Что вы чувствуете, когда натыкаетесь на очередную валяющуюся игрушку в своем доме, порой даже в самых неожиданных местах? А когда заходите в детскую и видите целый погром: перевернутые коробки, рассыпанные карандаши, обрезки бумаги, фантики от конфет, валяющуюся футболочку, брошенные куда попало, носочки?
Бессилие?
Вполне естественно, что вы испытаете свое законное раздражение! Движимые самыми лучшими чувствами, вы наводите порядок, попутно призывая ваше чадо к совести. Но проходит какое-то время, игра возобновляется, а вместе с ней возвращается и беспорядок.
Не все родители одинаково реагируют на милые детские шалости и спокойно принимают бедлам в доме. Особенно тяжело это дается тем мамам и папам, которые по своей натуре склонны к перфекционизму и педантизму, которые приоритетом в первой степени ставят аккуратность, порядок и системность. Они, как правило, чувствуют сильный дискомфорт при виде беспорядка и острое желание во что бы то ни стало вернуть все как было.
И когда в их доме подрастает очаровательное чудо, для них наступает полоса нешуточных испытаний.
В первые 6 месяцев после родов мама обычно испытывает колоссальную усталость и ей не до наведения порядка в доме — лишь бы самой успеть перекусить, что-нибудь сготовить на скорую руку и себя привести в нормальный вид. А сбегать в душ, пока малышок играется в кроватке или в манеже и вовсе считается большим достижением :))
После 6 мес. у ребенка появляется больше возможностей для манипулирования игрушками. Обычно в этот период игрушек прибавляется в геометрической прогрессии: то самим захотелось и купили развивающую погремушку, то родные принесли забавного медвежонка, то знакомые притащили какую-то навороченную конструкцию с деревянными шариками на спиральках…
Ближе к 2-3 годам у среднестатистического крохи появляется целый воз и маленькая тележка игрушек с большим количеством мелких деталек (пазлы, конструкторы, настольные игры, мозаика, домино и др.), которые постоянно куда-то теряются))). Уже привычной становится следующая картина: мама объявляет в субботу генеральную уборку, призывает мужа вытрясти коврики, а деток — сложить игрушки. Муж ворчит, дети находят массу отговорок. В итоге и муж, и дети получают втык, кое-как общими усилиями водворяется благостный порядок…
И что же происходит спустя 2-3 часа?
Правильно! В соответствии с законами термодинамики, если не приложить энергию созидания, все возвращается к хаосу ))
Самым оптимальным выходом из этой ситуации является приучение ребенка с раннего детства к порядку. Оптимальным считается возраст с 2 лет — кроха уже бегает уверенно, пользуется активной речью, у него достаточно большой словарный запас, чтобы понимать обстановку и усваивать новые навыки.
Будет слишком наивно думать, что если сказать крохе убрать свои вещи, он тут же их рассортирует по местам. Он может просто не понять, что означает: «убери это». Важно показать на совместном деле.
Заранее подготовьте необходимые коробки или шкафчики для хранения игрушек в пределах досягаемости ребенка. Покажите, как правильно сортировать игрушки: мячики к мячикам, машинки к машинкам и т.д. Потренируйтесь вместе в течение недели.
В этот период обучение порядку лучше всего проводить в форме игры и несложных поручений.
Несложные поручения для малыша, типа принести, отнести, найти, показать, помочь и т.д. дают хорошую тренировку памяти (ведь нужно удержать в голове цель и сделать нужные действия), развивают чувство причастности к взрослому миру, ответственности. Только не забудьте похвалить своего старательного сына и отзывчивую дочку — похвала обязательно воодушевит на новые подвиги :).
Потом, когда после тренировочной недели усвоит сам процесс, уборка все чаще будет проходить им самостоятельно — вам останется лишь поддерживать и радоваться его стараниям.
Но а что делать, если ребенку уже объясняли про необходимость убрать, а он либо игнорирует вас, либо наотрез отказывается: «А вот и не буду!»?
Можно попробовать две тактики. Примеры из жизни:
Принцип эффективного усвоения новых навыков прочно базируется на повторении, поэтому не волнуйтесь, если ваши дети не сразу начинают это делать самостоятельно.
Кто-то быстрее перенимает опыт, кто-то медленнее, но в одном точно будьте уверены — ваши усилия и доверие ребенку что-то сделать самостоятельно, обязательно принесут свои добрые плоды. Только не забудьте порадоваться вслух, какой у вас растет замечательный помощник!
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как у вас этот процесс идет? 🙂 Как вы приучаете деток к порядку?
В игровой форме лучше всего получается. Если после домашних дел еще можешь пошутить и прикинуться роботом-поедателем игрушек, или хищной птицей, уносящей мешок неубранных игрушек в свое гнездо на вершине горы, это сработает. Но бывает, так намахаешься за день, что на неубранные игрушки и самому уже фиолетово…
Когда сыну было 3,5 года у нас встала такая проблема с уборкой игрушек. Был случай когда он не убрал за собой фишки и кубик от настольной игры, а потом бегал и наступил на фишку. Были слезы, т.к. это очень больно. Но не помогло. Однажды, он с папой на диване играл и забыл убрать эти самые фишки. Я молча убрала фишки, а одну положила под входную дверь (якобы не успела еще убежать). У сына была истерика, он стал буквально умолять нас одеться и идти на улицу их искать (поверил!). Муж готов был сдаться и все ему вернуть, но я настояла идти до конца. Больше таких проблем 2 года не было. Сейчас сыну 7 лет, его уже так не обманешь, начинает сам хитрить, то все игрушки закинет под диван, то спрячет под одеяло, лишь бы не убирать их на свои места. Его же обманывать как раньше уже не получается, теперь я стала просто выкидывать игрушки, что валялись на полу после несколько сделанных ему замечаний. Но недавно он не убрал свои носки и один куда-то подевался. После моих очередных нравоучений он спокойно пошел и выкинул один носок, т.к. второй не хотел искать. Ему так проще, а я — в шоке! Как повлиять?
У нас та же проблема. но дочке 3,5. слушается когда слышит что иду убирать я (высоко). НО!!! Игрушек у нас мало. большинство спрятано помешкам. каждый мешок появляется по очереди. неделю один.потом неделю второй и т д.
У меня дочка в 2-2,5 года перед сном всегда убирала игрушки — боялась, что папа все уберет сам, и уберет слишком высоко. А сейчас ей почти 5, и ей стало лень, старые игрушки быстро надоедают и не жалко, если их не будет. И детали в игрушках стали мелкими (конструкторы, паззлы), у нее не хватает терпения все детальки складывать по своим коробочкам.
забыла написать, дочке 1г8мес
я всегда дочке говорю, что мне без нее не справиться) прошу ее помочь собрать книжки/кубики и прочие игрушки. если она не сразу идет помогать, тогда я вкладываю в ее руку первую игрушку и направляю, куда надо сложить, потом снова говорю, что мне нужна ее помощь, и тогда уже дочка быстро сама все складывает. а вот у свекрови тактика другая.. она говорит дочке, что она все развалила и надо все убрать, и что-то я ни разу не замечала, чтобы дочка после этих слов торопилась все прибрать, она просто игнорирует слова бабушки и вообще может уйти из комнаты..
Еще можно «поиграть» с ребенком «подними игрушки ковшом» (самый обычный ковш с кухни или пластиковый), убирая таким самым на место. Ведь просто так складывать — это обязанность, а играючи и привнося в процесс уборки что-то новенькое — самое оно:). Потом можно использовать большую лопатку, ведро («давай наполним ведерко ,чтоб куклам было во что играть»), кастрюлю и т.п.
Если ребенок отказывается убирать, и еще специально разбрасывает мелкие детали, особенно, когда видит, что взрослые выходят из себя — так иногда делает моя внучка 4-х лет, можно придумать веселую игровую ситуацию. Я становлюсь на четвереньки и говорю, что я бульдозер, а ты экскаватор и мы вместе весело сгружаем детальки в ящик. В следующий раз, когда я начинаю сердиться, она сама напоминает мне про игру: давай будем бульдозерами! Вспомните свое детство, поставьте себя на место ребенка, почаще играйте и всем будет хорошо!
Елена, классная у вас игра бульдозериками получилась 🙂 креативных бабушек все дети обожают!
Моему сыну 5 лет. Игрушки убирали с самого раннего возраста, проблем и не было практически. У нас всё, что лежит не на месте — мусор. У ребенка всегда был выбор — либо счесть игрушку мусором и выбросить (без покупок новых), либо — убрать на место (в её «домик» к друзьям). Сейчас убирает всё сам, раньше убирали вместе. Я ему только заранее говорю о том, что пора заканчивать, скоро обед… Бывало сюрпризы мне устраивал, в возрасте от 2,5 лет ))) — убирал всё сам до просьбы и гордо демонстрировал убранную комнату.
А вообще заметила, что если у родителей во всем порядок (на столах, в ящиках и пр.), то и дети им подражают. Так что начинать многим надо с себя )))
Ирина, очень верно сказано 🙂 Спасибо!
Отличный способ!