Продолжаем для наших любимых мамочек нашу пятничную тему “Игры с рождения до года” 🙂 Последний раз мы беседовали про развивающие игры для ребенка 7 месяцев. А сегодня поговорим о том, какие физические упражнения необходимо предложить малышу, которому исполнилось восемь месяцев.
Для начала по традиции кратко пробежимся по всем приобретенным умениям и навыкам, присущим деткам этого возраста.
Итак, восьмимесячный малыш может:
- Активно ползать; поворачиваться по кругу в положении лежа; сам садиться и держать спинку самостоятельно; одновременно заниматься игрушкой и устойчиво сидеть; ухватиться за неподвижную опору, встать на одну, затем другую коленку, подтягиваясь – вставать на одну, потом на другую ножку.
- Стоять на выпрямленных ножках около минуты. Учится сохранять равновесие как в сидячем так и в стоячем положении. Если падает, старается встать.Если восьмимесячный ребенок держится за опору – он пытается переступать ножками бочком, постепенно – в этот период маме или папе нужно поддерживать его руками, но не водить его за руки, иначе центр равновесия сместится и ребенку будет сложно вернуть заданный баланс.
- Брать предметы в обе руки, манипулировать двумя игрушками одновременно, начинает следить за упавшим предметом (этот процесс его увлекает и он может даже нарочно кинуть его), старается захватить его щепотью, т.е. используя для этого 3-4 пальчика. Со временем мелкая моторика совершенствуется, поэтому полезно давать малышу самые разные по форме предметы,чтобы ручки хорошо развивались.
- В плане приема пищи малыш учится сам держать в ручке овощи и фрукты, жевать и глотать кусочки вне зависимости от того, есть ли зубки. Давится кусочками яблока, с удовольствием грызет морковку.
- В плане общения – эмоционально контактен с близкими, радуется их общению, смеется, активно лепечет, пользуется разнообразными звуками, жестами и мимикой. Понимает вопрос: “где?” и находит взглядом предмет на своем постоянном месте. Играет в “ладушки”, “сороку-белобоку” – хлопает в ладошки и водит пальчиком по ручке.
Очень любит порядок и режим, т.к. они создают ощущение стабильности, спокойствия и уверенности, ко всему новому относится с опаской. Понимает, что капризами можно кое-чего добиться у обеспокоенной мамы и уже пробует новые варианты воздействия на родителей. В этот период нужно быть особенно внимательными и спокойными, самим не заводиться во время капризов и не потакать им. Не допускайте, чтобы ребенок чего-то добивался только с помощью истерик – если это поведение закрепится, очень сложно потом будет договариваться с крохой в будущем.
Восьмимесячный малыш начинает интересоваться обеденным столом, во время кормления пытается вырвать ложку из рук мамы и пробовать есть сам. Это очень важный этап – не пропустите его! Давайте ему свободу действий, пусть пробует есть даже руками, если он бросил ложку. Запаситесь 3-4 чистыми ложками, дайте одну малышу, а второй – кормите его. Если кроха бросит свою ложку и потянется к вашей – дайте, а сами возьмите другую чистую. Можно заранее набрать пищу в ложку и дать ему в ручку, чтобы тот просто отправил ее в рот.
В любом случае не бойтесь заляпанных обоев, испачканного пола и одежды ребенка, и даже если головка его – в каше 🙂 Это все – ничто по сравнению с тем, что ребенок будет впоследствии самостоятельно есть. А сколько измученных мамочек, которые до сих пор кормят с ложечки подросшего ребенка до 3-4 лет только потому, что в свое время пожалели интерьер кухни и лишнюю стирку…а ребенок за это время научился только требовать, чтобы его кормили.
Но мы отвлеклись, продолжим нашу тему и перейдем к физическим упражнениям.
Сижу и машу руками
Ваш ребенок — в положении сидя лицом к вам, ножки выпрямлены вперед. Возьмитесь за его ручки, поднимите их над его головкой и делайте круговые движения под ритм веселого стишка. Если малыш нетвердо держит спинку – это упражнение лучше отложить на пару недель.
Малышковый бокс
Его можно выполнять с детками, научившимися сидеть самостоятельно. Ребенок сидит, ножки прямые и разведены в стороны, спинка прямая. Вы садитесь в той же позе, лицом к нему. Возьмите его ладошки в свои ручки и по очереди сгибайте то одну его руку, то другую, одновременно читая или напевая любой ритмический стишок, замедляя или убыстряя темпы. Это упражнение обычно детки воспринимают с восторгом и смехом, оно помогает развивать мышцы спины, туловища и плечевого пояса, учит доверительному общению со взрослыми.
“Мой веселый звонкий мяч…”
Это упражнение делаем, если ваш малыш сидит неуверенно и часто заваливается в разные стороны. Посадите малыша спиной к себе на полу близко к стенке, вы тоже сидите с ним в одинаковой позе, ноги широко разведены. Возьмите мяч, обхватите его руками малыша и покажите, как можно катать его к стенке так, чтобы он вернулся. Пусть кроха попробует, а вы поддерживаете слегка его равновесие. И поощряйте его ласково, хвалите!
Упражнение помогает укреплять мышцы спины, улучшает координацию и равновесие малыша.
Едем на велосипеде!
Это упражнение продолжаем, начатое ранее. Кроха на спинке. Возьмите его ножки обеими руками, согните их в коленках и ритмично делайте велосипедные движения, затем пусть он попробует продолжить его без вашего активного участия, а вы можете слегка помочь ему делать самому.
Упражнение хорошо развивает мышцы таза, живота и ног у ребенка.
Ножницы – чик-чик!
Это упражнение также продолжаем. Малыш на спинке. Его ножки максимально выпрямлены. Возьмитесь за его коленки и по очереди поднимайте и опускайте его ноги.
Здесь также хорошо развиваются мышцы таза, живота и ног у малыша.
Потолкаемся?
Ваш восьмимесячный малыш без поддержки сам сидит на ровной твердой поверхности. Он может в таком положении сохранять свою позу, но ему часто трудно удержать равновесие, если придется наклониться в какую-то сторону. Поэтому учим его в игре.
Положите подушки вокруг него и начните шутя и не сильно его толкать с правой стороны (а с левой должна быть заранее приготовлена ваша левая рука для поддержки и опоры) Постарайтесь создать веселую “возню”, чтобы кроха не обижался и воспринимал это как очередную игру. Так “толкаем” и в разные стороны, внимательно следя за тем, чтобы он не испугался и не ударился.
Упражнение очень важное и даже приоритетнее, чем умение ходить. Оно учит малыша группироваться и страховать себя при падении, выставляя свои ручки и сохраняя равновесие. Активно развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы спины, живота и рук.
Походим на …коленочках?
Детки в восемь месяцев могут пытаться опереться о подвижную опору и передвигаться на коленках. Покажите малышу, как можно “ходить на коленях” на своем примере, а ему предложите чистый горшок, который можно двигать по полу. Вы идите на коленках назад и ласково зовите своего сыночка или дочку “пойти” за вами. Ваш кроха будет пытаться толкать впереди себя какую-то опору (горшок, стульчик, корзинку, коробку и т.д.) и переступать коленками за вами.
Упражнение хорошо подготавливает к самостоятельной ходьбе, укрепляет мышцы туловища, ног и рук.
А ну-ка догони меня!
Всеми способами поощряйте кроху ползать, подкладывайте различные препятствия, маните его интересным предметом, увлекайте яркой игрушкой – лишь бы он ползал! Устройте веселые “соревнования” – опуститесь на коленки и ползите вместе с ним 🙂 Заводите его: “Сонечка (Ванечка), давай за мамой! Догони меня!” или “Ползи скорее, я тебя догоню!” и догоняете ребенка со смехом и объятиями.
Это упражнение очень важно для развития мышц спины, живота, укрепляет плечевой и тазовый пояс, подготавливает к началу хождения.
На сегодня у нас все, на следующей неделе мы продолжим и поговорим про развивающие игры для восьмимесячного малыша. Занимайтесь вместе с детками, поощряйте и хвалите почаще, фотографируйте каждое мгновение – ведь нам дано их увидеть всего лишь один раз! Поэтому дорожим временем и постараемся дать нашему крохе все необходимое для полноценного развития. И у вас будут здоровые, крепкие и веселые малыши!
Татьяна! Спасибо за Ваши статьи и рекомендации!
У нас тоже малышка не хочет сама садиться. Ей 8 будет на днях. Но две недели назад начала ползать на четвереньках, становится на коленочках, держась за опору. Когда сидит, то заваливается. Нужно ли нам стимулировать как-то сидение, по Вашему мнению?
Елена, всегда пожалуйста.
По поводу стимулирования — здесь будьте осторожны. Проконсультируйтесь сначала с детским врачом, нет ли отставания в целом в физическом развитии (может, опорно-двигат. аппарат еще слабенький, его нужно укреплять специальной гимнастикой + организму чего-то не хватает из минеральных и органич. веществ)?
Если все нормально, стимулируйте ползанье на полу, оно хорошо укрепляет спинку и др. группы мышц, отвечающих за сидение.
Насильно не усаживайте.
Отличный сайт.Нашла случайно.Подскажите,малышу8,5,а самостоятельно садиться не получается.Конечно,если посадить-сидит,но если упадет-встать не может.
Нина, я рада, что сайт нравится. В вашем случае что-то конкретное сказать сложно, т.к. нужно очно смотреть ребенка, что он уже умеет делать, как это делает и т.д. Прочитайте предыдущие месяцы найдите тот уровень, который уже есть у ребенка и начните заниматься. И, конечно, проконсультируйтесь с педиатром.
Добрый вечер Татьяна! Посоветуйте пожалуйста как мне вести себя с дочкой во время кормления! Варюше исполняется 8 месяцев, на полном ГВ до 6 месяцев. Прикорм кушает неохотно, любит только творожок с молочной кухни, остальное по сильному настроению. не пьет воду, никак не могу напоить — из ложки, чашки, поильника не прокатывает — почти все выплевывается. я ничанаю нервничать((( еще дочка во время еды запускает ручки в ложку, пробуя на ощупь еду. как быть правильно? не давать ложку, так скандал))) если дать, то увлекается рассматриванием ложки, соскребанием (иногда) с нее пищи и кушать прекращает в принципе, те второй ложкой не накормишь))) Вот с 6 месяцев и не могу определиться с ложкой — давать или не давать.
Даша, ее поведение нормальное: изучение содержимого с помощью рта и пальчиков, пусть пробует. Ложку можно давать чуть попозже, когда она заинтересуется, примерно через месяц. Прикорм потихоньку давайте, со временем привыкнет. И постарайтесь не нервничать, с едой должны быть приятные ассоциации не только у дочки, но и у вас. Иначе будет сопротивление.
Спасибо большое за ответ! Я очень боюсь, что будут проблемы с отлучением от груди и вот так пытаюсь дочку как бы подготовить к этому, хоть это и глупо звучит((((( у подруги было очень тяжелое отлучение — советует до 1,3 кормить, не больше. мама наседает, что надо кормить до года, а ребенок не хочет кушать человеческую еду(((( дочка ест только то, что хочет — хурму и творог)))) постараюсь не нервничать, тут вы правы!!!!
Лучше ориентируйтесь на ребенка и себя — это самое важное. Благополучное отлучение зависит от настроя мамы и степени подготовленности малыша. В идеале до 6 мес — ГВ — обязательно, далее до года — желательно (полезные в-ва в молоке), а после года — не обязательно. Если вы хотите кормить после года — нет проблем, кормите. И важное: не подменяйте функции питания у груди функцией утешения, а то будет сложно отлучить. Когда дочка полностью сможет перейти на еду, помимо ГВ — можно начинать постепенное отлучение. Человеческая еда в идеале начинается с баночного детского питания, но это вопрос финансов в семье. Желаю удачи!
ЗдОрово!!! Спасибо большое! Сейчас выдам и папе ознакомиться! С ложками прояснила для себя ситуацию!
Только вот вопрос: что делать, если хлопать мы не хотим, «ладушки» игнорируем? Как заинтересовать?
Если вы пробовали на своем примере и под веселый и ритмичный стишок хлопать в ладоши перед малышом, а потом хлопать его ручками вместе — а малышу не интересно, тогда не навязывайте.
Хлопать он все-равно научится, когда захочет 🙂
Спасибо большое за такие добрые и полезные советы! Нам скоро 8 месяцев и мы будем стараться выполнять все ваши рекомендации. Как хорошо, что я вас нашла!!
Людмила, успеха вам, растите здоровенькими и крепкими! Эта серия постов будет продолжаться до 12 месяцев включительно, так что приходите за новыми упражнениями и играми 🙂