В продолжении темы о выученной беспомощности (имена в рассказе изменены в целях конфиденциальности).
Одна мама Елена задала вопрос: как ей быть с восьмиклассницей, которая без нее не может делать уроки.
Это выглядит так:
Приходит Вика из школы (благо, она в двух шагах от дома).
Пока мама еще в своем офисе, дочка ждет, когда ей обед разогреет бабушка и сядет вместе с ней за стол. Если бабушка ушла по делам (что бывает очень редко), полноценного обеда не будет — просто сделает наспех себе чай с бутербродом и пойдет смотреть, что показывают по телеку.
Приходит мама домой в 18 ч и начинается сущее мучение.
Уставшей маме даже некогда поесть, она скорее идет помогать Вике с уроками. Потому что если сейчас не сесть с ней, она так и будет в подвешенном состоянии. А время-то идет!
И вот:
- русский…
- геометрия…
- химия…
- литература…
- история…
Вот что задано на завтра. По каким-то предметам надо сделать небольшие письменные упражнения.
По каким-то выучить материал, а по каким-то — составить презентацию…
По идее, если обычному ученику, который приучен к самостоятельности, выполнять все это в среднем темпе — можно управиться примерно за 2,5-3 ч. Но у этой девочки все затягивается до глубокой полуночи.
Она разворачивет учебник. Решает задачи, уравнения…, где-то не понимает, застревает и бросает.
Мама пытается вернуть ее мысли к теме. Вика психует. Мама орет, не выдерживает, берется доделывать ее незаконченное упражнение. Снова объясняет. Девочка молча переписывает.
Устный предмет. Перед глазами Вики история. Пересказ параграфа… Она может хорошо рассказать, если мама будет задавать наводящие вопросы. И потом уже пересказать без этих подсказок.
Опять мама нужна.
Нужно сделать презентацию по химии о свойствах химического соединения и ответить на вопросы по параграфу. Вика уныло грызет ручку. Мама предлагает поискать в интернете. Дочка нехотя идет к компьютеру.
И..зависает.
Мама приходит и видит, что она смотрит какую-то развлекательную передачу вместо того, чтобы делать презентацию.
Снова взрыв гнева. Вика плачет. Мама хватается за валерьянку. Ибо глицин не помогает.
С горем пополам нужную презентацию нашли и скачали, изменив лишь фамилию и класс.
Непедагогично?
Да, но время бежит уже к 12 ночи.
Мама держится лишь за счет своего перфекционизма, который не дает ей возможности расслабиться и забить на уроки дочки. Все должно быть сделано. Написано. Выучено.
Но вот вроде все выполнили. На часах полпервого утра. Мама, погладив свои и дочкины вещи на завтра, идет в ванну, а дочка должна собрать свою школьную сумку.
Мама возвращается из ванны. Сумка дочки не собрана. Физкультурная форма комком валяется на столе.
А дочка … уже спит уставшим ангелом. Не помывшись и не почистив зубы.
Взрыв!
Полусонная восьмиклассница плетется в ванну. Потом обратно.
Утро… — ох, тяжко встать! Настроение ниже плинтуса.
И так изо дня в день.
Конечно, бывают счастливые деньки, когда маме удается побудить Вику быстрей сделать уроки. Или когда их не так много.
Итог. Мама чувствует, что не выдержит до 11 класса дочки. У нее зашкаливает давление. Возникает стойкое ощущение, что за какие-то грехи она вынуждена учиться по второму кругу. Несмотря на то, что была всегда отличницей и умницей в школе, радостью своим родителям.
—————
И вот ситуация перед вами. Я задам вам на размышление всего 2 вопроса.
1. У вас ребенок еще дошкольник. Как вы думаете, что следует сделать, чтобы подобная ситуация с ним не повторилась?
2. Как можно, на ваш взгляд, помочь маме и Вике?
Буду ждать ваших ответов в комментарии 🙂 Потом подытожим.
У меня сын в 6 классе. И его надо подталкивать делать уроки. Сам может сделать часть. Устные проверяю ответы на вопросы в параграфе. Но изо за него часто делаю дз. Сильная прокрастинация у него.
Уроки до 19 вечера, у меня не получаются. Работаю и есть младший ребенок, с ним на кружки хожу.
Да, прокрастинация у школьников встречается часто: большой объем домашек разной сложности, вгоняющий в ступор, ограниченное время, нехватка уверенности в своих силах и способностях.
Помогает деление на легкие и сложные дела — легкие делаем сразу и убираем из списка, чтобы сосредоточиться на сложных.
А одолеть сложные предметы хорошо помогает метод «ешьте слона по кусочкам».
Правда в сквозных темах, когда необходимы знания из предыдущей темы, чтобы понять следующую, помогает обычное повторение от простого к сложному.
Очень знакомая ситуация.Дочь и сын практически также делают.Мама нарисуй,мама я не умею…..Я говорю «Ты можешь,ты умеешь,ты рисуешь по-своему,я по-своему,у тебя получается лучше рисовать»Без меня они даже пообедать не могут,если я уйду из со стола ,то они начнут баловаться,кушать перестают,убегают в комнату…..Если родители часто что то делают за своих детей,то вот они такими и вырастают как эта девочка.
Мне кажется, ситуация очень далеко зашла. Это уже 8 класс. Понятно, что мама — перфекционист. А дочка на этом выезжает. И понятно, что организовала это мама. Но что делать сейчас?…. единственный вариант: договариваться с учителями, что ситуация изменится, чтобы они не удивлялись. Мама идти на психотерапию. Дочке ставить условие: уроки или сама, или никак. Ну и что в 22:00 все должны быть в постели. И в каком там состоянии школьная одежда, маму не волнует. Как аариает, купить немнущуюся. Как-то так
1. Перестать растворяться в ребенке и мнить себя его спасателем и защитником, постепенно передавать ответственность за его жизнь ему и вводить обязанности.
2. Маме — справиться со своим перфекционизмом, для этого проработать свои проблемы с мамой, что будет неимоверно сложно, так как они живут вместе, перестать считать дочь маленькой и беспомощной, передать ей ответственность, предоставить выбор и озвучить последствия, найти себе любимое занятие, чтобы перестать концентрироваться на дочери и лезть в её жизнь, расслабиться, потренировать смирение, разобраться в себе.
Дочке — подумать, что в жизни бывает всякое, и что не дай Бог, она может остаться одна, что она тогда будет делать?
Здравствуйте! Моя старшая дочь сейчас учится в 9-м классе и выполняет все домашние задания самостоятельно вот уже второй год, т.е. в 8-ом классе она уже сама заявила мне, что в моей помощи не нуждается и я вздохнула свободно от шк домашней работы. Но перед этим мне пришлось усиленно с ней заниматься три года 5-7 классы, т.е. научить ее готовить уроки, терпеливо и без крика с моей помощью. И соответственно к 9-ому классу уровень знаний и успеваемость повысились. Только уроки мы в основном делали до 19 часов вечера. Желаю мамочкам быть ближе к своим детям, школьные годы быстро летят, так и летят наша совместная жизнь с детьми. Они быстро вырастут и упорхнут из семейного гнездышка и пусть у них останутся в памяти самые приятные моменты проведенного с мамой, пусть даже это и подготовка домашнего задания!!!