• Контакты
  • Карта сайта
Мы в соцсетях:
deviantart
facebook
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Ребенок должен… Не должен?

13 марта, 2019
by Татьяна Егорова
ребенок должен, стиль воспитания, тесты, тип темперамента
0 Comment

Продолжаем тему послушания и дисциплины.

Интересно, что многие родители в эти понятия вкладывают совершенно разный смысл, обусловленный:

  • пережитым опытом своего детства,
  • желанием видеть в ребенке реализацию цели, которой ранее родитель не смог достичь,
  • набором представлений «каким должен быть ребенок», навязанных извне (родственниками, друзьями, некой
    социальной группой, в которую входит родитель и др.социумом).

И мысль, как правило, начинается с утверждения:
«Ребенок должен…«

далее идет перечисление его желаемых способностей, качеств характера и особенностей личности, которые подкрепляют данное утверждение (как это сделала та мама в своем запросе на консультацию).

Например, «ребенок в три года должен…убирать свою постель, самостоятельно кушать, одеваться, не капризничать в очереди, молча вести себя у кассы с витриной вкусняшек, не обижать братика/сестричку, делиться игрушками и бесконечное «должен, должен…».

Так вот. Уже на этом этапе стоит остановиться.
Должен кому? Вам? Соседке?

Так вот. Не должен.

В этой формулировке прячется непонимание детства как периода, когда малышу нужно расти и развивать в себе природные задатки в благоприятной среде. Чтобы потом их реализовать.
И послушание с дисциплиной уж точно не то, с чего нужно начинать воспитание.

Простая аналогия: посадив семечко, мы дожидаемся появления ростков, не тянем за первые листики «потому что они должны быть такими». А поливаем, удобряем почву, создаем достаточно тепла и освещения, что необходимо для роста.

А растение будет именно таким, каким оно генетически заложено. Плюс благоприятные факторы, укрепляющие его.

Точно так же и ребенок. Родившись, он никому не должен, но мы его обеспечиваем всем необходимым для гармоничного физического и психического развития. Вовремя прививаем нужные знания, умения и навыки (ЗУН), необходимые для жизни в том самом социуме. Учим быть самим собой в творческом потоке, а не оправдывать чьи-то ожидания.

И только потом уже ставим необходимые ограничители, которые меняются по мере роста и развития ребенка.

Например, есть утверждение — ребенок в год должен уже ходить. Но в реальности это умение может проявиться как в 9 месяцев, так и после года. Все зависит от физического состояния ребенка и его готовности сделать первый шаг.

Т.е., что касается физического и психического развития — здесь важно знать вариативные нормы и отслеживать динамику, чтобы исключить возможные проблемы.

Или утверждение — ребенок не должен капризничать. В реальности опять же все очень индивидуально. Кто-то с рождения был очень спокойным флегматиком, а кто-то — ярким холериком. Соответственно, частота и сила капризов разная. И предъявлять рамки, типа «ты должен сидеть спокойно» прежде учета особенностей темперамента и свойств личности по меньшей мере чревато ненужными конфликтами.

Мудрые родители знают, что прежде чем что-то требовать от ребенка, нужно просчитать его реальные возможности и создать для выполнения требования нужную обстановку.
Тогда просьба будет выполнена охотно и с удовольствием.

Или мама мечтает, чтобы старший ребенок всегда помогал ей с младшим. Здесь часто проскакивают реплики: «Не шуми/не кричи, малыш плачет» (подтекст «ты должен сидеть тихо»), «Ты должен делиться игрушками», «Ты старшая — возьми младшего с собой погулять». И т.д. В них мамой и папой ребенку прививается мысль, что он «всем должен».

Уже потом в зрелом возрасте такие старшие «должники» нередко категорически не хотят иметь свою семью и детей.

Здесь проблема начинается с неправильно расставленных границ в семье и приоритетов.

Ребенок не должен. Ребенок либо может, либо не может в силу своих особенностей/возраста/развития/наличия или отсутствия ЗУН (знаний, умений и навыков).

Еще важный момент, как формируются родительские стили в воспитании, которые тоже влияют на послушание и дисциплину.

Если посмотреть на семью, в которой растет конкретный ребенок, мы увидим, что в каждой семье складываются индивидуальные особенности отношений между взрослыми и детьми.

Эти отношения могут быть нескольких стилей:

  • авторитарный (взрослый — непререкаемый авторитет несмотря ни на что, непогрешимый и т.д.),
  • либеральный (взрослый не имеет своего внутреннего четкого стержня, «куда ветер подует, туда и он устремляется», зависим от поведения и капризов детей, непоследовательный и пренебрегающий здравыми основами воспитания). По разным источникам здесь также выделяют попустительный стиль (смысл тот же).
  • демократический (взрослый остается главным авторитетом, он сотрудничает с ребенком, обучает его и ведет за собой, прислушивается к потребностям ребенка и учит его быть чутким к потребностям других).

Соответственно в каждом из трех вариантов стилей воспитания формируется разное отношение к послушанию и дисциплине.

В первом случае послушание и дисциплина жестко внедряются, принудительным образом, по принципу «прав только Взрослый, а Ребенок не может спорить».

Во втором случае и послушание, и дисциплина «хромают», либо их нет де-факто.

В третьем — послушание и дисциплина проистекают не из желания подавить волю ребенка, напротив, возникают естественным образом, как благодарный отклик Ребенка на мудрое воспитание Родителя.

Напоследок приведу слова замечательного педагога Макаренко А. С.:

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.

Хотите провести для себя небольшое самоисследование? 🙂

Вам в помощь я собрала 4 теста, которые я обычно даю на консультации. Благодаря им вы можете протестировать себя и ребенка на темперамент, на преобладающий стиль воспитания.

Куда бежать — даю ссылки (при нажатии откроется новое окно, там будет папка с тестами):

Скачать с ЯндексДиска
Скачать с ГуглДиска

В комментариях напишите, пожалуйста, понравилась статья? Удалось скачать тесты?

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Секретная формула от капризов ребенка

    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 157 745 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 139 811 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 116 055 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 103 710 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 102 753 просмотров

    Последние комментарии

    1. Татьяна Егорова к Любви и нежности в этот день!
    2. Полина к Любви и нежности в этот день!
    3. Анна к Ребенок 3,5 года не хочет какать на горшок
    4. Кссс к Дочь рвет ресницы (трихотилломания)
    5. Олеся к Требовательный ребенок — в чем причина и как найти подход?

    Мы на Фейсбуке, включайтесь!

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2022 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных