Столь интересное название теста предполагает творческую составляющую в рисуночной деятельности ребенка.
На самом же деле он не ограничивается широтой фантазии детей и способен вскрыть самые глубинные механизмы внутреннего мира маленького человека, начинающего постигать мир во всем его разнообразии.
Тест могут выполнять дети пяти-шести лет и старше.
Итак, какую информацию нам дает тест “Несуществующее животное”?
С его помощью удается понять:
- Какой уровень развития воображения и мышления у ребенка.
- Что переживает ребенок в данный момент.
- Какие представления об окружающем мире у него уже сформированы.
- Как он относится к другим и как другие воспринимают его.
- Благополучно ли протекает развитие эмоционально-личностной сферы.
- Адекватно ли воспринимает ребенок ситуацию, в которой он находится, родных и других близких, живущих вместе с ним.
- Есть ли страхи, тревожность, пассивность и беспомощность в поведении ребенка.
Что нужно для теста: обычная белая бумага формата А4, полумягкий простой карандаш.
Как выполнять: ребенку дается инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, животное, которого не существует. Ни в воде, ни на земле, ни на небе. Придумай его и дай ему имя”. Если будет задавать вопросы: “Можно я нарисую кошку?” – скажите “нет” и повторите инструкцию. Сочетание двух известных видов животных в одном (“слономышь”) не желательно, но ошибкой не будет.
Поведение во время теста: испытуемого усаживают за удобный столик и стул, адаптированный по его возрасту. Следите за тем, чтобы ноги не свисали в воздухе и не было дискомфорта у ребенка. После окончания рисования обязательно похвалите и спросите, как зовут животное, где оно живет, с кем дружит, есть ли у него враги (кого боится), чем питается, о чем мечтает. Пусть ребенок попробует нафантазировать.
Интерпретация результатов:
Рисунок “Несуществующее животное” у каждого ребенка имеет свои индивидуальные особенности, которые в одном посте невозможно проиллюстрировать. Но вы можете по наводящим вопросам ниже самостоятельно попробовать оценить общие результаты творчества ваших детей.
- Нарисовал ли он все по инструкции или же животное представляет собой реальный прототип? Определяем уровень развития воображения, тревожность, страхи. Если ребенок не смог придумать что-то не похожее и нарисовал гибрид известных ему животных – это может говорить о бедности воображения или боязни ребенка нарисовать не то, что нужно.
- Где находится животное относительно средней линии листа? Здесь смотрим самооценку, уверенность в своих силах или же робость. Расположенный ближе к верхнему краю рисунок говорит о высокой самооценке или самоуверенности. Ближе к нижнему краю или у самого низа листа бумаги рисунок скажет вам о неверии ребенка в своих силах, его робости.
- Нет ли агрессивных элементов (взъерошенная шерсть, угрожающая поза, зубы, когти и т.п.). Возможно у ребенка есть внутренний диссонанс, ему не хватает защищенности, стабильности в своем положении и он вынужден проявлять агрессию мысленно, на словах или даже физически.
- Характер выполнения рисунка, нажим карандаша, штриховки. Сильный нажим, четко прорисованные линии говорят либо о решительности, настойчивости и уверенности испытуемого, либо о его страхах и повышенной тревожности (включая признак многочисленных мелких штриховок на рисунке).
- Из каких отдельных частей состоит животное? Из отдельных фрагментов известных прототипов, выдуманных частей или же смеси биологического с механическим элементов (биороботы, к примеру). Здесь трактовка зависит от общего вида конкретного рисунка.
- Изображена ли среда обитания животного? Многие дети рисуют ее в качестве полной иллюстрации, как бы поясняющей, что делает животное и где оно находится. Дополнительную информацию получают из подробного рассказа ребенка по вопросам, которые предлагаются ему после окончания рисования.
Тест “Несуществующее животное” имеет несколько модификаций: “Несчастное животное”, “Злое животное”, “Счастливое животное”. Каждый тест проводится на отдельном листе бумаги. Все они дают большую информацию для размышления и помогают под другим углом взглянуть на самого ребенка, увидеть проблему и способы ее решения.
Однако, нужно сказать вот еще что. Хотя тесты можно проводить в домашних условиях, НО интерпретация родителями рисунков своих собственных детей часто осложняется некоторой долей предвзятости или уже сложившегося мнения о ребенке, его статусе, возможностях и способностях.
Поэтому для получения более достоверных результатов лучше всего проводить тесты в рабочей обстановке (кабинет психолога, в школе). Окончательное заключение дается психологом, имеющем опыт в проведении рисуночных методик. Помните, если по результатам тестов складывается неблагоприятная картина – лучше всего провести всестороннее психолого-педагогическое или нейропсихологическое обследование, которое может либо подтвердить, либо опровергнуть результаты рисуночных тестов и показать пути коррекции, если это потребуется.
Отличный тест!Я пользуюсь очень давно.Очень информативен!
А почему именно простой карандаш? Использование цветов тоже несет определенную информацию. Лучше детям предложить еще коробку цветных карандашей. Тогда эмоциональный настрой достаточно читаемый. Еще есть уточнение, что этот тест весьма субъективен, так что его следует брать в общей канве диагностики, и интерпретировать с учетом данных других тестов. Приходилось слышать, что рисуночные тесты вообще требуют опыта. Интересно, откуда же этот опыт, если их не делать? 😀
В начальной школе приходилось рисовать такое чудо небывалое. Проблем не было, еще развернутый рассказ получился.
Кошмарик, существуют определенные стандарты и требования к проведению рисуночных тестов, разработанные ведущими психологами (Гуденаф, Венгер, Маховер, Дукаревич и др.). Все рисуночные тесты, кроме теста «Красивый рисунок», рекомендуется выполнять простым карандашом, не слишком твердым (М или 2М) для получения четких результатов.
Цветные карандаши (набор не менее, чем из 18 цветов) дают тогда, когда хотят получить данные о состоянии эмоциональной сферы ребенка.
На мое предложение нарисовать «несуществующее животное» — ребенок (почти 6 лет) нарисовал Чебурашку, потом Змея Горыныча и Динозавра.
-Ну их же не существует…..
….И что это значит? Отсутствие фантазии и логическое мышление?
Улыбнуло =)
Уточните инструкцию, включая и мультгероев.
Сама как-то проходила этот тест. Очень интересный и не только для детей.