• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Ребенок должен… Не должен?

13 марта, 2019
by Татьяна Егорова
ребенок должен, стиль воспитания, тесты, тип темперамента
0 Comment

Продолжаем тему послушания и дисциплины.

Интересно, что многие родители в эти понятия вкладывают совершенно разный смысл, обусловленный:

  • пережитым опытом своего детства,
  • желанием видеть в ребенке реализацию цели, которой ранее родитель не смог достичь,
  • набором представлений «каким должен быть ребенок», навязанных извне (родственниками, друзьями, некой
    социальной группой, в которую входит родитель и др.социумом).

И мысль, как правило, начинается с утверждения:
«Ребенок должен…«

далее идет перечисление его желаемых способностей, качеств характера и особенностей личности, которые подкрепляют данное утверждение (как это сделала та мама в своем запросе на консультацию).

Например, «ребенок в три года должен…убирать свою постель, самостоятельно кушать, одеваться, не капризничать в очереди, молча вести себя у кассы с витриной вкусняшек, не обижать братика/сестричку, делиться игрушками и бесконечное «должен, должен…».

Так вот. Уже на этом этапе стоит остановиться.
Должен кому? Вам? Соседке?

Так вот. Не должен.

В этой формулировке прячется непонимание детства как периода, когда малышу нужно расти и развивать в себе природные задатки в благоприятной среде. Чтобы потом их реализовать.
И послушание с дисциплиной уж точно не то, с чего нужно начинать воспитание.

Простая аналогия: посадив семечко, мы дожидаемся появления ростков, не тянем за первые листики «потому что они должны быть такими». А поливаем, удобряем почву, создаем достаточно тепла и освещения, что необходимо для роста.

А растение будет именно таким, каким оно генетически заложено. Плюс благоприятные факторы, укрепляющие его.

Точно так же и ребенок. Родившись, он никому не должен, но мы его обеспечиваем всем необходимым для гармоничного физического и психического развития. Вовремя прививаем нужные знания, умения и навыки (ЗУН), необходимые для жизни в том самом социуме. Учим быть самим собой в творческом потоке, а не оправдывать чьи-то ожидания.

И только потом уже ставим необходимые ограничители, которые меняются по мере роста и развития ребенка.

Например, есть утверждение — ребенок в год должен уже ходить. Но в реальности это умение может проявиться как в 9 месяцев, так и после года. Все зависит от физического состояния ребенка и его готовности сделать первый шаг.

Т.е., что касается физического и психического развития — здесь важно знать вариативные нормы и отслеживать динамику, чтобы исключить возможные проблемы.

Или утверждение — ребенок не должен капризничать. В реальности опять же все очень индивидуально. Кто-то с рождения был очень спокойным флегматиком, а кто-то — ярким холериком. Соответственно, частота и сила капризов разная. И предъявлять рамки, типа «ты должен сидеть спокойно» прежде учета особенностей темперамента и свойств личности по меньшей мере чревато ненужными конфликтами.

Мудрые родители знают, что прежде чем что-то требовать от ребенка, нужно просчитать его реальные возможности и создать для выполнения требования нужную обстановку.
Тогда просьба будет выполнена охотно и с удовольствием.

Или мама мечтает, чтобы старший ребенок всегда помогал ей с младшим. Здесь часто проскакивают реплики: «Не шуми/не кричи, малыш плачет» (подтекст «ты должен сидеть тихо»), «Ты должен делиться игрушками», «Ты старшая — возьми младшего с собой погулять». И т.д. В них мамой и папой ребенку прививается мысль, что он «всем должен».

Уже потом в зрелом возрасте такие старшие «должники» нередко категорически не хотят иметь свою семью и детей.

Здесь проблема начинается с неправильно расставленных границ в семье и приоритетов.

Ребенок не должен. Ребенок либо может, либо не может в силу своих особенностей/возраста/развития/наличия или отсутствия ЗУН (знаний, умений и навыков).

Еще важный момент, как формируются родительские стили в воспитании, которые тоже влияют на послушание и дисциплину.

Если посмотреть на семью, в которой растет конкретный ребенок, мы увидим, что в каждой семье складываются индивидуальные особенности отношений между взрослыми и детьми.

Эти отношения могут быть нескольких стилей:

  • авторитарный (взрослый — непререкаемый авторитет несмотря ни на что, непогрешимый и т.д.),
  • либеральный (взрослый не имеет своего внутреннего четкого стержня, «куда ветер подует, туда и он устремляется», зависим от поведения и капризов детей, непоследовательный и пренебрегающий здравыми основами воспитания). По разным источникам здесь также выделяют попустительный стиль (смысл тот же).
  • демократический (взрослый остается главным авторитетом, он сотрудничает с ребенком, обучает его и ведет за собой, прислушивается к потребностям ребенка и учит его быть чутким к потребностям других).

Соответственно в каждом из трех вариантов стилей воспитания формируется разное отношение к послушанию и дисциплине.

В первом случае послушание и дисциплина жестко внедряются, принудительным образом, по принципу «прав только Взрослый, а Ребенок не может спорить».

Во втором случае и послушание, и дисциплина «хромают», либо их нет де-факто.

В третьем — послушание и дисциплина проистекают не из желания подавить волю ребенка, напротив, возникают естественным образом, как благодарный отклик Ребенка на мудрое воспитание Родителя.

Напоследок приведу слова замечательного педагога Макаренко А. С.:

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.

Хотите провести для себя небольшое самоисследование? 🙂

Вам в помощь я собрала 4 теста, которые я обычно даю на консультации. Благодаря им вы можете протестировать себя и ребенка на темперамент, на преобладающий стиль воспитания.

Куда бежать — даю ссылки (при нажатии откроется новое окно, там будет папка с тестами):

Скачать с ЯндексДиска
Скачать с ГуглДиска

В комментариях напишите, пожалуйста, понравилась статья? Удалось скачать тесты?

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 380 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 982 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 122 182 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 118 322 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 414 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных