Сегодня продолжаем тему о развитии ребенка: “Игры с рождения и до года”. В последний раз мы с вами обсуждали тему физического развития десятимесячного малыша, а теперь настало время и поиграть с ним.
В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей – ему становится интереснее играть продолжительное время и он может в течении 15-20 минут отвести на самостоятельную игру. Главное – не отвлекать и не мешать ребенку.
Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет – обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова. Они очень окрыляют и дают уверенность в силах. А когда есть уверенность – появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед ним решается намного легче и быстрее.
Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним – пусть подражает вам. Это приносит столько веселья и задора!
Когда малыш что-то пытается сказать, включите тут же диктофон. Потом давайте ему послушать собственные “перлы”. Храните такие записи – в будущем бы будете вместе с подросшим крохой с удовольствием вспоминать первые шаги в развитии речи.
Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами – тем лучше!
Теперь поговорим про развивающие игры
Кукле нужно спать!
Возьмите небольшую куклу-пупсика, которую можно купать и умывать. Покажите малышу, как можно куклу умывать, купать и укладывать спать. Проделывайте над куклой все действия, которые вы обычно делаете с ребенком, когда нужно его покормить, умыть, одеть, погулять и т.п. Пусть малыш видит перенесенный образец действий на кукле. Побуждайте и его, например, покормить из ложки или покачать на ручках, напевая несложную песенку.
Игра учит малыша социальным ролям, помогает видеть цель тех или иных действий, их логику и алгоритм. Развивается мышление, внимание, речь.
Иди ко мне!
В игре принимают участие и мама, и папа. Поставьте малыша, который еще не ходит, но может стоять какое-то время без поддержки на пол. Ласково позовите его на небольшом расстоянии (от 10 см и более), однако будьте начеку, чтобы его подхватить, если завалится назад, чтобы не ударился головой. Когда малыш сделает неуверенный шажок-другой – радостно обнимите и поцелуйте его. Затем разверните его спиной к себе и скажите: “Вот папа, он зовет тебя. Иди!” Малыш постарается дойти до него и ухватиться за его сильные руки.
Игра помогает ребенку освоить нелегкую науку первых шагов, учит положительной коммуникации и обогащает его эмоциональный мир. Развивается чувство равновесия, укрепляются мышцы – а вместе с ними и уверенность в своих возможностях ХОДИТЬ!
Причеши маму!
Если у вас достаточно длинные волосы, дайте малышу их “причесать”. Вложите в его ручку легкую расческу, обхватите ее своей рукой и плавными движениями проведите расческой по своим волосам. Теперь дайте ребенку попробовать.
Возьмите яркую резинку для волос и завяжите ею волосы. Покажите ему свой хвостик и скажите: “Красиво так?” Возьмите куклу с длинными волосами и завяжите резинку ей. Пусть ваш ребенок не только наблюдает за вашими действиями, но и попробует самостоятельно причесать куклу.
Я умываюсь сам!
Подведите ребенка к раковине. “А теперь мы с тобой будем умываться! Вот кран, открой его. Так, побежала теплая вода, смотри, какая вода приятная. Вот мыло – возьми и намыль ручки. Вот так! А теперь смой мыло и потри ручки. Молодец! А теперь умывай лицо – вот так!…” Показываете ребенку на своем примере и побуждаете его к тем же, но самостоятельным действиям. В конце – похвалите его: “Молодец, Миша, сам умылся! Вот какой ты чистенький – посмотри!”
Игра помогает развивать самостоятельность на основе подражания. Повторяя ее вы быстро научите ребенка новым действиям.
А что там?!
Возьмите небольшое ведерко, отберите 3 знакомые ребенку игрушки и заверните каждую в фольгу или бумагу. Положите все в ведерко и накройте крышкой. Позовите малыша и покажите ему ведерко. “Посмотри, что там?” Когда малыш развернет – выразите радость вместе с ним: “Ой, это же зайчик спрятался, а вот и мячик, а вот и киска!”
Игра основана на любопытстве ребенка, развивает его восприятие, согласованность действий, моторику, у него складывается представление о постоянстве предметов.
Курочка Ряба
Подберите заранее фигурки персонажей сказки и, когда малыш будет готов слушать вас и в хорошем настроении, расскажите ему сказку, используя игрушки. Вам нужно рассказывать сказку (повторять игру) достаточно много раз, прежде чем вы будете задавать вопросы в конце, например: “Как дед плачет? Как баба плачет? Как Курочка кудахчет? Как мышка пищит?” и т.д. Задаем вопросы по действиям героев сказки, чтобы малыш мог показать на своем примере.
В игре развивается мышление и память, а также речь.
Готовим вместе пирог!
Сварите рис и прокипятите изюм. Насыпьте ребенку на столик рис и посмотрите, что он будет с ним делать. В уголочке – изюм. Предложите малышу сделать дорожку из изюма и риса. Можно сделать окантовку стола (изюм и рис по цепочке класть у края стола), приговаривая: “Вот как хорошо! Вот как красиво!”
Можно дать малышу перемешать изюм и рис. Ручкой дать ему насыпать начинку для пирога (если, к примеру, у вас пироги с рисом и т.п.).
Не разрешайте бросать продукты на пол, лучше отвлеките малыша и заинтересуйте его. В эту игру лучше играть, когда кроха сыт.
В игре развивается мелкая моторика, творчество, изобретательность и фантазия.
Матрешка – покажись!
Дайте малышу двух или трехсоставную матрешку, не очень большую, но и не слишком маленькую, чтобы ему было удобно манипулировать ручками.
Покажите ему матрешку, откройте ее – а там еще одна сидит. Выразите восхищение: “Ой, а вот еще одна матрешка! Давай вытащим ее!” Сложите две матрешки. Одна – большая, а другая – маленькая. Покажите малышу размер и сравните: “Вот какая бо-о-ольшая! А вот ма-а-аленькая матрешка”. Учите его открывать и закрывать ее. Если не получается – помогите ему, накладывая свои руки поверх его.
Игра развивает понятие “больше-меньше”, координацию рук и согласованность движений.
Что на картинке, что на улице – одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: “Вот киска. Мяу!” Через какое-то время покажите киску на картинке: “Это тоже киска! Мяу!” Затем – игрушечную киску.
Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.
На этом мы с вами закончим. На следующей неделе нам будет уже одиннадцать месяцев и наши физические упражнения не за горами. Ой, как быстро месяцы бегут! Не откладывайте на потом, уделяйте для развития малыша свое время и оно вам вернется сторицей!
Абсолютно согласна с предыдущим комментарием! Большая часть игр не по возрасту!
Хм, моему сыну 10,5 мес, но никакие игры с рисом или мелкими предметами ему не годятся, он все пихает в рот!!! Причем сразу же, я даже не успеваю суть игры показать. Соску он не берет месяцев с 4, поэтому занять чем-то рот во время игры не получается. Волосы мои он просто рвет и тоже в рот тянет, какое там причесывать! Умывать куклу ему не интересно, он вообще к игрушкам только один интерес питает — разобрать, разломать. Шарики из банки доставать не будет, сразу банку опрокинет и вытряхнет все. А если помешать опрокидывать, закричит и потеряет интерес. И во что мне с таким ребенком играть?
да, очень хорошие простые, а самое главное очень увлекательные игры….