Сегодня пятница – а это значит, что у нас идет продолжение темы “Игры с рождения до года” 🙂 Надеюсь, что материал окажется полезным для организации досуга с вашим малышом. В прошлый раз мы остановились на теме: “Развивающие игры для двухмесячного малыша”, а сегодня пойдем далее и узнаем, какие физические упражнения подойдут трехмесячному ребенку.
Мама, что я умею?
Трехмесячный ребенок уже значительно подрос. Период бодрствования теперь может длиться от 1,5 часа до четырех, а общее время для сна составляет 14-15 часов в сутки. Малыш активно начинает интересоваться ручками: размахивать ими, подносить к лицу, играть пальчиками, а в 3,5 месяца примерно уже тянется к определенному предмету с с намерением схватить его и отправить в рот. На яркую игрушку смотрит с удовольствием, хорошо следит за движением объектов на расстоянии 20-80 см, может сосредоточиться на маме, фиксируя ее черты лица и прислушиваясь к родным звукам ее голоса. Начинает гулить, растягивая гласные, двигать губами, подражая взрослому. Плач приобретает разные оттенки – мама уже может определить, капризничает ли он, голоден ли или требует развлечения. Ориентировочный слуховой рефлекс хорошо развит – малыш легко определяет, откуда возник звук и поворачивает голову в соответствующую сторону.
Лежа на животе, хорошо держит головку в течение минуты, поворачивает ее направо и налево, может опереться на согнутые ручки. Если взять ребенка на ручки – может удержать голову в течение 30 сек. Начинает поворачиваться со спины на бок.
Еще очень интересное новообразование: в период 7-16 недель вы услышите от малыша первые звуки смеха 🙂 Малыш улыбается в ответ, смеется во время игр, с удовольствием тянется “пообщаться”. Это важная составляющая социализации.
А теперь позанимаемся с трехмесячным ребенком физическими упражнениями. Старайтесь находить хотя бы 10 мин. в течение дня для этого – польза будет огромная.
Готовимся к речи
Поглаживайте подушечками пальцев его ушки и щечки, легкими барабанными движениями постучите по подбородку, губкам. Симметрично проведите нежными руками от уголков рта к щечкам и обратно, приговаривая с улыбкой любые напевные слоги: “ма-а, ба-а, да-а”.
Это упражнение подготавливает речевой аппарат ребенка.
Поработаем с ручками
Если ручки ребенка не напряжены, можно выполнять данное упражнение, в противном случае постарайтесь их предварительно расслабить: взявшись за кисти малыша, легонько потрясите их.
Ребенок лежит на спине. Возьмитесь за его кисти и ритмично (осторожно) начинайте движения рук вверх над головой на вдох малыша и вниз вдоль тела на выдох.
Теперь попробуйте аналогично, но ручки разводите в разные стороны по бокам и скрещивайте на груди малыша, как бы обнимая самого его собственными ручками. Перекрещивайте (сверху правая или левая рука) по очереди.
Так повторите два вида упражнений до 5 раз. Используйте любые ритмические стишки или вы можете просто проговорить: “И – раз-два-и-раз-два..”
Так вы потренируете у ребенка глубину и ритмичность дыхания, столь необходимые компоненты для развития речи, а также разовьете дыхательные мышцы, мышцы рук и плеч.
Хватаем ножку!
Поскольку малыш уже интересуется ручками и активно засовывает их в рот, пришла пора познакомить его с ножками.
Положите ребенка на спинку, разведите его коленки в разные стороны. Обхватите своей рукой его левую ручку и ножку и поднесите к его рту. Аналогично проделайте с его правой ручкой и ножкой. Затем вложите в его левую ручку ножку, чтобы тот подержал ее немного в своей руке и поднесите их ко рту ребенка.
Таким образом, мы учим малыша доставать ручкой до ножки и засовывать в ротик, помимо этого можно ножкой касаться щечки, носика, ушек, лобика ребенка. Внимание! Ребенок не должен при этом запрокидывать голову при поднятии ног и других движениях – если это происходит, проконсультируйтесь с врачом.
Это упражнение развивает тазобедренные суставы, гибкость позвоночника, учит малыша ощущать свое тело.
Учимся поворачиваться!
Ваш кроха лежит на спине с чуть согнутыми коленками. Легонько обхватите своими ладонями его коленки и немного отклоните их вправо от себя – малыш отклонится на левый бочок. Верните его в исходное положение и повторите это движение в обратную сторону, т.е. влево от себя. Следите, чтобы ребенок не протестовал. Если он стремится повернуться на бок – помогайте ему, фиксируя своими ладонями его ножки.
Ножки “бегут”
В положении крохи на спинке возьмите в каждую руку по его ножке (голень и стопа) и с ритмичным стишком весело начните движения сгибания и разгибания ног малыша, прижимая их к животику и выпрямляя обратно. Затем можно чередовать ножки по очереди: одна сгибается, прижимаясь к животику, а другая в это время разгибается.
Поехали- поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали-поскакали
С калачами, с калачами
И в ямку – бух!
Поворачиваемся со спины на животик!
Положите малыша на спинку, отведите его правую ручку вверх, а согнутую левую ножку – на выпрямленную правую. Больше ничего не делайте и наблюдайте за ребенком. Он рефлекторно захочет повернуться плечом и головой туда же, куда “повернулась” его левая ножка. Немного задержите кроху на боку – пусть потренирует мышцы шеи и удержит голову. Так повторяйте с каждой стороны по 2-3 раза несколько раз в день.
Значение данного упражнения трудно переоценить – в нем задействованы все мышцы туловища и развивается вестибулярный аппарат.
Опираемся на ручки и на ножки
Подложите под грудь малыша простой валик (свернутое одеяло или подушка) так, чтобы ручки были выпрямлены и едва касались поверхности стола или дивана. Теперь начните небольшие раскачивания, чтобы кроха при касании ручками поверхности выпрямлял ладошки и опирался на них.
Положите ребенка на фитбол (мяч) так, чтобы его ножки не доходили до поверхности стола или дивана и, придерживая его за ягодицы одной рукой, а другой – за вытянутые вдоль мяча ручки, медленно раскачивайте мяч назад, добиваясь, чтобы малыш дотянулся ступнями до “пола” и оттолкнулся.
Упражнение помогает распрямлять ладошки, развивать опору ручек и ножек малыша.
Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое….
Подберите образцы различных на ощупь тканей (чем больше разнообразных видов – тем лучше). Это может быть мех от шубки, шерсть, шелк, замша, также различные предметы: резиновый коврик, металлический диск, деревянная разделочная доска, пластмассовый ежик и т.д. По очереди поглаживайте различными тканями по коже малыша, вложите их в его ручки, чтобы он пощупал. Не забудьте проговорить его ощущения: “Это мягкое, это шершавое, это гладкое…”
Все это помогает развивать тактильные ощущения ребенка, приучает его осмысливать возникающие ощущения.
Далее на следующей неделе мы поиграем с трехмесячным малышом!
Растите ребенка вместе с нами – подписывайтесь на RSS!
Есть вопросы? – Вы можете задать их на консультации.
Танечка, спасибо за статью! Я уже жду пятниц! Замечательные и полезные уроки!
Лиза, спасибо 🙂 очень стараюсь вовремя готовить статьи, чтобы оправдать все ваши ожидания 🙂