Еще один рисуночный тест можно предложить своему ребенку. Называется он “Красивый рисунок” и придуман психологами Л.А. Венгером, Г. А. Цукерманом.
Как и остальные графические методики, “Красивый рисунок” очень простой и охотно выполняется детками. Возрастные рамки почти не ограничены в том плане, когда ребенок уже может понять инструкцию “Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь.” и пробовал ранее рисовать разными карандашами.
При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов и даете инструкцию.
Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить своего малыша к выполнению. Пусть тон ваших слов будет теплым и ласковым. Если отказывается или говорит: “Я не умею…”, ободрите его: “У тебя все получится!”.
Внимательно понаблюдайте, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование.
Теперь сама интерпретация на тест “Красивый рисунок”.
Если ребенок чаще всего использует темные тона (сочетание черного с коричневым, и синим, и фиолетовым), это может говорить о:
- сниженном настроении,
- депрессивном или субдепрессивном внутреннем состоянии.
Если все количество многообразных цветовых решений сводится лишь к одному-двум цветам, причем чаще присутствует простой карандаш, если цветовая гамма рисунка бедная, штрихи еле заметны и яркость отсутствует, скорее всего, у вашего ребенка:
- снижение настроения,
- общее утомление или ослабленность на фоне текущей или недавней болезни,
- эмоциональное истощение после стресса,
- понижение общего уровня активности,
- легкие депрессивные признаки поведения.
Ваш ребенок рисует карандашами очень мягких и светлых оттенков, комбинируя их и сочетая с другими карандашами, близкими по цветовой гамме? У него может быть:
- высокая чувствительность к окружающему его эмоциональному фону (ребенок остро реагирует на любые события и подолгу их “пережевывает” в себе),
- повышенная тревожность,
- неуверенность в самом себе.
Если в подборе цветовой гаммы наблюдается повышенная яркость, резкая контрастность, бросающаяся в глаза, линии и штрихи выполнены с сильным нажимом, возможно, ребенок ощущает:
- высокую эмоциональную напряженность,
- повышенную тревожность,
- стресс (использование ярко-красных и темно-красных карандашей приблизительно 70-90% над остальными цветовыми оттенками),
- агрессивность и конфликтность с кем-либо.
Подобные чувства проявляются чаще всего как в ответ на что-то неприятное, произошедшее ранее с ребенком (обидели в садике, подрался с кем-то, не понят папой или мамой и т.д.), то есть, всегда имеется причина, вызванная психотравмирующей ситуацией.
Если в рисунке преобладают чистые и яркие цвета в разумном сочетании, без выраженного преобладании какого-то одного цвета над другим, если нажим карандаша умеренный, а использование темных оттенков оправдано для подчеркивания общей контрастности (например, обведенные черным колеса машины), можно говорить о:
- благоприятном психоэмоциональном состоянии ребенка,
- устойчивости к стрессу,
- хорошем творческом развитии в соответствии с возрастом.
Хорошо бы посмотреть и общее поведение ребенка во время выполнения теста “Красивый рисунок”. Есть ли интерес к заданию, воодушевление, отдельные реплики ребенка: “А теперь я нарисую вот эту собаку..”, “А это будет домик для девочки…”, “Это дождь… все мокро…” и т.п. Отмечайте, как ребенок выбирает сюжет (пусть даже самый простой) и удовлетворен ли он своим результатом?
После окончания поговорите со своим сыном или дочкой. Обязательно похвалите их старания и ненавязчиво расспросите про то, что он рисовал. Из последующего диалога с вашими уточняющими вопросами (не переборщите, чтобы это не выглядело как пристрастный допрос) вы сможете узнать о текущем психологическом состоянии вашего ребенка очень многое.
Есть какие-то вопросы у вас? Пишите, оставляйте комментарии – обсудим!
Будьте в курсе всех тем — подпишитесь на RSS!
А еще очень интересно предложить ребенку найти на рисунке какие нибудь объекты, например, найти какое-то спрятаное животное или посчитать зверей. Например посчитать мишек на картинке https://illuzi.ru/node/120