Сегодня моя первая публикация на блоге в Новом году 🙂
Я надеюсь, за это время вы хорошо отдохнули, успели сделать с ребенком много интересных дел.
Я тоже не отставала от вас. С дочкой (15 лет) и дедушкой (т.е. моим отцом) отрывались на коньках по восхитительному льду :).
Очередной раз убеждаюсь, что однажды приобретенные моторные навыки сохраняются о-о-очень надолго. Яркий пример этому — мой отец, который катался только в юности. Потом у него был огромный перерыв.
Поэтому, все, чему мы учим своих детей — обязательно откладывается в голове. Будь это рисование или лепка. Умение читать или конструировать. Способность кататься на беговеле, велосипеде, самокате, коньках и лыжах. Все это сохраняется благодаря нейронным связям и в любой момент может быть легко восстановлено.
Так устроен наш мозг и в этом великая сила нейронов.
Посмотрите видео (если еще не видели), как быстро эти клетки устанавливают связи между собой. Они разветвляются все больше и больше с каждым днем.
Внизу видео бежит таймер — видно, с какой скоростью идет их образование.
И этот процесс… непрерывен:
Помните, когда у ребенка что-то не получается? Это означает, что тот или иной навык пока что для него сложен в данный момент времени.
И чтобы в этом навыке (очень упрощенно говоря) «один нейрон зацепился за другой», нужно установить более легкие и близкие промежуточные этапы.
Например, трехлетка не умеет есть ложкой, потому что привык, что его кормит мама. Навык самостоятельной работы с ложкой формироваться не будет. (Т.к. мама не создала для этого условия, а берет всю инициативу на себя).
Поэтому, если мы хотим видеть самостоятельного малыша, умеющего есть с ложки, нам нужно его этому научить. Как?
Это умение разбиваем на несколько этапов. Так, ребенок:
1 этап. Хватает еду ручками и отправляет в рот (навык захвата пищи и попадания в рот).
2 этап. Учится брать ложку и удерживать ее в одной ручке. Это навык управления предметом в руке и его удержание.
3 этап. Держа ложку, пытается донести ее до тарелки с едой (навык координации: рука с ложкой-тарелка).
4 этап. Ложкой подхватывает кусочек пищи (навык координации: пустая ложка и ложка с едой).
5 этап. Доносит ложку с кусочком еды до рта (навык координации: ложка-рот).
6 этап. Обхватывает ложку губами и забирает с нее еду. Ложку опускает к тарелке (орально-моторная координация рот-рука).
Какие-то этапы могут быстро проходить. Особенно, если у малыша, к примеру, уже был сформирован навык есть руками. А какие-то — более медленно.
Но в любом случае каждый ребенок в своем темпе так или иначе обязательно осваивает необходимый ему объем знаний, умений и навыков.
С одним важным условием:
Если только не мешать ему и не препятствовать своей заботой и гиперопекой :).