Плохое настроение и плач у ребенка младшего школьного возраста могут быть вызваны множеством разных факторов.
Сюда входят физиологические, эмоциональные и социальные причины. Также необходимо учитывать психологические особенности личности.
Давайте пробежимся по каждому блоку. Прокручивая в уме события, предшествовавшие плохому настроению ребенка и перебирая факторы методом исключения, вы доберетесь до основного «триггера», спровоцировавшего данное поведение.
Физиологические причины
Усталость, недостаток сна или переутомление из-за чрезмерной активности. Чем младше ребенок, тем больше на него влияют эти факторы. Поэтому критично соблюдение режима и распорядка дня с ранних лет.
Голод. Нехватка энергии или недостаточное питание влияет на настроение ребенка. Плач или крик проголодавшегося ребенка отличается от плача, вызванного другими причинами.
Болезнь или физический дискомфорт: даже лёгкое недомогание вызывает резкий перепад настроения и длительное раздражение.
Скачки роста. В этот период дети могут чувствовать себя уставшими или испытывать необъяснимый дискомфорт. Здесь вам поможет хорошее знание психологии детского развития и его основных критических этапов.
Сенсорная перегрузка. Избыточный шум, яркий свет, слишком активная среда могут вызывать истощение нервной системы у любого ребенка. Особенно это актуально для высокочувствительных малышей.
Эмоциональные причины
Сложности в выражении эмоций. Дошкольники часто испытывают трудности с выражением сложных чувств, таких как обида, ревность или разочарование. Для неговорящих деток воздействие данного фактора может быть сильным. Ребенок, который не в силах выразить словами чувства, часто прибегает к яркому протестному поведению.
Тревога: новый опыт (например, детский сад, переезд) часто провоцирует сильный страх. Если родители заранее не готовят ребенка к сложному для него событию, он может обостриться.
Недостаток внимания. Ребенок, ощущающий нехватку любви и внимания от родителей или воспитателей, может реагировать плачем, подавая им сигнал: «Мама! Папа! МарьВанна! Я здесь!».
Неуверенность в себе. Неудачи нередко вызывают у крохи чувство разочарования, поэтому важно вовремя заметить подавленное состояние. Неуверенность имеет свойство потихоньку копиться и, тем самым, замедлить общее развитие ребенка.
Социальные причины
Конфликты, недопонимания или ссоры с друзьями в детском саду или на игровой площадке. Детский коллектив — это следующая ступень после родительской семьи, в котором ребенок оттачивает навыки эмоционального интеллекта. Если вовремя не обратить внимание на эту сферу, в дальнейшем крохе будет сложно преодолевать снежный ком трудностей в общении с окружающими.
Непонимание со стороны взрослых, плач из-за чувства несправедливости. Бывает, когда ребенок по какой-то причине считает себя правым, но не может словами объяснить свою позицию. Таким поведением он выражает яркий протест.
Чрезмерное давление, т.е. завышенные ожидания взрослых, которые ребенок не может выполнить. Своим плачем, а также протестным поведением он пытается их сбросить, остаться самим собой.
Психологические особенности
Возрастные кризисы. Самые основные — кризис трех лет (первая попытка самоутверждения), начало формирования независимости и осознания своих желаний. А также, кризис семи лет (как начало перехода от дошкольного к школьному статусу).
Могут быть очень сильные в проявлении и бурные по реакции. Важно увидеть эту связь с возрастом и постараться помочь его пройти максимально мягко, с поддержкой.
Высокая чувствительность. Некоторые дети более склонны к эмоциональным реакциям, чем другие. Наблюдайте за своим ребенком, его темпераментом — и сможете помочь ему сгладить остроту переживаний.
Как помочь своему ребёнку поддерживать хорошее настроение?
Прежде всего обеспечьте базовые потребности. Убедитесь, что он сыт, выспался и чувствует себя комфортно. Так как если нет этой основы — все остальное будет плохо поддаваться коррекции.
Помогите своему ребенку понять и выразить свои чувства. Например, спросите: «Ты очень расстроен, потому что не получилось сложить пазл?»
Создайте стабильную и предсказуемую среду. Регулярный распорядок дня снижает уровень стресса, помогает настроиться на смену деятельности и реагировать на новые события спокойно.
Проявляйте терпение и поддержку. Чаще обнимайте ребенка, разговаривайте с ним, смотрите с любовью и радостью — так ему легче чувствовать вашу любовь и внимание. Чувство защищенности и понимания «я любим и нужен маме, папе» порой уже снимает большинство проблем.
Играйте вместе: такая игра здорово помогает детям справляться с разными эмоциями. Только важная деталь: играйте с 100% вовлечением, а не вполглаза посматривая на свой телефон.
Если вы заметили, что ребенок испытывает трудности в определенных сферах. Например, не отселяется в свою кровать, не остается в детском саду, в общении со сверстниками дерется, дома конфликтует с братиком или сестричкой и т.д., постарайтесь понять источник проблемы, его триггер (что запускает данную болезненную реакцию) и действуйте по ситуации.
Внимательно отслеживайте поведение малыша в течение дня/недели. Если плач становится регулярным, а предпринятые меры ничего не дали, стоит обратиться к педиатру или психологу для исключения скрытых проблем.
Да пребудут с вами и вашим ребенком хорошее настроение и эмоциональная устойчивость! А если вдруг что-то исчезло — вы уже знаете, что делать 🙂