• Контакты
  • Карта сайта
Мы ВКонтакте:
deviantart
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Самостоятельный ребенок: с чего начать?
  • Курсы
    • Мама, я могу! Сборник чек-листов по самостоятельности ребенка с 2,5 до 18 лет
    • Ах, кусочки, комочки: как помочь ребенку есть твердую пищу
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Ребенок не говорит, только бубнит

18 марта, 2010
by Татьяна Егорова
Задать вопрос психологу, развитие речи, Ребенок не говорит
10 комментариев
Ну, скажи «ма-ма»!

В рубрику «Задать вопрос психологу» поступил еще один вопрос:

Евгения
Татьяна! Помогите разобраться! Моей доченьке год и три месяца и она не говорит те слова, которые уже в этом возрасте должна озвучивать.

От нее слышно только «ап», «оп», «бу-пу». Из нормальных слов — «кихс» (киса) и «деде» (деда)и «неть» (нет). “Мама” не говорила ни разу. Ни “папа”, ни “баба”, ни “дай”.

Я с ней занимаюсь (не полностью, конечно, весь день), мы читаем, стихи рассказываю, все показываю и комментирую.

Может ли быть одна из причин просмотра ТВ, я ей включаю детские программы (Бэби Эйнштейн) и мультфильм про Машу и Медведя? Просто ТВ не смотрит. Заранее спасибо.

Татьяна Егорова
Евгения, здравствуйте!

По описанию «симптомов» — ваша девочка развивается нормально. В этом возрасте идет интенсивное накопление не активного, а именно пассивного словаря, это когда ребенок слышит речь взрослых и запоминает отдельные слова, словосочетания и предложения, усваивая, тем самым, грамматическую конструкцию родного языка.

Детки этого возраста, как правило, используют «свой» язык, основанный на отдельных слогах, как вы и отмечаете.

Чтобы перейти к коротким словам из двух, а позже из трех и более слогов, просто нужно время (обычно они появляются чуток позже — с 1,5 годика, причем эта возрастная граница не у всех одинакова в силу индивидуальных особенностях самого ребенка, о чем тоже забывать не стоит).

Если вы очень волнуетесь, для вашего спокойствия давайте перестрахуемся и проверим дочку.

Ответьте себе на вопросы:

Здорова ли она физически?

Слышит ли ваша дочка? (уточнить можно у ЛОРа или сурдопедагога, причем, если есть подозрения, что она не поворачивается в ответ на свое имя, не реагирует на звуки, необходимо срочно проверить слух.

Даже небольшое снижение может повлиять на качество речи. Сейчас снижение слуха могут диагностировать и у самых маленьких, буквально с рождения).

Понимает ли она обращенную к ней речь? Есть ли у вас с ней «диалоги»? Например, она кивает головой в ответ на ваш вопрос: «Хочешь кису?», протягивает ручку в ответ на ваши слова: «Дай ручку, пойдем на качели» и т.п.

Т.е. она понимает речевую ситуацию и ведет себя соответственно.

Проследите, как остальные члены семьи разговаривают с дочкой: нет ли у них «сюсюканья» (это когда слова намеренно искажаются: «ах ты, малепусенькая»,»халосая» и т.п. ).

Если нечто подобное есть, отучите их и себя от этого в общении с дочкой. В русском языке присутствует неисчерпаемое количество нежных и уменьшительно — ласковых слов с правильной конструкцией.

Нет ли явления билингвизма (двуязычия) в вашей семье?

Не перенес ли ребенок какие-то тяжелые заболевания в прошлом, есть ли какие-то наследственные факторы, пережитый стресс, испуг?

Что можно порекомендовать на данный момент:

Продолжайте читать дочке книжки (серии «Читаем с мамой», твердые странички с красочными иллюстрациями — то, что надо).

Это интересно:  У ребенка частые истерики

Рекомендую начать с детских стихов известных авторов (Е.Благина, К.Чуковский,А.Барто, С. Михалков и др. ) Пусть сначала будут короткие четверостишия, потом коротенькие сказки типа «Курочка Ряба».

Повторяйте стишки в присутствии дочки в течение дня — это здорово поднимает настроение и побуждает ее пробовать «на зубок» отдельные словосочетания и воспроизводить их.

Напевайте эти стишки, растягивая гласные, когда играете с ней, гуляете и когда занимаетесь своими домашними делами вместе с ней. Очень хорошо, что вы все это делаете.

Ритмику и мелодичность хорошо развивает классическая музыка, также пригодится музыка природы (шум прибоя, шелест ветерка, гомон птиц).

Есть музыкальная серия «Волшебные голоса природы»:  Малыш на берегу, Малыш в лесу, Малыш в саду, Малыш и сладкие сны и т.д. Такая музыка помимо развития слуха поможет быстрее начать говорить, особенно, если вы с дочкой будете напевать мелодию детских песенок: «та-та-та-а-а-а, тра-та-та-а-а-а».

По поводу детской программы Бэби Эйнштейн однозначно ничего сказать не могу. Я видела восторженные отзывы мам и отрицательные суждения многих специалистов в ее адрес.

В целом, последние сводятся к тому, что ребенку до 3 лет нежелательно смотреть всякие «развивалки» перед экраном хоть монитора, хоть ТВ, поскольку он становится более пассивным, мало двигается и приучается познавать окружающий мир в ограниченном восприятии (только зрительно-слуховое).

Страдает мелкая и крупная моторика (а ведь она лежит в основе развития речи).

Если уж очень хочется дать ей посмотреть, ограничьте время — не более 10 мин в течение всего дня. Аналогично с мультиками.

Лучше развивайте мелкую моторику рук: пусть лепит из теста (оно мягкое и удобно для ручек годовалого ребенка, позже можно перейти на пластилин), А также — пересыпает горох и другие сыпучие материалы, сортирует в вашем присутствии крупные пуговицы, переливает воду из одной кружки в другую и т.д.

Начните с ней пальчиковые игры — классический пример: «Сорока-белобока» на ее ладошке, «Мы писали, мы писали…» с разжатием и сжатием кулачков и потряхиванием рук. В сети можно найти много примеров пальчиковых игр.

Еще совет. Не приставайте к дочке с навязчивой просьбой: «Ну скажи…», «Повтори!…». Девочка должна сама захотеть 🙂 И поверьте, когда она почувствует потребность — заговорит!

И напоследок, что еще могу предложить: прочтите книжку О.Е.Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит» . Вообще-то книга рассчитана для родителей детей с 2-3 лет. Но тем не менее, будет вам полезна. Легко читается и есть много ценных советов.

Детки развиваются своими темпами. А вы можете лишь помочь дочке двигаться в нужном направлении.

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    10 комментариев
    1. Марина at Ответить

      Девочки, не переживайте вы так. У меня есть по крайней мере 3 примера, когда ребёнок не говорил до трёх лет, а потом их «прорывало». Все дети здоровые и не уступают по развитию своим сверстникам (некоторые даже перегоняют)))) Придёт время и ваши заговорят сразу предложениями!

    2. Рина at Ответить

      Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за очень познавательную статью. Дочке 1,9 года. Все понимает и слышит, но говорит мало. В основном «дай», «на». Если и порадует новым словом, то только один раз — скажет и и больше мы от нее этого не слышим, в речи использует порядка 10 слов.
      На вопрос: «Нет ли явления билингвизма (двуязычия) в вашей семье?»
      Нет в нашей семь говорят только на одном языке, но вот детский английский она смотрит с 2 мес. Смотрит сама, мы ей не навязывали, просто увидели, что ей интересно, привлекает внимание. Просит сама включить, смотрит по долгу, если выключаем — проявляет недовольство, долго не отходит от телевизора.
      Была бы рада услышать Ваше мнение по поводу очень маленького словарного запаса дочки.

    3. Светлана Лендел at Ответить

      Спасибо, очень интересно!
      У нас та же проблема, но у нас билингвальная семья, так что я свожу трудности в разговоре к этому. Дочка (год и 9) понимает оба языка, говорит около 10 слов — и всё.

    4. Natali at Ответить

      У меня точно такая проблема сину 2,5,а он розгаваривает жестами.Он все понимает я тоже постояно говорю синочек повтори то либо то но он не хочет.Иногда он сам какие то слова говорит.Так,что Татьяна я вас понимаю и надеюся,что наши детки скоро будут разговаривать.Терпения вам!!!!!!!!!!

    5. Елена at Ответить

      Очень толковая табличка! Всё так обстоятельно по пунктам разложено.

      Моей дочке 1 годик, по табличке у неё всё в полном порядке. И я точно знаю, что она МОЖЕТ говорить: месяцев с 8 до 10 она говорила «папа», «мама», «баба». Потом замолчала — ни одного слова! Одни слоги и лепет. Иногда может повторить за мной какое-нибудь понравившееся слово, если в голову взбредёт. То есть она как бы пробует слово «на вкус», но потом больше его не повторяет. Пару дней назад спрашиваю у неё: Пойдём со мной в ванну купаться?». Она отвечает: «Падём!» — и тянет ко мне руки.

      Мне обидно, что она не говорит, хотя может. Такое ощущение, что она просто ленится — знает, что её и так поймут (она жестами и мимикой очень красноречиво всё объясняет).

      • Татьяна at Ответить

        Такие моменты в развитии бывают: то быстро развивается, то замедляется. Да и стрессы могут влиять. Главное, создавайте дружелюбную обстановку, не «выжимайте» из нее слова, не заставляйте. Почаще поощряйте и радуйтесь ее успехам, больше общайтесь с ней, ведите диалоги — пусть она отвечает, как может, вы можете подсказывать за ней слова, если она затрудняется. Пусть обучение будет с радостью и все у вас будет хорошо 🙂

    6. Оксана at Ответить

      Таня, очень дельные советы!

      Девочки, сама недавно переживала по поводу развития речи доченьки, но вот пришло время и ребенка просто прорвало! Говорит, склоняет, превращает в уменьшительно-ласкательные…

      Так что верьте, всё будет здорово!

      • Татьяна at Ответить

        Оксана, спасибо за признание, очень рада за вашу дочку! 🙂

    7. anemona at Ответить

      Спасибо, Татьяна!
      У меня как раз такая же ситуация, с той только разницей, что дочке почти год и пять.

      • Татьяна at Ответить

        anemona, я рада, что материал был полезным.
        Очень желаю вам вскоре услышать от дочки целые слова и предложения. 🙂
        Всему свое время…

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 163 201 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 150 727 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 121 973 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 117 972 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 108 243 просмотров

    Последние комментарии

    Воспитание ребенка (10) Задать вопрос психологу (20) Развитие ребенка 0-1 г (26) Сон ребенка (26) диагностика (10) игры для малышей до года (18) капризы ребенка (17) новый год (15) ошибки воспитания (8) ребенок не ест твердую пищу (9) ребенок плохо спит (11) упражнения для детей до года (25)

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2024 г. Егорова Татьяна Евгеньевна. ИНН 710601728047 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных