменькин сынок — вот кого ты воспитала. Дай ему ремня, живо успокоится!»

Между тем абсолютно все дети, и мальчики, и девочки, имеют право на всю гамму эмоций: от радостных до печальных, от веселых, до агрессивных. Да-да, даже агрессивных. Потому что это их реакция на то, что их окружает. Это их отраженные реальные чувства и переживания, в которых они пытаются разобраться, пусть еще по-детски. Это попытка адаптироваться в нашем мире в многообразии ситуаций:

  • Плач от того, что соседний мальчик сломал игрушку.
  • Плач от обидного замечания.
  • Плач от того, что мама не хочет брать на ручки.
  • Плач от бессилия и усталости, когда все взрослые почему-то уверены, что в нем сил — еще на дюжину Гераклов.
  • Плач от прищемленного пальчика.
  • Плач от непонимания.
  • ….

Этот список можно продолжать бесконечно.

Нам, как родителям важно понимать чувства сыновей и дочерей, что стоит в реальности за их плачем:

Какая потребность была не восполненной?
В чем на самом деле нуждается мой ребенок?
Почему он так отреагировал, что его испугало, расстроило или встревожило?

Дети — как чуткие барометры, прекрасно отражают погоду в семье. Они могут и не знать, в каких напряженных отношениях находятся в данный момент родители, но постоянно чувствовать эту «грозу» и нервничать. Свое беспокойство они могут выражать как через внешние формы протеста (плач, висы на маме в период ГВ, следование за мамой «хвостиком» и т.п.), так и через внутренние формы, например, кратковременную болезнь или хроническое заболевание.

Считается ошибочным мнение учить детей испытывать только положительные эмоции, а отрицательные — сдерживать и подавлять всеми усилиями.

Дело в том, что дети с одной стороны еще учатся стилям поведения в обществе и дома, навыкам общения со сверстниками и взрослыми. Их жизненный опыт крайне мал, репертуар — ограничен и они легко теряют над собой контроль, в то время как в другой ситуации наученный ребенок может справиться со своей эмоцией.

Не стоит забывать, что контроль за своим поведением у малышей приходит с возрастом. К 7 годам, к примеру, завершается созревание головного мозга и его лобных долей, отвечающих за планирование и контроль своей деятельности.

С другой стороны, учить хорошему поведению хорошо, но подавленные негативные эмоции начинают разрушать психику ребенка и могут вылиться в деструктивное поведение, в самонаказание (аутоагрессию).

Отсюда вывод — отрицательная эмоция должна быть осознана, проговорена и прожита безопасным способом

(плачет и бьет — мягко отстранить от обиженного и увести, чтобы успокоился и вернуться с миром; взорвался и сломал игрушку — предложить починить; обидел бабушку — успокоиться, разобраться в причинах поведения и загладить обиду доступным для ребенка способом).

В более сложных ситуациях негативные эмоции можно вывести через игру (песочная терапия), через рисование и моделирование (арттерапия), через терапевтические беседы с родителями.

Многие дети с помощью плача пытаются достичь определенных целей.

Например, ребенок о чем-то просит, мама отказывает и в ход пускается сильное оружие — плач.

Мама так устроена, что в ответ на детский плач у нее учащается сердцебиение, выброс гормона стресса — кортизола толкает на немедленное реагирование. Поэтому спокойно оставаться рядом с плачущим ребенком ей очень сложно.

Если мама в ответ на плач отменила запрет, тогда слезы у ребенка становятся коварным инструментом управления родителями. При повторяющихся подобных сценариях ребенок приходит к опасному для его жизни выводу — нужно добиваться всего слезами. Человек с такой жизненной установкой окажется неспособным достойно встречать испытания на своем пути и добиваться целей своим трудом.

Важно принимать в расчет и темперамент ребенка — замечено, что дети-меланхолики и дети-холерики более склонны к слезам в силу неустойчивости их нервной системы. Эти особенности можно и нужно мягко сглаживать заботой, любовью и мудрым воспитанием.

Какому-то ребенку во время плача важно чувствовать тактильные объятия, кто-то не любит плакать на виду у сверстников, а кто-то — прячется под одеяло и успокаивается в тишине… Зная эти особенности модального восприятия у кинестетиков, визуалов и аудиалов можно определить тип у своего ребенка и давать ему поддержку на понятном ему языке восприятия.

Итак, давайте подытожим, как лучше всего себя вести с подросшими детьми.

  1. Не дразним за слезы и не комментируем обидными словами, ставя ребенка в невыгодное сравнение по отношению к другим.
  2. Даем ребенку прожить отрицательные эмоции: «Ты сердишься, что сестра сломала твою машинку, на твоем месте я бы тоже сердилась». «Да, это неприятно».
  3. Станьте близким другом своему ребенку и помогите ему выразить словами пережитое чувство. Например, когда он плачет, становитесь на один уровень с ним, обнимите и проговорите его эмоцию: «Тебя обидели, расскажи…» «Ты испугался… кто это был?»
  4. Анализируйте мотивы плача у ребенка. Если плачет ради цели нарушить правило или запрет (как правило, это бывает после 1,8-2 лет), будьте последовательны и тверды, чтобы не создавать привычку добиваться слезами.
    С другой стороны, это дает пищу для размышлений — а не перегнули ли вы чересчур с количеством запретов так, что ребенку «ступить негде»? Ищите разумный баланс в желаниях ребенка и возможностях семьи.
  5. Принятые ранее ограничения с возрастом ребенка могут стать разрешениями, например, «нельзя рвать цветы в горшочках» для полуторагодовалого ребенка и «можно поливать цветочки, когда мама рядом» в 3 года. Все эти «нельзя-можно» единодушно обговариваются в семье во избежание двойного толкования «мама запретила, а папа разрешил».
  6. Учитывайте темперамент ребенка и его тип модального восприятия в общении с ним.

 

Правильно прожитая негативная эмоция не оставляет следа в психике, а ребенок к подростковому возрасту приобретает ценное умение — распознавать свои чувства и адекватно реагировать на различные стрессовые ситуации.

Пожалуйста, поделитесь в комментариях, как часто плачет ваш ребенок и каким способом вам лучше всего удается его успокоить? Например, моя дочка достаточно эмоциональна, легко расстраивается, но так же и быстро успокаивается. Она очень любит, когда ее обнимают и качают :).  Да, дочка — кинестетик.  А у вас?

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    2 комментария
    1. Марина at Ответить

      Нам в свое время когда были частые срывы и истерики на фоне кризиса трех лет здорово помогли витамины, все натуральное в составе — мята, мелисса, глицин и магний, проще так неокрепшей детской психике справиться с эмоциональной нагрузкой.

    2. Наталья Сафонова at Ответить

      Здравствуйте, моей дочке уже 4 года, но с привычкой плакать никак не может расстаться. Плачет уже второй год когда оставляю ее в детском саду, с криками «-мамочка не уходи!» ее уводят воспитатели в группу. Говорит что для нее самое страшное когда мама уходит, хотя ей очень много времени уделяется, я работаю дома, до садика всегда была с ней рядом, теперь вот мамин хвостик. и плачет в основном когда ей приходится быть без меня.Сколько мы уже всяких кружков перепробовали и танцы и рисование и пение (дома поет и танцует и квартира вся обклеена дочкиными рисунками), но как только я выхожу за дверь и она остается с детьми и преподавателем сразу начинается истерика, крики, слезы и приходится ее выводить. Видимо какой то страх у нее что без меня она не в безопасности и страх выливается в слезы.(

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 380 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 982 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 122 182 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 118 322 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 414 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных