• Контакты
  • Карта сайта
Мы в соцсетях:
deviantart
facebook
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Мамины уроки по детскому сну
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Что мешает стать спокойной мамой?
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Как проверить готовность ребенка к школе
    • 7 провальных фраз родителей
  • Курсы
    • Сладкий сон вашего ребенка
    • Укладывание ребенка: подводные камни
    • Как отселить подросшего ребенка в кровать
    • Как разобраться с капризами у ребенка?
    • Быстрые результаты в общении с ребенком.9 эффективных техник
    • Как преодолеть капризы у ребенка?
    • Железная выдержка: Как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются
    • Капризы и истерики у ребенка (книга)
    • Что делать с непослушными и упрямыми детьми?
    • Ах, кусочки, комочки
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Действительно ли у ребенка плохая память?

11 декабря, 2009
by Татьяна Егорова
диагностика, зрительно-предметная память, Память, проверка памяти, слухо-речевая память
6 комментариев

memory Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Это интересно:  Тест "Несуществующее животное"

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    6 комментариев
    1. Татьяна at Ответить

      Статья очень будет полезна мамам и дошкольников, и младших школьников, но вы можете пояснить, что значит произвольние и непроизвольное внимание. Я думаю, что это будет интересно не только мне.

      • Татьяна Егорова at Ответить

        Татьяна, непроизвольное внимание — то внимание, которое не требует сознательной волевой деятельности и оно возникает в ответ на действие любого раздражителя (например, неожиданный яркий свет или шум). Оно есть у всех деток с рождения. А вот произвольное внимание — это психический процесс, требующий сосредоточения усилия и направленности внимания на какую-то деятельность. Например, нужно нарисовать полностью рисунок или раскрасить, сделать домашнее задание, помочь маме мыть посуду и т.п там, где это надо сделать, независимо от того, хочется или нет. Такое произвольное внимание формируется в течение дошкольного периода и к началу школьного периода нормально развивающийся ребенок обычно уже может концентрироваться на выполнение стоящей перед ним малоприятной, но необходимой задачи. Это умение очень актуально в школе.

    2. Любовь at Ответить

      Как можно объяснить поведение 8-и летнего ребёнка, который во время выполнения домашнего задания всё время ёрзает и всё тело находится в движении (не может сидеть спокойно)? С рождения у ребёнка наблюдалась гиперактивность, лечение проводилось (массаж и мед.препараты). Как нам с этим справиться? Внимательность ребёнка оставляет желать лучшего!

      • Татьяна at Ответить

        Любовь, эта особенность поведения присуща детям, которые либо потеряли интерес к заданию, либо не способны удерживать внимание в течение необходимого времени. Первое часто встречается у всех детей, а вот гиперактивным вдвойне сложнее — им нужно иметь высокую степень интереса, чтобы выполнить д/з плюс усидчивость. Здесь выход — делить задание на части и делать по частям в течение коротких промежутков времени (10-15 мин), между периодами — дать побегать, выплеснуть желание двигаться, затем снова приниматься за д/з.
        И всячески поощрять его, заостряя внимание на успехи. Неудачи надолго выбивают гиперактивных из колеи, снижается интерес, и они частенько делают то, чего не нужно.

    3. Елена at Ответить

      мы с ребенком прошли только половину тестов,и то через короткий промежуток времени она не смогла мне это повторить.так у нас происходит и со сказками,вечером читаю утром она все забывает.

    4. Ирина и Анатолий Устиновы at Ответить

      Дочка,второй класс, запоминает тексты с первого раза.Стихи и пересказы даются очень легко.Но она постоянно забывает какие оценки получила.Даже пятерки.Ее подружки,выходя из школы говорят,какие у нее оценки.Она объясняет это тем,что это было на первом или втором уроке.Два года назад переболела менингитом.с чем это может быть связано?

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Секретная формула от капризов ребенка


    Хочу быть спокойной мамой


    Как проверить готовность ребенка к школе


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 156 259 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 129 084 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 113 226 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 100 509 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 92 297 просмотров

    Свежие комментарии

    • Татьяна Егорова к записи Ребенок залипает в гаджетах. Как предупредить и помочь?
    • Татьяна Егорова к записи Ребенок залипает в гаджетах. Как предупредить и помочь?
    • Татьяна Егорова к записи Tест «Рисунок человека»
    • Ирина к записи Tест «Рисунок человека»
    • Ирина к записи Tест «Рисунок человека»

    Мы на Фейсбуке, включайтесь!

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2021 г. ИП Егорова Татьяна Евгеньевна. ОГРН 310715427300311 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных
    Политика безопасности платежей