Графическая деятельность у детей разного возраста неодинакова. Характер изображения, его смысл и содержание очень сильно меняется с течением времени и зависит от окружающей обстановки, психологического климата в семье, развития самого ребенка.
По рисункам можно приблизительно определить, насколько психическое развитие ребенка соответствует возрасту. В своей практике психологи часто используют рисуночные проективные методики, позволяющие оценить невербальное (неречевое) мышление, статус эмоциональной личностной сферы, моторику рук и многое другое.
Малыши, только начавшие держать карандаш и черкать на бумаге, тестированию по понятным причинам не подлежат. Вместо этого анализируются продукты их произвольной графической деятельности.
У детей постарше (в возрасте от трех лет) на смену хаотичным черканиям, бесконечным кружочкам, зигзагам и линиям приходит предметный рисунок. По мере взросления содержание рисунка усложняется и обрастает дополнительными деталями. Начиная с 4 года ребенку уже доступны инструкции по простым тестам («нарисуй дядю», «нарисуй дом» и т.д.)
Психолог обращает внимание на любые, незначительные на первый взгляд, мелочи. Он наблюдает, в какой руке ребенок держит карандаш, часто ли перекладывает из одной руки в другую, достаточна ли сила нажима карандаша. Также смотрит предпочтение в выборе цветов и оттенков, позу ребенка во время рисования. Оценивает его общее поведение: охотно ли выполняет задание, обращается ли за помощью к взрослым, задает ли вопросы или же полностью самостоятельно рисует от начала до конца.
Как правило, недостаточно использовать только такой вид диагностики. Полная картина складывается из тщательного обследования с применением дополнительных методов, выбор которых зависит от конкретного запроса родителей.
Итак, какие же предлагаются основные рисуночные задания:
1. Диагностика мышления, эмоциональной сферы, социальных и сексуальных отношений:
- тест «Дом.Дерево.Человек (ДДЧ)»
- тест «Рисунок человека»
- тест Керна-Йирасека (часть первая, часть вторая)
2. Оценка эмоционально-личностной сферы, уровня агрессивности, социальной адаптации:
- тест «Несуществующее животное»
- тест «Моя семья»
- тест «Ладошки»
3. Уровень развития мелкой моторики, внимания и концентрации:
- тест «Графический диктант»
- теппинг-тест
Данная классификация весьма условная, на самом деле рисуночные методики многозначны по смыслу и могут дать информацию практически по всем направлениям диагностики. Для каждого теста существует нижняя возрастная граница. Например, тест Керна-Йирасека целесообразно использовать с 6-7 лет как показатель готовности к школе.
Кроме этого, в любой методике есть строгая инструкция, выполнение которой неукоснительно, иначе теряется смысл тестирования и сильно осложняется интерпретация результатов.
И напоследок, что хочется сказать. С помощью рисунков удается проводить эффективную коррекцию эмоционально-личностных проблем. Поэтому, если у вашего ребенка имеются трудности в общении, скрытые или явные страхи, повышенная нервозность и агрессивность – вам может помочь специальная арт-терапия.
Моему сыну 5.5 лет.Он не может не сколько дней запомнить согласные буквы Д Г Р.
Вчера сыну купили гуашь — он за вечер изрисовал 8 литов А4 — что там нарисовано я не понимаю, но много цвета, разного.
Сыну 5 лет.
Можно спросить у сына, что это нарисовал ))
Мой 4 летний сын рисует все черных , коричневых тонах в центре листа. Что бы это могло значить?
Наталья, в этом возрасте дети могут застревать на определенном цвете просто потому, что им он нравится и это не говорит об каком-то отклонении. Более конкретные заключения по рисунку делаются на специальных тестах и после 5 лет.
Я сфотографировала рисунок…. Нарисовал мой сын ему уже 5 лет… Хотелось бы вам его показать… Как это можно сделать
Я почему-то когда вспоминаю свое детство, то я очень любила рисовать сцены с пришельцами и мертвыми людьми. Но где-то к 6 классу я одумалась и начала рисовать принцесс. Что это могло быть?
Маша, просто по словам провести диагностику очень сложно, высока вероятность субъективных суждений. В самом общем плане можно предположить, что вы испытывали трудности в общении в тот период и вам было необходимо иметь рядом понимающего человека. А точнее, нужно смотреть рисунки.
К сожалению они не сохранились, а так было бы очень интересно.
Здравствуйте! моя четырехлетняя дочь рисует людей с очень длинной шеей ,одной полоской ,чуть длиннее длины ног,а туловище маленькое круглое меньше головы,что это значит ?))))))
Лена, в этом возрасте дети часто рисуют каракули «головоножек». Как вариант нормы. Вы можете отсканировать ее рисунок (или сфоткать) и прислать, могу посмотреть и точнее сказать ))