Многие родители испытывают трудности с привитием ребенку самых элементарных правил гигиены, опрятности и безопасности. Не секрет, что мы хотим видеть своих ненаглядных дочек и сыночков аккуратными, чистыми и послушными, чтобы наши советы всегда ими воспринимались как руководство к действиям, а не превращались в предмет бесконечных споров и раздраженных нотаций.
Данный пост я адресую тем мамам и папам, у кого ребенок не слушается и не воспринимает их многочисленные уговоры и просьбы что-то сделать или выполнить. Приведенные ситуации — самые распространенные и предложенные мною способы — всего лишь пример, в каком направлении нужно двигаться, чтобы взять происходящее под свой надежный контроль. Естественно, вы можете придумать свои «правила», главное, чтобы ребенок воспринимал все, как игру.
Наши детки очень сообразительные и на лету схватывают любую информацию, если она отвечает их внутренним потребностям и актуальна именно в этом отрезке времени. Очевидно нам, умудренным жизнью взрослым, эту способность нужно сделать своим союзником, взывая не к логике, а к чувствам ребенка.
«Иди помой ручки и приходи обедать!» — говорит мама сыну, вернувшемся с папой после веселой прогулки. Едва раздевшись, мальчик мчится в комнату к своим машинкам, пропустив мимо ушей просьбу мамы. Глядя на свои относительно чистые руки, он недоуменно пожимает плечами: «Зачем мыть? Они не грязные. А соседская кошка, которую я погладил во дворе — она же домашняя, с ошейником бегает…»
Что маме делать, если ребенок не слушается? Уговаривать? Тащить в ванную? Взывать к разуму в надежде, что неоспоримая железная логика победит и непослушный ребенок выполнит просьбу?
И совсем по-другому будет ситуация, если мама предложит любопытному сыне интересный эксперимент. Пусть она насыплет ему на влажные руки горстку цветных блесток и потрет ручки, чтобы они плотно прилипли. Затем сын может взяться за игрушку, за стол, за дверь руками — он увидит свои следы на этих предметах. Мама может рассказать, что микробы — как те блестки, которые прилипают к рукам и остаются везде, если руки не помыть. Блестки — безобидные, а вот микробы — опасные, от них болеют. Поэтому надо тщательно мыть руки с мылом…
Такой наглядный эксперимент не пройдет бесследно — мальчик его запомнит надолго 🙂
«Ложись спать,тебе пора отдохнуть…» уговаривает мама дочку, которая, хоть и трет глазки, но спать упорно не желает. Что делать?
Предложите ей поиграть в «гляделки»! Посадите дочку напротив к себе, и попросите ее смотреть вам в глаза не мигая. Через какое-то время она обязательно моргнет, потом еще и еще. Глазки могут быстро устать и покраснеть. Покажите дочке ее глазки в зеркало: «Видишь, какие они грустные, потому что устали и им очень хочется спать, они сами закрываются… Давай с тобой поможем глазкам отдохнуть — ложись в постельку и закрой их». Утомленная дочка послушается и пойдет в свою кроватку 🙂
«Давай я пристегну тебе ремень» — предлагает папа, сажая сына в машину. Тот визжит, отталкивая ремни безопасности от себя. Папа раздосадован непослушанием ребенка и пытается еще строже велеть ему пристегнуться… Может, сын и испугается, подчинится, только такого ли эффекта хотел родитель своим воспитанием?
А ведь можно сыграть на чувстве детской взрослости, которую так любят показывать наши подрастающие сыновья и дочери, едва преодолев рубеж в три года. Да, да, можно незаметно предложить им игру, в которой дети, не желающие выполнять указания взрослых (в данном случае пристегнуться), сами охотно сделают это, да еще и велят остальным пассажирам последовать их примеру. Вот она:
Скажите ребенку, что он — милиционер и машина поедет по его команде, только если все будут пристегнутыми! Сознание того, что машина трогается с места «по желанию» крохи окажет несоизмеримо сильный эффект, что он обязательно пристегнется и других проконтролирует: «Мама — пристегнута? — Да! Бабушка? — Да! Дедушка? — Да! Я — тоже! Раз, два, три — едем!»
***
В жизни нам с вами встретится очень много таких похожих ситуаций, когда непослушный ребенок отказывается прислушиваться к доводам разума и нотациям. Тогда на помощь всегда придут игра плюс наше воображение! Ведь именно в игре ребенок не только постигает социальные нормы поведения, осваивая многообразное общение со сверстниками и другими окружающими его людьми, но и учится разрешать мирным путем назревающий конфликт, преодолевать свой внутренний протест. А это основа для развития зрелой личности.
Желаю вам всегда находить точки соприкосновения и взаимопонимания с вашим малышом! Если вы к этому стремитесь — у вас обязательно все получится!
Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога!
Конечно, так лучше, чем наказывать.
Какая интересная статья, обязательно попробую рассказать про бактерии своим детям. Заставить их мыть руки после прогулки не реальное дело, а тут всё так интересно )))
Попробуйте, конечно 🙂 Желаю удачи!
Спасибо за статью! Я нашла для себя несколько полезных советов и ответов на свои вопросы!
Екатерина, рада, что вы зашли сюда и нашли ответы. Приходите еще 🙂
Татьяна, спасибо за советы. У нас проблема мыть ручки после того как приходим домой. Идея отличная с блестками, обязательно попробуем
Все гениальное просто!!! Спасибо за отличную статью!!! Будем практиковать!!!
Это точно 🙂 Удачи! 🙂
Это статья наверное для деток постарше, мой в 1,4 года обожает мыть руки, я когда мою посуду он раз 5 может подойти и попроситься мыть руки, я стою в мыле и жирной воде, на шестой раз ему отказываю, говорю: «Алешенька, мы только что помыли ручки, посмотри они чистые», сын тут же поворачивается, лезет руками в унитаз, я и ахнуть не успеваю, он поворачивается обратно ко мне и теперь уже с грязными ручками требует мытья. И смех и грех))) Я отмываю свои руки и мою его….
Я имела ввиду что игровые методы, очень действенны, но когда у деток уже развита логика, причинно-следственные связи, когда они отдают отчет что если я сделаю так, то будет вот так…..у нас пока это не работает, не слушается вообще…
Моя дочка (4 года) не очень любит одеваться-раздеваться, и как то само-собой однажды придумалось этот процесс озвучить, например, молния на куртке расстегивается с веселым «вжик», сапоги сваливаются с ног «шмак-шмак», штаны снимаются с легким присвистом, при чем мы стоим около зеркала и я ей только показываю и озвучиваю, а она сама с хохотом раздевается.
как весело у вас идет процесс одевания-раздевания, просто супер 🙂