Мир детства невозможно отделить от неизменных его спутников – милых и добрых, смешных и грустных, познавательных и развлекающих детских книжек, как в твердом и мягком переплете, так и в аудио вариантах.
Сказки, стихи, потешки, поговорки, загадки, сюрпризы с веселыми заданиями и многое другое – все это несет огромный потенциал развития для вашего ребенка.
Уже давно известно, что с помощью поучительной сказки или задорного стишка можно даже корректировать поведение карапуза. И если что-то не удается донести до его сознания прямым текстом, в косвенном варианте, через сказку, родители легко достигают удивительных результатов.
Когда начинать читать?
Вопрос: “Когда можно познакомить ребенка с книжкой?”
Я отвечу: “Чем раньше, тем лучше!”
Неважно, что ваш карапуз не умеет читать, что он слишком маленький и на ваш взгляд, ничего не смыслит в том, что вы стараетесь ему преподнести. Все это не так.
Мозг новорожденного при рождении уже готов впитывать поступающую сенсорную информацию всеми органами чувств. Он слышит, видит – пусть не так, как мы, но он уже улавливает интонацию маминого голоса, ощущает ее ласковые руки, чуть позже сосредотачивает свой взгляд на яркой игрушке. Вы можете уже сейчас начинать увлекательное знакомство с волшебным миром детской литературы.
Многие психологи советуют будущим мамам ставить кассеты с классической музыкой для прослушивания в минуты отдыха, читать себе вслух детские книжки, смотреть позитивные добрые фильмы. В исследованиях даже доказывалось, что детки, “слышавшие” музыку или книжку внутри животика мамы, после рождения отличаются лучшими показателями развития памяти, внимания и воображения.
Положительные впечатления, полученные мамой, передаются вместе с гормонами и пузожителю, а звуковые волны хорошо запечатлеваются в формирующемся мозге. Этим объясняются многие интересные случаи. Например, одна женщина, пианистка, во время беременности часто играла любимое произведение. Каково же было удивление, когда через несколько лет ее подросший ребенок смог безошибочно повторить его без специального заучивания, ориентируясь на слуховую память.
Что именно взять почитать?
Среди изобилия детской литературы в книжных магазинах легко потеряться. Я попробую дать несколько простых советов:
- Ориентируйтесь на возраст ребенка (в книжке часто указывают возрастную категорию), кроме этого существуют целые серии книжечек для малышей, например, “Читаем с мамой”.
- Можно брать “книжечки для ванной” — используются для игр в воде.
- Хороший вариант — книжки-игрушки. Они, как правило, тряпичные, с различными шуршащими, свистящими, пушистыми, гладкими и шероховатыми поверхностями “листов”, украшенные яркими и забавными зверушками. Обязательно понравятся ребенку до года и помогут ему лучше развить свои зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
- При выборе конкретного произведения выбирайте русскую классику, представленную отечественными авторами (А.Барто, К.Чуковский, С.Михалков и др.) – они проверены временем, на них росло наше поколение. По содержанию хорошо подходят и для совсем маленьких, и для деток постарше. Зарубежная литература будет интересна старшим дошкольникам.
- Вспомните свое детство 🙂 Наверняка, у вас были любимые стихи и сказки? Ваш малыш с удовольствием их послушает!
Практичный аспект – берем на заметку!
Покупая малышу книжку, не старайтесь приобрести тяжелый сборник с тонкими листами, которые он легко порвет или сжует 🙂
Самым лучшим вариантом будет одна книжка с одной простой сказкой или 4-5 коротеньких стишков с твердым переплетом и картонными страницами, красочно иллюстрированными. Без картинок книжка теряет свою привлекательность, поэтому не скупитесь на оформление и старайтесь выбирать понятные и простые сюжеты. Вот такие для деток до 4-5 лет будут отличным вариантом.
Нашей первой книжкой была из серии “Читаем с мамой”, называлась “Жили у бабуси…” 🙂 А у вас?
***
Напишите, будет ли вам интересно увидеть здесь в блоге подборку музыкальных произведений “на все случаи”, книжечек и фильмов?
Жду ваших комментариев 🙂 И не забываем подписаться на RSS!
Читаем с мужем дочке с пяти месяцев, наверно. Сейчас ей 2г 1мес. Обожает свои книжки, сама рассказывает любимые стишки. Либо говорит последнее слово в строчке когда ей читает стишок взрослый. Когда дочке был 1г 9 мес я из любопытства посчитала, сколько же стихов дочка знала на тот момент ( произносит последнее слово в строчке), получилось как минимум 70 стихов. О_о
Стихи разные любит, и про игрушки, и «взрослые» стихи — читаю ей что помню из русской поэзии, Серебряный век и тп. Когда капризничать начинает, можно просто начать рассказывать стишок — отлично получается переключить внимание дочки и продолжить путь домой, например, или напомнить, что надо крепко держать маму за руку, переходя через дорогу… Так же соответствующие стихи помогают закончить игру на площадке и отправиться домой обедать, настроиться на сон, убрать за собой игрушки ( игрушки не могут спать, если они разбросаны по комнате!)
И что ещё очень радует, похоже, что стихи помогли развить речь. Словосочетания дочка начала говорить в 1г 9мес, а сейчас говорит сложные предложения, например: «Дядя молодец, смазал карусельку маслом и теперь она не скрипит.» «Мама не даст титю, Поличка уже большая.» «С пола не едят, только собачка ест с пола.» и тд.
Здравствуйте. А мы читаем песенки, потешки и сказки в сборнике Запел петушок (1996г). Сынуле Дане (9 месяцев) особенно нравятся «Наши курочки с утра», «Сорока-ворона». Из сборника «Сказки, песенки, потешки для самых маленьких» (2008г) нравится «Курочка-рябушечка». Еще нравится сказка К.Чуковского «Путаница», особенно, когда читаю, как «говорят» животные. Нравится «Курочка ряба» и можно книжку картонную погрызть. Читаю стихи А.Барто «Игрушки», но пока без особой реакции.
А мы прозу почти не слушаем, только стихи, и что удивительно — нравятся в основном только классики: Барто, Маршак, даже к Пушкину прислушивается. И как только различает, но явно не по распознованию текста, т.к. я это пристрастие месяцев с 10 заметила.
Значит, читаем больше стихи, т.к. они намного легче усваиваются и запоминаются, а проза пойдет позже.
А нашу первую книжку я нашла у мамы, из наших ещё. Это была книжка с народными прибаутками, она лежала у Маши на переодевальном комодике, и мнооого раз в день я читала ей стишки из этой книжки:)
Потом появилось множество других книжек, об этих стишках я подзабыла, а недавно начала Маше рассказывать, а она, представляете, ЗАКАНЧИВАЛА САМА строчки! 0_о… Неужели, запомнила с тех времен?
Вы молодцы! Вот и у меня дочка точно так же 🙂 Сначала я ей читала, что называется, «с пеленок», а когда она подросла чуток и в речи появились многие слова — она легко продолжала строчки из стихов и правильно доканчивала предложения из маленьких сказок. Помню свое удивление и радость 🙂