В прошлый раз я писала о ключевом моменте, почему у ребенка возникают трудности с твердой пищей.
Это отсутствие доверия к ней.
Но почему нет доверия? Тем, у кого все в порядке с едой, весьма странно такое услышать. Кажется абсурдным, что нужно доверять, не проще ли просто начать есть и точка? Никто не заморачивается — берут, откусывают, жуют и глотают. Проще пареной репы!
Однако, на самом деле это тонкий психологический момент, о котором частенько забывают.
Когда у меня было чуть больше свободного времени в графике, я проводила групповое общение с родителями — мы разбирали базовые вопросы, связанные с пищевым поведением ребенка, его отношением к еде и формированием индивидуального подхода на пути восстановления питания твердой пищей.
И знаете, что меня удивило?
Когда мама брала на руки младенца и давала ему грудь — она хорошо видела, как он совершал поисковые движения, чтобы прильнуть к приятному питательному молочку. Ей ничего не нужно было делать — кроха радовался, видя грудь, сам насыщался и регулировал объем принятой пищи.
Но какой контраст получается, когда крохе уже 5-6 месяцев и он переходит к прикорму. Мамы, лихорадочно проштудировав десяток книг по введению прикорма, послушав столько же подруг-советчиц,
волнуются за каждую ложку. И… внимание! Начинают за нее сражаться.
А там, где сражение, неизбежно встречается и сопротивление.
Ниже я перечислила 5 наиболее типичных ошибок в поведении мам в момент кормления ребенка:
- Родители забывают, что их малыш уже подрос и уже может кое-что делать сам. Следить взглядом за ложкой, тянуться ручками к кусочкам, засовавать их в рот, пробовать орудовать ложкой/вилкой и т.д. Они даже не замечают, что их ребенок уже пропускает эти важнейшие фазы проявления самостоятельности и упорно берут весь процесс в свои руки. Их цель — накормить!
ВО ЧТО БЫ НИ СТАЛО. - Другие родители наоборот, настолько поглощены своими текущими проблемами, что не дают ребенку возможности и время что-то сделать самому. Их девиз — «Он еще маленький, а я спешу! Быстрее, быстрее, опаздываем!» Думаю, не нужно говорить, что еда «на бегу» не усваивается.
А о правильном пищевом поведении и говорить не приходится, поскольку, у ребенка не созрел интерес к еде, не включилась мотивация самому ее попробовать. - Нет четкой структуры в кормлении. Сегодня едим здесь, завтра кушаем так. В итоге у ребенка пропускается рефлекторная последовательность в еде и нарушается цепочка из 5 звеньев пищевого поведения (о них я рассказывала в курсе «Ах, кусочки, комочки«). Он не успевает проголодаться, не готов к конкретной предлагаемой еде, не может настроиться на кормление, причем
мама, в надежде все-таки впихнуть ложку, начинает его отвлекать всеми способами (мультики, игрушки и т.д.). - Слишком сильно давят на ребенка, начиная с момента принятия решения поесть и заканчивая выбором еды. В садике этот бич очень распространен: воспитателям важно, чтобы все дети в группе поели, а если какой-то ребенок отказывается, особо предпримчивые «железные» из них начинают насильно кормить
такого нехочуху. Итог плачевен: слезы, рвота и отвращение к еде. Которая к тому же на многие годы становится нелюбимой. Если не на всю жизнь. - Родители чересчур озабочены питанием ребенка и не дают ему возможности решить, сколько и чего съесть.
Так, ребенок может немного съесть ложек супа или каши, а мама уговаривает еще и еще «за маму, папу, и т.д.» Когда тот отказывается, в ход пускается шантаж: «Не съешь — не пойдешь играть».
Поймите — эти методы повышенного контроля только оттталкивают ребенка от пищи, не дают ему привыкнуть к ней и рождают ощущение опасности: «Из-за этого супа меня лишают радости игры — ну его, этот суп, ненавижу!»
Помните эпизод с манной кашей в «Денискиных рассказах» у В. Драгунского? Вот это то же самое.
Принятие пищи — это процесс, связанный с удовольствием и насыщением питательными веществами.
Вы находитесь на верном пути, если вы и ваш ребенок с радостью и с аппетитом садитесь за стол. И на ошибочном пути —
если вам приходится сражаться с ребенком за каждую ложку. Во втором случае вы точно проиграли.