Была у меня девочка 5 лет на приеме. Назовем ее Катя.
Миловидное личико, курносый носик, рыженькие волосы. Просто маленький ангел!
Но этот ангел не умел говорить четко и понятно.
В карточке стоит ЗРР (задержка речевого развития)…
Мы играли в развивающие игры, направленные на тренировку внимания, памяти и речи.
И я заметила одну особенность.
Она ждала, когда я сама сделаю за нее то или иное действие. Брала мою руку и тянула: мол, давай показывай. А я посмотрю.
На мое прямое предложение сделать самой она мотала головой и прятала ручки.
После беседы с мамой и бабушкой стало понятно, в чем причина.
Знаете, есть такой термин: «синдром выученной беспомощности«.
Это когда человек способен на определенное действие или поведение, но не в состоянии его выполнить самостоятельно. Он постоянно ждет помощи, подсказки, руководства,
подталкивания вперед.
А когда предоставляешь ему свободу действий — он теряется и замыкается в себе.
Я наблюдала, как мама взаимодействует со своей дочкой. Мама искренне считала, что дочка еще маленькая и ей во всем нужно опекать, помогать…
А уж тем более, когда в карточке значится гордое ЗРР.
Тогда я решила взять недельку на наблюдение. Перестала ей идти на поводу с подсказками действий.
Просто показывала. Объясняла, оживляла картинки рассказами, и…подталкивала ее руку к действию.
Первые 2-3 занятия она сидела молча. Смотрела.
на 4 занятии оживилась. Стала брать игровые элементы.
на 5 занятии начала медленно складывать картинки.
на 6, видимо, был откат. Капризничала и ныла: «Мама, сделай…»
Мама, предупрежденная мной, не кидалась на помощь, а ласково кивала головой: «Попробуй сама. Еще раз! У тебя получится»!
К концу цикла занятий я с улыбкой наблюдала, как Катя уверенно справляется с игровыми сюжетами. Да, над речью еще нужно работать (у логопеда). НО! Появилась инициатива у самой девочки. Характерный блеск в глазах, когда что-то удается после нескольких неудачных попыток!
А не амебообразное сидение на занятии, как было раньше.
К сожалению, я знаю и другую девочку. Она учится в 8 классе.
Тоже синдром выученной беспомощности.
Та же причина — излишняя опека родителями и непонимание ими закономерностей развития детской психики.
Есть в развитии ребенка хорошие и нужные периоды, когда он, как губка, впитывает всю информацию об окружающем мире. С интересом наблюдает за объектами и учится находить между ними взаимосвязи. Проявляет инициативу, самостоятельность.
Это — сенситивные периоды. У каждой психической функции есть свое время.
Если у Вас ребенок еще дошкольник — это замечательный период, когда еще можно что-то скорректировать в своем воспитании и обучении. Вовремя отпустить, дать возможность сделать самому (пусть и неуклюже, не идеально), но без родительской помощи.
Бывает сложно, но это важно переосмыслить. Чтобы потом не расхлебывать в старших классах «кошмар-ужас» на примере школьных домашек (расскажу позже).