Буквально вчера, 25 мая в нашем Тульском Белоусовском парке волонтеры известного поискового отряда «Лиза Алерт» провели социальный эксперимент: «Угнать ребенка за несколько секунд».
Перед началом эксперимента мам спросили:
«Как вы думаете, пойдет ли ваш ребенок с чужим человеком?»
Ответы были такие:
– На 80% уверена, что не пойдёт.
– 50 на 50.
– Я не могу быть уверена, но надеюсь, что не пойдёт.
Эксперимент начался
Доброжелательные девушки и юноши подходили к детям, гуляющим в парке на детской площадке и приглашали:
- посмотреть котенка за деревом,
- съесть мороженое вон там за углом, где его продают,
- покататься на карусели, нужно только перейти дорогу…
были даже приглашения в стиле: «Пойдем со мной, тебя там мама ждет».
Результаты эксперимента оказались обескураживающими.
Из 100 детей 64 ребенка добровольно пошли за незнакомым человеком, согласившись на его предложение.
Больше половины… вдумайтесь только.
Причем, соглашались не только дети, гуляющие одни на площадке, но и в компании со старшими братьями и сестрами. В последнем случае младшие шли более охотно, доверяя старшим…
Почему так получается?
Неужели родители не учат детей не уходить с незнакомым человеком?
Учат. Напоминают.
Но часто забывают об одном.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не сформирована критичность мышления, они ориентируются на то, что видят и слышат. И безоговорочно этому верят.
Лишь к среднему школьному возрасту начинает проявляться способность осмысливать ситуацию и давать ей объективное значение.
В детском представлении чужой человек, которого нужно остерегаться, чаще всего выступает в образе страшного, неприятного и отталкивающего человека, но никак не в образе улыбчивой девушки или безобидной старушки.
Привет сказкам о Злом волке, который охотился за тремя поросятами, или съел ненадолго бабушку Красной Шапочки…
Увидев противоречие (разве та девушка может быть опасной?!) ребенок перестает настораживаться. Исходящие от постороннего человека доброжелательность, улыбка и веселый голос часто обезоруживают уже на этапе первого впечатления/знакомства.
А дальше — дело техники, т.е. придумать для ребенка интересный повод пойти за ручку.
И все…
Что можно сделать родителям, чтобы обезопасить своего ребенка «от угона»:
— регулярно проговаривать правила безопасности и напоминать, что «злым» человеком может быть любой, даже тот, кто выглядит безобидно. Даже сосед по дому.
— репетировать, как себя вести, если чужой человек взял за руку и пытается увести: кричать «это не моя мама/я его не знаю!» Громкий крик может отпугнуть похитителя и привлечь внимание окружающих. А многократные тренировки выработают привычку у ребенка действовать сразу, не теряясь от неожиданности.
— придумать условный код (секретное слово), который знает только родитель и ребенок — без этого кода он не пойдет ни за каким человеком.
— снабдить ребенка устройством с функцией отслеживания местонахождения (часы, телефон и т.д.), чтобы в случае опасности он мог нажать всего лишь на одну кнопку.
— прежде чем отправиться в места с большим скоплением народа (торговый центр, игровые площадки, парки, вокзалы и т.д.) одевать ребенка так, чтобы его легко можно было заметить: яркая футболка, кепка, курточка платье и т.д. Сфотографировать его (портрет, во весь рост), чтобы в случае чего поиски были оперативными.
И крепко держать его за руку.
И пусть вам никогда не пригодятся эти меры.