В предыдущем посте несколько дней назад я писала о том, как детский рисунок может многое рассказать о состоянии внутреннего мира ребенка и его умственном развитии.
Поскольку дети охотнее включаются во взаимодействие с психологом и с другими взрослыми, если их просят действовать в соответствии с их возможностями и ожиданиями, то используется простое и в то же время очень информативное средство диагностики – детский рисунок.
С его помощью легко установить непринужденный контакт с ребенком, эмоциональную связь и, в случае чего, оказать незаметную поддержку, обыгрывая трудную ситуацию, изложенную на подсознательном уровне на листе бумаги.
Сегодня я расскажу об одном тесте. Называется он “Рисунок человека”. Применим с 3 лет и старше. Верхний возрастной порог не ограничен.
Суть его: ребенка просят нарисовать человека так, как он умеет, не уточняя, какого именно (дядю, тетю, мальчика, девочку и т.п). Только, если малыш очень маленький (3-4 годика), ему дают инструкцию попроще: “Нарисуй дядю. Постарайся красиво нарисовать.”
Что нужно для этого теста: лист белой бумаги формата А4 (желательно), простой полумягкий (М или 2М) карандаш. Твердый – не рекомендуется, поскольку он может осложнить интерпретацию показателей рисунка (силу нажима, штриховку, пробные касания листа бумаги перед окончательным проведением контуров).
Как нужно ребенку сидеть: по возможности, обеспечьте ему удобное рабочее пространство. Это может быть детский столик и стульчик, подобранный по росту малыша или же адаптированное с учетом его возраста место. Следите за тем, чтобы уровень стола не был слишком высоким или очень низким, так как ребенку в этом случае трудно принять свободное положение тела и он будет напрягаться, чтобы рисовать. Если он сидит на взрослом стуле, и ноги свободно свисают – позаботьтесь о подставке для них. В противном случае, если он будет качать ногами, на рисунке могут появиться неровные линии или лишние штрихи.
Вопросы во время теста: иногда ребенок по ходу выполнения задания комментирует или переспрашивает (“А можно я тут пририсую цветочки?” “Я лучше нарисую собаку”. “А если только лицо — можно?” и т.д). На подобные реплики отвечайте спокойно: “Нарисуй всего человека. Только человека. Рисуй, как тебе хочется”. Если ребенок изобразил что-то другое – похвалите его, и предложите снова нарисовать, но уже человека.
Рисунок готов – что дальше? А дальше расспросите своего ребенка:
- Кто этот человек? (какого пола, если из рисунка неясно)
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Где он живет?
- Что он любит делать?
- А что не любит?
- О чем мечтает?
Вопросы эти примерные. В зависимости от возраста ребенка их можно увеличить (для школьников и подростков – предлагается составить небольшой рассказ об изображенном персонаже) или ограничить вышеприведенными (для маленьких).
Как интерпретировать?
Обращайте внимание на все, пусть даже самые незначительные, мелочи (позу ребенка, его сосредоточенность, отвлекаемость, в какой руке держит карандаш, часто ли перекладывает в другую руку). Также, перечень вопросов ниже поможет вам охватить все основные моменты:
Место расположения рисунка относительно всего листа (правее, левее, в центре, вверху, внизу)
Обычно дети помещают изображение в центре. Если оно смещено влево или вправо – это может говорить об его особенностях восприятия, возможной зеркальности (правша или левша). Если рисунок высоко относительно средней линии листа – вероятна высокая самооценка или излишняя самоуверенность. Аналогично низко расположенный рисунок может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе.
Характер выполнения (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)
Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — как признак высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.
Характер расстановки акцентов на отдельных деталях рисунка (есть ли какие фрагменты, особо прорисованные, выделенные или есть незаметные “осторожные” детали)
Здесь смотрите, на что ребенок обращает большее внимание. Например, девочки любят тщательно вырисовывать глазки и реснички, мальчики предпочитают акцент в одежде и дополнительных аксессуарах. Это как степень желаемого выражения своих внешних данных, стремление к демонстративности.
Эмоциональное состояние человека, его степень выражения (улыбка, радость, веселье, печаль, сердитость, взъерошенность волос, агрессивность, оскал зубов (и такое бывает..) )
Думаю, тут понятно. Часто ребенок проецирует свои чувства на рисунок, как явные, так и скрытые. Вы можете удивиться, что у вашего тихони вдруг оказался агрессивный человечек на бумаге. Обратите на это внимание – это может быть сигналом о внутренних переживаниях ребенка, о которых он, возможно, не решается вам поведать. Но будьте тактичны – не спугните доверчивость и серьезно отнеситесь к чувствам своего малыша, как бы они не казались вам несерьезными.
Как человек стоит, как держит руки, не спрятаны ли они за спиной
Здесь ребенок неявно говорит о том, какой он в данный момент в коммуникативном плане: открыт для общения (руки широко раскрыты) или предпочитает замкнутость (руки прижаты к туловищу или спрятаны, ноги не расставлены).
Есть ли дополнительные элементы (одежда, обувь, головной убор и соответствует ли внешний вид описанию, изложенному ребенком после окончания рисования)
Тут интересно выявить представления ребенка о рисунке. Чаще всего он соотносит себя с данным персонажем на листе бумаги или с тем человеком, на которого он хочет/не хочет походить.
***
Когда вы проработаете данный рисунок, ответив подробно на все вспомогательные вопросы по интерпретации, вы сможете:
-
составить общую картину эмоционального состояния ребенка,
-
лучше понять его внутренние чувства,
-
помочь ему в случае настораживающих моментов,
А значит, и наладить теплые отношения, основанные на принципах любви, взаимопонимания и уважения. Скажите, какой родитель не мечтает об этом?!
Если в ходе проведения теста у вас возникли вопросы – задавайте их в комментариях, с удовольствием помогу.
Здравствуйте. Подскажите, как бы вы трактовали рисунок 6 летней девочки, которая нарисовала портрет до пояса, а руки выходят за пределы листа. В целом довольно развитый ребенок, уверенные линии, двойные, части лица присутствуют.
Здравствуйте, Ирина, по одному рисунку (фрагменту) интерпретация, как правило, не делается во избежание недостоверных выводов.
Нужна комплексная диагностика и беседа с ребенком.
Девочке 6 лет
Здравствуйте. Подскажите ,пожалуйста, как бы вы трактовали рисунок, но котором человек только по пояс и руки уходят за пределы листа? в целом, ребенок довольно хорошо развит. прорисовка уверенная, части лица присутствуют
Здравствуйте, ребёнок ,6 лет, нарисовал все части тела отдельно. О чём это говорит? Спасибо
Ольга, здравствуйте. Спасибо за вопрос. Как правило, только по одному способу рисования не делают конкретные выводы: если что-то беспокоит в развитии ребенка, нужно сделать комплексную диагностику, она может дать объективный ответ.
здравствуйте.
Здравствуйте, Татьяна. Замечательные тесты, спасибо. Мой сын(5лет+8мец.) с интересом рисовал и с удовольствием отвечал на вопросы. Нарисовал человечка-Перевертыша, да еще и с 3-мя головами. Ну то, что он стоит на голове, я могу обьяснить: последние 2 дня ему очень нравиться стоять на голове на диване. А вот то, что 3 головы??? одна на шее, как и положено, а 2 другие он держит в руках на уровне средней головы. Он объяснил, что вообще-то Перевертыш сейчас безголовый, но потом он 2 головы с рук на шею поставит и они типо в одну превратятся. Еще сказал, что человечек веселый. Линяя нажима на карандаш равномерная; без лишних деталей — есть еще огуречик(тело) и ножки расставленные вверху. Итересно Ваше мнение о 3х головах.
Здравствуйте, Татьяна. Спасибо вам за ваш труд.
Моему сыну 7 лет. И он всегда-всегда рисует человечков без одежки, просто, знаете,как в мультике «палка. палка, огуречик- вот и вышел человечик»…
Детали прорисовывает- улыбку (Или оскал как раз-таки…), волосы и тп
но одежду — никогда.
Почему так?
Добрый вечер, Юлия, а вы пробовали уточнять у него, почему так рисует? Что сын говорит?
И, пожалуйста, ссылку на рисунок, посмотреть.
Большое спасибо за статью! Многое получилось «прочитать» в рисунке своего племянника! Однако один беспокоющий меня момент так и остался неразгаданным, а именно: он постоянно пририсовывает человечкам попы. Туловище, ножки, ручки, глазки-точечки, улыбка\открытый рот\грустное выражение, иногда прическа…и стабильно попы! И проговаривается для чего они ему нужны, там ничего необычного не говорится, всё естественно…. Ребенку 5,5 лет. Для меня и родителей это загадка и мы не можем разгадать — это заинтересованность в функционировании нашего организма у ребенка такая, или тревожный звоночек… Заранее благодарны за ответ!
Ксения, не стоит заострять на этом внимание, почему рисует именно это — так вы лишь вызовете доп. интерес.
Просто ребенок познает строение организма человека и это нормально. Можно купить книгу, где на доступном для его возраста рассказывается о человеческом теле и его органах и системах органов в общем плане.
Здравствуйте. Моему сыну 4 года 6 мес. нарисовал маму, но без туловища, голова от нее руки и ноги, на лице улыбка, но отсутствут нос, глаза большие, в руке подарок. Помогите расшифровать.
Здравствуйте, Светлана. Без рисунка я не смогу точно сказать, мне нужно его видеть.
Здравствуйте!Моему ребенку 7 лет. На приеме у психолога нарисовал человека: жирное очертание, пропорции все соответствуют, кроме рук (длинные до пола, широко раставленные). Хотелось бы узнать, о чем говорит этот рисунок, подробный ответ мы не услышали. Если можно пришлите ответ на почту. Заранее спасибо!
Ольга, рисунок нужно смотреть визуально. В самой общей трактовке жирное начертание может говорить о внутреннем напряжении, скрытой тревоге, но если ему дали очень мягкий карандаш — то такая интерпретация не является исчерпывающей. Расставленные руки — стремление к общению. До пола — необходимость в дополнительной опоре.
Спасибо Вам огромное, Татьяна! Вы даже не представляете, НАСКОЛЬКО помогли!
Анна, я рада, что оказалась вам полезной. Приходите чаще, еще будут интересные материалы 🙂
Наталья, я рада, что вы нашли нужный материал здесь. Если будут вопросы или что-то окажется неясным — обращайтесь, постараюсь помочь.
Давно хотела найти столь развернутую интерпретацию. И наша у вас. Завтра буду диагностировать дочку. Спасибо!