Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”
Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?
Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.
Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.
Проверяем общую память:
Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).
Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.
Зрительно-предметная память:
Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.
Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.
Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.
Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:
- недостаточной памяти
- низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного
Слухо-речевая память:
1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.
Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).
2. Читаете ребенку коротенький рассказ:
Умная ворона
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:
- недостаточную память
- низкий уровень произвольного внимания
- слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
- недостаточное развитие образного мышления
- низкий уровень речевого развития
Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.
В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.
Дочка,второй класс, запоминает тексты с первого раза.Стихи и пересказы даются очень легко.Но она постоянно забывает какие оценки получила.Даже пятерки.Ее подружки,выходя из школы говорят,какие у нее оценки.Она объясняет это тем,что это было на первом или втором уроке.Два года назад переболела менингитом.с чем это может быть связано?
мы с ребенком прошли только половину тестов,и то через короткий промежуток времени она не смогла мне это повторить.так у нас происходит и со сказками,вечером читаю утром она все забывает.
Как можно объяснить поведение 8-и летнего ребёнка, который во время выполнения домашнего задания всё время ёрзает и всё тело находится в движении (не может сидеть спокойно)? С рождения у ребёнка наблюдалась гиперактивность, лечение проводилось (массаж и мед.препараты). Как нам с этим справиться? Внимательность ребёнка оставляет желать лучшего!
Любовь, эта особенность поведения присуща детям, которые либо потеряли интерес к заданию, либо не способны удерживать внимание в течение необходимого времени. Первое часто встречается у всех детей, а вот гиперактивным вдвойне сложнее — им нужно иметь высокую степень интереса, чтобы выполнить д/з плюс усидчивость. Здесь выход — делить задание на части и делать по частям в течение коротких промежутков времени (10-15 мин), между периодами — дать побегать, выплеснуть желание двигаться, затем снова приниматься за д/з.
И всячески поощрять его, заостряя внимание на успехи. Неудачи надолго выбивают гиперактивных из колеи, снижается интерес, и они частенько делают то, чего не нужно.
Статья очень будет полезна мамам и дошкольников, и младших школьников, но вы можете пояснить, что значит произвольние и непроизвольное внимание. Я думаю, что это будет интересно не только мне.
Татьяна, непроизвольное внимание — то внимание, которое не требует сознательной волевой деятельности и оно возникает в ответ на действие любого раздражителя (например, неожиданный яркий свет или шум). Оно есть у всех деток с рождения. А вот произвольное внимание — это психический процесс, требующий сосредоточения усилия и направленности внимания на какую-то деятельность. Например, нужно нарисовать полностью рисунок или раскрасить, сделать домашнее задание, помочь маме мыть посуду и т.п там, где это надо сделать, независимо от того, хочется или нет. Такое произвольное внимание формируется в течение дошкольного периода и к началу школьного периода нормально развивающийся ребенок обычно уже может концентрироваться на выполнение стоящей перед ним малоприятной, но необходимой задачи. Это умение очень актуально в школе.