Если вы еще помните, мы с вами в прошлом году начали разбирать тему “Коррекция тревожности у ребенка”. Те, кто не в курсе, могут прочесть эту информацию по ссылке.
Как и обещала, сегодня продолжаю небольшую серию постов.
Чтобы ваш карапуз не страдал от заниженной самооценки, неуверенности в своих возможностях, ниже я дам 4 практические рекомендации:
- Обращайтесь к нему по имени, если он еще маленький – можно называть ласковыми именами, которые ему очень нравятся (Леночка, Мариночка, Ксюша, Олежек, Валерик, Павлуша, Зайка, Кисонька, и т.д.).
- Устанавливайте с ребенком доверительные отношения. Помните: если сейчас он тянется к вам в надежде найти понимание, увидеть интерес к нему в ваших глазах, а вы проигнорировали все это – ему остается только замкнуться в себе или же восполнить эту потребность в другом месте, зачастую не в самом хорошем…
- Искренне принимайте участие в его играх, не ссылайтесь на занятость – ваш карапуз по достоинству оценит это. Многие мамы и папы замечали, что ребенку с 1,5 года до 4 лет не хочется играть одному длительное время без взрослых. Лимит – 15-25 мин, затем начинается хныканье, приставание и привлечение внимания к себе. Дело в том, что сейчас у него это жизненно важная потребность – играть вместе со взрослым. Поэтому дайте малышу возможность поиграть с близким для него человеком – мамой, папой, бабушкой или дедушкой. Если у ребенка есть старшие братья и сестры – это замечательно! Как правило, он с удовольствием с ними участвует, особенно, когда разница в возрасте не такая уж большая, до 5 лет.
- Чаще хвалите малыша за любые успехи и достижения не только наедине с ним, но и в присутствии других членов семьи, других детей и взрослых, ободряйте в случае неудач. Ни в коем случае не высмеивайте: “Эх ты, Хрюша”, не поддавайтесь панике: “Что ты наделал своими кривыми руками?!”, не унижайте перед другими детьми: “Бестолочь, из тебя ничего путного не выйдет!”, не сравнивайте своего карапуза с его сверстниками не в его пользу: “Вот смотри, как Миша умеет, а ты… ну в кого такой пошел, бездарь…”. Запомните – слово легко выпалить, но оно прочно отложится в сознании ребенка и, получив добрую порцию упрека, он будет сомневаться в своих силах и возможностях. И вы, желая подстегнуть самолюбие карапуза, чтобы добиться стремления делать все хорошо – получите совершенно обратный эффект.
Однако, хвалить тоже надо уметь – без повода похвала превращается в пустой треп, становится неискренней и никакой смысловой нагрузки для адресата не несет. Поэтому прежде чем сказать, подумайте, как ребенок воспримет ваши слова, будет ли данная похвала ему приятной и поможет ли она ему с уверенностью двигаться дальше.
В следующей статье мы поговорим о том, как научить ребенка управлять собой в сложных жизненных ситуациях. А чтобы не прозевать выход новой статьи – подпишитесь на обновления по RSS вверху справа или внизу под этой публикацией.
Кстати, если у вас есть какие-то вопросы, дополнения к данному материалу или вы хотите поделиться своими способами повышения самооценки у ребенка – оставляйте комментарии. Они очень пригодятся остальным!
здравствуйте.посоветуйте,пожалуйста,что делать,если у ребенка пяти лет существенно занижена самооценка?можно ли это исправить и вселить ему(ей) уверенность в себе и своих силах?
Татьяна, здравствуйте! Мне про Ваш Блог рассказала Агиделия. Он просто чудесный! А если вы его делали еще «своими руками» — то у меня просто нет слов… Снимаю перед Вами шляпу.
Я не знала, что для ребенка так важна игра именно со взрослыми (я думала, детям вообще без разницы с кем играть — был бы «партнер» по игре).
Если у Вас есть желание, то я приглашаю Вас Присоединиться к эстафете «5 Желаний». Даже если вы поиграете в эту игру только с собой — думаю, это все равно будет очень и очень полезно 🙂
Светлана, очень приятно видеть Вас на моем блоге! Спасибо за добрые слова. Эстафетную палочку принимаю 🙂