Часто получаю на почту сообщения родителей, которые обеспокоены тем, что их ребенок залипает в гаджетах. Т.е. слишком много времени проводит в своем телефоне, компьютере или планшете.
Львиная доля времени отводится различным играм, начиная от невинных лопающихся разноцветных шариков и заканчивая сложными стратегиями в каком-то закрученном сюжете…
С одной стороны — это же и правда интересно!
Сама я с ностальгией вспоминаю про свою первую компьютерную игру «Электроника». Ее я получила в одиннадцать лет. ))
Если вы застали то советское время, наверняка помните эту игру. В ней Волк из сказки «Ну, погоди!» бегал с корзинкой, чтобы поймать куриные яйца из четырех лотков. Помню, как мечтала набрать «тыщу очков», чтобы увидеть мультик. 🙂 Но не добрала, эх! ))
Если такая простая игра приковывала к себе внимание, то что и говорить о современных детях? Ведь они соприкоснулись с потрясающими достижениями компьютерной техники!
В таком многообразии игр намного сложнее контролировать время и справляться со своими игровыми увлечениями.
Что же делать?
Начнем с самого малого. Когда проблема у вас еще и не стала таковой:
Давать ребенку планшет как можно позже. В идеале детям до 5 лет с ним лучше не знакомить, поскольку им важно взаимодействовать с игрушками в реальном трехмерном пространстве: катать машинки, строить крепости из блоков, выстраивать сюжетные линии, например, кормление и обучение кукол-мишек-зайчиков «как в садике» или «как в школе».
Сюда же входят лепка, аппликация, основы чтения и счета, конструирование — все это на наглядном материале, который можно взять в руки, сжать, повертеть, разложить, собрать и т.д..
Более того, дошкольникам важно много двигаться.
Что касается мультиков — подбирать их нужно, ориентируясь на их сюжет, продолжительность и на возраст ребенка. Правильно подобранный мультик может прекрасно помочь в игровой форме с обучением ребенка нужным навыкам, а неправильно подобранный — принести вред, спровоцировать капризы и нежелательное поведение.
Планшет в 5-7 лет может играть дополнительную (но не основную) роль в развитии и обучении. Это значит, что у ребенка по-прежнему в приоритете остаются традиционные игрушки и кубики, развивающие дидактические материалы, любимые бумажные книги с картинками. А также — мини-путешествия и поездки, которые хорошо расширяют кругозор. Примерное соотношение планшета к обычным играм — 10% к 90%.
Во время школьного обучения доля пользования планшетом может значительно возрасти и это нормально: детям часто приходится искать нужную информацию, общаться с друзьями, организовывать совместную видеовстречу и т.д.
Проблема начинается там, когда тот же школьник начинает понимать, что в интернете-то можно найти не только дополнительный материал, но и… списать домашку. А если уж совсем лень — просто потупить в ТикТоке или в других развлекательных приложениях.
На данном этапе родителям важно отслеживать учебу своего ребенка, начиная с первого класса, чтобы знать, в каких темах он «плавает» и вовремя ему помочь. Наглядно, своими объяснениями.
Или же, если тема сложна — учить ребенка обращаться за помощью к учителю, добиваться понимания темы. Т.е. прикладывать усилия по добыванию знаний. Потому что очень велик соблазн пойти «посмотреть решение» и списать его. Легко и просто, думать не надо. Или тихонько слинять от домашних и учебных дел.
Что можно сделать родителям, чтобы пользование гаджетами не переросло в проблему:
Во-первых, ввести четкие правила: сначала уроки, а игры в планшет — только с такого по такое время.
Во-вторых, быть с ребенком в тесном контакте, знать про его жизнь, радости и горести, уметь вовремя поддержать и направить в нужную сторону.
В-третьих, подавать собственный пример: если вы сами не выпускаете телефон из рук, то не стоит удивляться, что дети копируют ваше поведение.
А если проблема с планшетом или телефоном разрослась до серьезных масштабов?
Ответ один — признать, что у ребенка развилась компьютерная аддикция (зависимость) и вытаскивать из нее как можно скорее.
Ставить четкие границы. До тех пор, пока психика не придет в норму. Параллельно — активно привлекать к другим занятиям, включать ребенка в жизнь семьи, чтобы он чувствовал себя нужным и значимым.
Здесь нужно помнить, что бесконтрольное поглощение информационного контента, в том числе и игрового, без его должного осмысления и переваривания способно создать «вечную пустоту» в душе.
При таком состоянии ребенок чем больше погружается в виртуальную жизнь, тем все больше ощущает себя опустошенным и оторванным от реальности. И так по кругу.
Пустоту важно заполнить вашим теплым общением с ним, вовлечением его в другую деятельность, лучше всего физическую. Это будет лекарством.
Напоследок поделюсь наблюдением:
Знаю одного мальчика. Ему девять лет, учится в 3 классе. Парнишка общительный, веселый, любит бегать с другими детьми. Но это если он находится в детском коллективе.
Когда он один, предоставленный самому себе, он неизменно садится за компьютерный стол, запускает бесконечные игры-стрелялки, давилки, морилки. Так он способен просидеть перед монитором весь день.
Тело не выдерживает статичной нагрузки — он сползает на спину, не выпуская клавиатуру и мышку. Или залезает с ногами на стул. И играет до бесконечности, не в силах оторваться, чтобы переключиться на другое.
Вот это уже серьезно. Передозировка играми может привести к непредсказуемым последствиям.
Пока внутренний контроль у детей еще не развит в достаточной степени — пожалуйста, не пускайте все на самотек. Контролируйте, чем занят ваш ребенок и помогайте ему организовывать свое время.
Эти навыки контроля, приобретенные ребенком в период детства, обязательно пригодятся к подростковому возрасту, когда, казалось бы, весь родительский авторитет уходит коту под хвост.
Спасибо большое за полезную статью!
Пожалуйста 🙂
Благодарю.
🙂