Была у меня на приеме мама с дочкой лет шести.
Кажется, я впервые встретила ребенка с чистым меланхолическим типом темперамента.
Только представьте, девочка (6 лет!):
- — робко заходит в кабинет, прячась за спиной мамы,
- — не глядя, тихо и быстро здоровается, так, что едва угадываешь слова,
- — садится с обреченным видом на стул и панически боится что-то не так сделать,
- — оглядывается на маму, судорожно ища поддержки и ободрения,
- — при малейшем затруднении сразу слезы градом, так что рукав ее кофточки уже через 15 мин был мокрым,
- — когда дотрагиваешься до ее руки, чтобы помочь, испуганно отдергивает и сжимается
Я понаблюдала за отношениями мамы и дочки, пока девочка была в свободном игровом поле.
Каждый раз ей не хватало уверенности в правильности своих действий и она глядела на маму, а мама жестким тоном подгоняла ее к активным действиям с игрушками.
Самостоятельно принимать решения ей почти не удавалось.
Чем жестче был тон мамы, тем чаще у дочки слезы градом.
Стоило маме улыбнуться и кивнуть головой в знак одобрения (правильно сложила узор, выстроила последовательность сюжета по картинкам, поставила нужные карточки по местам и т.д., как дочка расцветала и преображалась. Выпрямлялась спинка, расправлялись плечи, поднималась головка, на губах — легкая улыбка).
Было ясно, что на консультации поработать придется. Нет, не девочке, а… маме.
Пока я намечала план действий, решила поделиться с вами, возможно это то, что может пригодиться, если у вашего ребенка есть выраженные черты темперамента.
- Проверить темперамент всех членов семьи (вы не поверите, но почему-то родители даже не знают кто они сами, что и говорить о детях).
- Изучить стили родительского воспитания и семейных взаимодействий между членами (часто выявляется, что выбранный подход не подходит данному типу темперамента ребенка и возникает конфликт).
- Проанализировать медкарту и историю ранних лет жизни ребенка (беременность, роды, болезни).
- Определить сильные и слабые стороны темперамента и характера (чтобы правильно делать акценты).
- С учетом полученных данных (см.выше), скорректировать родительский подход.
- Найти точки восстановления и укрепления личности ребенка.
- Регулярная профилактика откатов в воспитании и закрепление положительных результатов.
Часто всплывают:
- — страхи ребенка, которым родители не придавали значения,
- — нехватка внимания и вовлеченности в жизнь ребенка,
- — одиночество даже в большой семье,
- — отсутствие возможности поговорить без осуждения или высмеивания,
- — недостатки в физическом развитии, которые преодолеваются с трудом и ребенок не чувствует поддержки, чтобы получить достаточно сил для коррекции.
и это далеко не полный перечень.
Если чувствуете, что у вас есть проблема с ребенком, которую не можете решить, есть смысл проработать ее с психологом (сейчас как раз веду запись родителей на сентябрь и октябрь, пишите о своем желании записаться здесь https://detpsycholog.ru/kontakty/).