В рубрику «Задать вопрос психологу» поступил еще один вопрос:
Евгения
Татьяна! Помогите разобраться! Моей доченьке год и три месяца и она не говорит те слова, которые уже в этом возрасте должна озвучивать.
От нее слышно только «ап», «оп», «бу-пу». Из нормальных слов — «кихс» (киса) и «деде» (деда)и «неть» (нет). “Мама” не говорила ни разу. Ни “папа”, ни “баба”, ни “дай”.
Я с ней занимаюсь (не полностью, конечно, весь день), мы читаем, стихи рассказываю, все показываю и комментирую.
Может ли быть одна из причин просмотра ТВ, я ей включаю детские программы (Бэби Эйнштейн) и мультфильм про Машу и Медведя? Просто ТВ не смотрит. Заранее спасибо.
Татьяна Егорова
Евгения, здравствуйте!
По описанию «симптомов» — ваша девочка развивается нормально. В этом возрасте идет интенсивное накопление не активного, а именно пассивного словаря, это когда ребенок слышит речь взрослых и запоминает отдельные слова, словосочетания и предложения, усваивая, тем самым, грамматическую конструкцию родного языка.
Детки этого возраста, как правило, используют «свой» язык, основанный на отдельных слогах, как вы и отмечаете.
Чтобы перейти к коротким словам из двух, а позже из трех и более слогов, просто нужно время (обычно они появляются чуток позже — с 1,5 годика, причем эта возрастная граница не у всех одинакова в силу индивидуальных особенностях самого ребенка, о чем тоже забывать не стоит).
Если вы очень волнуетесь, для вашего спокойствия давайте перестрахуемся и проверим дочку.
Ответьте себе на вопросы:
Здорова ли она физически?
Слышит ли ваша дочка? (уточнить можно у ЛОРа или сурдопедагога, причем, если есть подозрения, что она не поворачивается в ответ на свое имя, не реагирует на звуки, необходимо срочно проверить слух.
Даже небольшое снижение может повлиять на качество речи. Сейчас снижение слуха могут диагностировать и у самых маленьких, буквально с рождения).
Понимает ли она обращенную к ней речь? Есть ли у вас с ней «диалоги»? Например, она кивает головой в ответ на ваш вопрос: «Хочешь кису?», протягивает ручку в ответ на ваши слова: «Дай ручку, пойдем на качели» и т.п.
Т.е. она понимает речевую ситуацию и ведет себя соответственно.
Проследите, как остальные члены семьи разговаривают с дочкой: нет ли у них «сюсюканья» (это когда слова намеренно искажаются: «ах ты, малепусенькая»,»халосая» и т.п. ).
Если нечто подобное есть, отучите их и себя от этого в общении с дочкой. В русском языке присутствует неисчерпаемое количество нежных и уменьшительно — ласковых слов с правильной конструкцией.
Нет ли явления билингвизма (двуязычия) в вашей семье?
Не перенес ли ребенок какие-то тяжелые заболевания в прошлом, есть ли какие-то наследственные факторы, пережитый стресс, испуг?
Что можно порекомендовать на данный момент:
Продолжайте читать дочке книжки (серии «Читаем с мамой», твердые странички с красочными иллюстрациями — то, что надо).
Рекомендую начать с детских стихов известных авторов (Е.Благина, К.Чуковский,А.Барто, С. Михалков и др. ) Пусть сначала будут короткие четверостишия, потом коротенькие сказки типа «Курочка Ряба».
Повторяйте стишки в присутствии дочки в течение дня — это здорово поднимает настроение и побуждает ее пробовать «на зубок» отдельные словосочетания и воспроизводить их.
Напевайте эти стишки, растягивая гласные, когда играете с ней, гуляете и когда занимаетесь своими домашними делами вместе с ней. Очень хорошо, что вы все это делаете.
Ритмику и мелодичность хорошо развивает классическая музыка, также пригодится музыка природы (шум прибоя, шелест ветерка, гомон птиц).
Есть музыкальная серия «Волшебные голоса природы»: Малыш на берегу, Малыш в лесу, Малыш в саду, Малыш и сладкие сны и т.д. Такая музыка помимо развития слуха поможет быстрее начать говорить, особенно, если вы с дочкой будете напевать мелодию детских песенок: «та-та-та-а-а-а, тра-та-та-а-а-а».
По поводу детской программы Бэби Эйнштейн однозначно ничего сказать не могу. Я видела восторженные отзывы мам и отрицательные суждения многих специалистов в ее адрес.
В целом, последние сводятся к тому, что ребенку до 3 лет нежелательно смотреть всякие «развивалки» перед экраном хоть монитора, хоть ТВ, поскольку он становится более пассивным, мало двигается и приучается познавать окружающий мир в ограниченном восприятии (только зрительно-слуховое).
Страдает мелкая и крупная моторика (а ведь она лежит в основе развития речи).
Если уж очень хочется дать ей посмотреть, ограничьте время — не более 10 мин в течение всего дня. Аналогично с мультиками.
Лучше развивайте мелкую моторику рук: пусть лепит из теста (оно мягкое и удобно для ручек годовалого ребенка, позже можно перейти на пластилин), А также — пересыпает горох и другие сыпучие материалы, сортирует в вашем присутствии крупные пуговицы, переливает воду из одной кружки в другую и т.д.
Начните с ней пальчиковые игры — классический пример: «Сорока-белобока» на ее ладошке, «Мы писали, мы писали…» с разжатием и сжатием кулачков и потряхиванием рук. В сети можно найти много примеров пальчиковых игр.
Еще совет. Не приставайте к дочке с навязчивой просьбой: «Ну скажи…», «Повтори!…». Девочка должна сама захотеть 🙂 И поверьте, когда она почувствует потребность — заговорит!
И напоследок, что еще могу предложить: прочтите книжку О.Е.Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит» . Вообще-то книга рассчитана для родителей детей с 2-3 лет. Но тем не менее, будет вам полезна. Легко читается и есть много ценных советов.
Детки развиваются своими темпами. А вы можете лишь помочь дочке двигаться в нужном направлении.
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.
Девочки, не переживайте вы так. У меня есть по крайней мере 3 примера, когда ребёнок не говорил до трёх лет, а потом их «прорывало». Все дети здоровые и не уступают по развитию своим сверстникам (некоторые даже перегоняют)))) Придёт время и ваши заговорят сразу предложениями!
Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за очень познавательную статью. Дочке 1,9 года. Все понимает и слышит, но говорит мало. В основном «дай», «на». Если и порадует новым словом, то только один раз — скажет и и больше мы от нее этого не слышим, в речи использует порядка 10 слов.
На вопрос: «Нет ли явления билингвизма (двуязычия) в вашей семье?»
Нет в нашей семь говорят только на одном языке, но вот детский английский она смотрит с 2 мес. Смотрит сама, мы ей не навязывали, просто увидели, что ей интересно, привлекает внимание. Просит сама включить, смотрит по долгу, если выключаем — проявляет недовольство, долго не отходит от телевизора.
Была бы рада услышать Ваше мнение по поводу очень маленького словарного запаса дочки.
Спасибо, очень интересно!
У нас та же проблема, но у нас билингвальная семья, так что я свожу трудности в разговоре к этому. Дочка (год и 9) понимает оба языка, говорит около 10 слов — и всё.
У меня точно такая проблема сину 2,5,а он розгаваривает жестами.Он все понимает я тоже постояно говорю синочек повтори то либо то но он не хочет.Иногда он сам какие то слова говорит.Так,что Татьяна я вас понимаю и надеюся,что наши детки скоро будут разговаривать.Терпения вам!!!!!!!!!!
Очень толковая табличка! Всё так обстоятельно по пунктам разложено.
Моей дочке 1 годик, по табличке у неё всё в полном порядке. И я точно знаю, что она МОЖЕТ говорить: месяцев с 8 до 10 она говорила «папа», «мама», «баба». Потом замолчала — ни одного слова! Одни слоги и лепет. Иногда может повторить за мной какое-нибудь понравившееся слово, если в голову взбредёт. То есть она как бы пробует слово «на вкус», но потом больше его не повторяет. Пару дней назад спрашиваю у неё: Пойдём со мной в ванну купаться?». Она отвечает: «Падём!» — и тянет ко мне руки.
Мне обидно, что она не говорит, хотя может. Такое ощущение, что она просто ленится — знает, что её и так поймут (она жестами и мимикой очень красноречиво всё объясняет).
Такие моменты в развитии бывают: то быстро развивается, то замедляется. Да и стрессы могут влиять. Главное, создавайте дружелюбную обстановку, не «выжимайте» из нее слова, не заставляйте. Почаще поощряйте и радуйтесь ее успехам, больше общайтесь с ней, ведите диалоги — пусть она отвечает, как может, вы можете подсказывать за ней слова, если она затрудняется. Пусть обучение будет с радостью и все у вас будет хорошо 🙂
Таня, очень дельные советы!
Девочки, сама недавно переживала по поводу развития речи доченьки, но вот пришло время и ребенка просто прорвало! Говорит, склоняет, превращает в уменьшительно-ласкательные…
Так что верьте, всё будет здорово!
Оксана, спасибо за признание, очень рада за вашу дочку! 🙂
Спасибо, Татьяна!
У меня как раз такая же ситуация, с той только разницей, что дочке почти год и пять.
anemona, я рада, что материал был полезным.
Очень желаю вам вскоре услышать от дочки целые слова и предложения. 🙂
Всему свое время…