Наш традиционный пост по пятницам на этой неделе немного запоздал и вышел в субботу. У нас в городе сейчас такая жара, что плавятся и асфальт, и все, что под солнцем. Все стремятся на природу, поближе к водоемам, кто-то уже давно отправился с детишками на ласковый юг.
Мы с дочкой тоже не плавимся на асфальте, а отдыхаем в деревне. Поэтому график публикаций в блоге немного сместился, надеюсь, это не доставит вам, дорогим читателям, неудобств. Итак, начнем!
Последняя публикация была про физические упражнения для ребенка 9 месяцев. Теперь про игры поговорим.
Предпочтения девятимесячного малыша. Что он обычно любит делать:
- играть с емкостями с водой.
- интересоваться содержимым карманов, сумок.
- общаться со своим зеркальным отражением, получая море восторга.
- открывать-закрывать различные банки с крышками, доставать из коробки и класть обратно разные предметы.
- мять бумагу, газету, рвать мягкую туалетную бумагу и раскидывать в стороны
- ползать и совать свой любопытный нос всюду, даже туда, куда мама никак не догадается заглянуть. 🙂
- пробовать открывать двери, совать пальчики в щели, переворачивать предметы в поисках спрятанной игрушки.
- следить за заводными игрушками, их движением, остановкой и исчезновением за углом комнаты.
- играть со стаканчиками-вкладышами.
Исходя из этого неполного перечня уже понятно, что родителям девятимесячного малыша нужно утроить свою бдительность и следить за ним всегда, не ограничивая его свободу передвижений. Особенно опасными являются мелкие пуговицы, шарики, пробки, жвачки, обрывки бумаги и т.п. что может попасть малышу в рот или в нос. Также опасными являются все острые и выступающие углы мебели.
Когда мы в свое время вступили в такой период – сразу купили мягкие пластиковые углы, которые можно крепить к столу, спинке кровати и к другим выступающим частям шкафов, комодов, стульев. И эти уголки нас неоднократно спасали от травм. Они у нас продержались почти полтора года, потом надобность в них отпала 🙂 Так что очень советую.
В разговоре с ребенком употребляем слова с двумя-тремя слогами, избегая говорить длинные слова и предложения. Слова обозначают конкретные действия: “мой ручки”, “идем кушать”, “вставай”, “ложись”, “дай”, “на”, “бери”; а также существительные, связанные с предметами, которые ребенок хорошо знает: “мяч”, “кубик”, “ложка”, “тарелка” и т.п.
Организовывая игровое пространство малыша, избегайте искушения завалить его игрушками – пусть играет двумя-тремя, эти игрушки меняются через небольшой промежуток времени. Разнообразьте “репертуар” игрушек: они должны быть легкими и потяжелее, мягкими и твердыми, маленькими и большими и т.д. И конечно, у малыша должна быть какая-то одна любимая игрушка, которая будет с ним все время – это создаст ощущение стабильности и безопасности.
И для сна выберите ночную игрушку, которая будет символизировать сладкий сон крохи. Опыт мой и других мам подтверждает, что детки с любимой игрушкой легче засыпают и лучше спят.
Теперь перейдем к развивающим играм!
Прятки, прятки и еще раз прятки!
Надеюсь, вы не забываете играть с малышом в прятки? Правильно делаете, они ему очень необходимы, т.к. формируется представление о спрятанной игрушке в мыслях и развивается наблюдательность и умение находить ее вокруг себя. Прячем, причем идем от простого к сложному: сначала в присутствии ребенка, чтобы он видел, как вы прячете и вместе с вами ее искал, когда это получается, прячьте незаметно от него, но поблизости заметным образом, и так далее постепенно усложняя задание.
“Я люблю свою лошадку”
Если у вас есть игрушечная лошадка, покажите ее сидящему малышу и расскажите, какая она, какая пышная грива и хвост, как она скачет копытами. У малыша формируется представление о животном, его отличительных особенностях, увеличивается словарный запас.
Первый раз – первый…шаг!
Сколько радости приносит первый шаг ребенка! Ради этого события наготове держится поблизости фотоаппарат или видик, лишь бы не пропустить этот заветный миг. Между тем нужно учесть одну важную особенность: малыш может упасть, испугаться и … прекратить попытки делать самостоятельные шаги. Поэтому смотрим за крохой внимательно, побуждаем его тянуться за чем-то интересным, держась за опору и постепенно ее отпуская. Поймайте момент, когда кроха делает неуверенный шажок, затем другой и, если он вдруг начнет падать, подхватите его за подмышки вовремя и похвалите за смелость! Ваша похвала его приободрит и он обязательно попытается еще раз проделать этот маневр 🙂
Кто в тоннеле?
Поиграйте с малышом в такую игру. Сначала сверните рулон из ватмана и закрепите его, чтобы он не раскатался. Возьмите машинку с веревочкой и поместите внутрь в “тоннеле”, оставив лишь веревочку торчать наружу. Покажите малышу веревочку, побудите его взять ее и потянуть к себе. Машинка покажется из тоннеля. Выразите радость: Ой, машина приехала! Би-би! Давай еще раз?
Игру можно продолжить, а можно и дать инициативу малышу, наблюдая за ним, как он будет играть. Здесь в игре устанавливаются причинно-следственные связи, развивается мышление.
Большой и маленький
Надуйте незаметно для крохи два шарика желтого цвета: один маленький, а другой в два-три раза больше. Нарисуйте им глазки, ротик и носик. Теперь покажите сидящему малышу большой шарик и низким голосом поприветствуйте малыша от имени большого шара. Пусть малыш поиграет с ним.
Затем покажите ему маленький шарик и тоненьким голоском поздоровайтесь с ребенком от имени маленького шарика. Малыш может удивиться. Попросите его показать, где у шарика глазки, носик и ротик. Если затрудняется, спросите, где у мамы носик. Если он посмотрит в этом направлении – хорошо! И вместе с ним покажите на шарике носик.
Игру можно разнообразить: подталкивать шарики, дуть на них, кормить и т.д. Развиваются коммуникативные навыки, проигрываются социальные роли, формируется воображение, внимание и мышление.
Найди пару
Возьмите несколько пар носочков (как вариант – рукавичков, тапочек, ботинок), чтобы они хорошо отличались по цвету, фактуре. Перемешайте и поднимите один носочек, например, голубой. Скажите: вот какой носочек, голубой, гладкий, найди такой! И побуждаете ребенка искать в небольшой кучке. Помогайте ему: вот этот такой? Нет, он – розовый. А вот этот такой? Нет – он голубой, но пушистый. Вот этот! Такой! Радуйтесь вместе с малышом находке и составляйте пары.
Игра развивает мышление, внимание, малыш учится наблюдательности и умению сопоставлять и сравнивать предметы.
Мою куклу
Найдите куклу, которую можно мочить и легко вытирать полотенцем. Во время купания предложите малышу помыть куклу: моем шею, ручки, ножки, животик и спинку, умываем лицо, моем голову. Затем после купания дайте малышу полотенце для куклы и покажите, как ее вытирать, попутно называя все части тела куклы.
Игра помогает освоить новые слова, формирует представление о теле человека и учит малыша заботиться о ком-то.
В следующий раз нам будет десять месяцев и снова про упражнения для тела! Оставайтесь с нами, следите за обновлениями блога!
А нам сегодня как раз 9 месяцев!!!
Все законспектировала, чтобы не забыть!
Водные пирамиды с разными дырочками — на ура!
Еще планирую сделать соленое тесто для ручек. Надеюсь, что в рот тянуть мы не будем. По-прежнему читаем вслух, смотрим картинки (ходим еще в библиотеку).
И очень нравятся танцы с родителями под музыку + аудиосказки (особенно хорошо реагирует на интонацию актеров-классиков и оркестровые вставки).
Спасибо за нужную и полезную информацию!!!
Рада за вас и от души поздравляю с маленьким Днем Рождения! 🙂 У вашего малыша будет широкий кругозор, молодцы! 🙂
Татьяна, спасибо большое! Широкий кругозор — это обнадеживает. А вот характер скверный — это настораживает.
Привык, что все вовремя, все для него. И теперь, если только чего-нибудь не так, как его душеньке угодно, начинает настойчиво вопить. Понимаю, что сказать не может, мои объяснения работают мало. Стараюсь не потакать. Но вообще как правильно вести себя в таких ситуациях? Чтобы и овцы целы, и волки сыты?
Вы правильно заметили, что объяснения пока работают слабо, дело в том, что совсем маленькие малыши общаются со взрослыми по схеме «стимул-реакция» т.е. они ведут себя именно так, как воспринимают воздействие взрослых. И очень часто на запреты, например, бурная реакция, а на что-то приятное — восторг. Такие уж они, малыши 🙂 . А теперь подумайте:
всегда ли мы с мужем последовательны в воспитании?
предоставляем ли малышу самостоятельно поиграть без вмешательства с вашей стороны?
часто ли мы запрещаем ему что-то, одергиваем, поучаем, вместо того, чтобы просто отвлечь его внимание и переключить с неприятного инцидента на нейтральное или позитивное?
Именно в конфликтах взрослый должен проявить гибкость: не стоять на своем, как упрямый ослик (да и зачастую в мелочах это — не эффективно), а умело повернуть ситуацию (предложить альтернативу, заинтересовать чем-то другим). Детки же учатся потом на этом примере взрослых и копируют поведение (умение уступать, находить компромисс, чтобы решение устраивало всех).
Спасибо за такой подробный ответ! В том-то и беда, что все мы это делаем вдвоем с папой — у обоих есть педагогическое образование, опыт. Постоянно учимся. Но даже при все этом — капризы по каждой мелочи. Настораживает нас, не приучим ли мы к тому, что все для него по первому требованию. Потому как сейчас — чуть-что — сразу вопить. И если не получает нужной реакции — демонстративно рыдает-горюет-причитает.
Смотря какая ситуация, в этом случае однозначно ответить не получится. 🙂 Если, например, ваш малыш захотел чего-то запретного, то не проще ли просто убрать этот предмет с глаз долой, и предугадать его реакции на подобные вещи… Если уже схватил и не отдает опасный предмет — отвлекаем чем-то неожиданным и интересным. Если не хочет кушать — не настаивайте, подождите немного (кстати, многие на жару жалуются и аппетиты плохие), если плачет в тот момент, когда что-то не получается (достать игрушку, подняться, сделать шажок) — успокаиваем и ободряем. Если не отпускает маму — возможно, есть страх потери родного человека (возрастной), значит, находимся рядом… и т.п. 🙂 Когда потребности крохи учитываются и восполняются — то ребенок становится спокойнее. Не путать с прихотями (это уже другое) — они как правило — после 18-24 мес. Пока не волнуйтесь, что избалуете, ваш малыш еще маленький. Просто будьте предсказуемыми для него и последовательными. И все будет хорошо 🙂