• Контакты
  • Карта сайта
Мы в соцсетях:
deviantart
facebook
  • Главная
  • Обо мне
  • Бесплатно
    • Мамины уроки по детскому сну
    • Секретная формула от капризов ребенка
    • Что мешает стать спокойной мамой?
    • Едок-привереда
    • 7 причин детского нытья
    • Как проверить готовность ребенка к школе
    • 7 провальных фраз родителей
  • Курсы
    • Сладкий сон вашего ребенка
    • Укладывание ребенка: подводные камни
    • Как отселить подросшего ребенка в кровать
    • Как разобраться с капризами у ребенка?
    • Быстрые результаты в общении с ребенком.9 эффективных техник
    • Как преодолеть капризы у ребенка?
    • Железная выдержка: Как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются
    • Капризы и истерики у ребенка (книга)
    • Что делать с непослушными и упрямыми детьми?
    • Ах, кусочки, комочки
  • Консультация
  • Отзывы
  • Блог
  • Дзен

Сколько помощи нужно ребенку?

24 сентября, 2018
by Татьяна Егорова
выученная беспомощность, гиперопека ребенка, зона ближайшего развития, самостоятельность ребенка, я сам
2 комментария

Как правильно определять помощь для ребенка и где нужно остановиться, чтобы она не превратилась в гиперопеку?

Животрепещущий вопрос! ))

Он часто возникает перед любящими родителями по мере подрастания малыша. Каждый из нас хочет растить самодостаточных, развитых  деток, которые с малых лет приучены к самостоятельности.

Вот только в понятие «самостоятельность» мы можем вкладывать свое представление.

Одним кажется, что ребенок чуть ли не в 1,5-2 года уже обязан развлекать себя, играя один или с другом/братом/сестрой. Другие заботливо нависают над пяти-семилетним чадом во всех сферах его жизни, начиная с подъема с кроватки и заканчивая укладыванием на ночь.

Забота и гиперопека — как понять, где эта тонкая грань?

Как не впасть в душную опеку и не подрезать тем самым крылышки своему малышу?

Давайте разбираться. Начнем с самых основ.

Что умеет кроха в 1 месяц? В 6 месяцев? А в год? В 3…5…7 лет и т.д? Все эти знания, умения и навыки приходят соответственно возрасту для каждого ребенка с учетом плюс-минус его индивидуальных особенностей.

Л.С. Выготский в свое время рассказал о зоне ближайшего развития. Это открытие, можно сказать, перевернуло все понимание в психологии развития ребенка.

Он выделил 3 зоны:

1 зона — когда ребенок беспомощен и все за него делает мама или близкий ему взрослый.

2 зона шире первой,  ребенок что-то начинает делать сам, мама уступает ему эти действия и лишь помогает.

3 зона еще шире, охватывает понятие «Я САМ!» Ребенок в этой зоне может делать что-то самостоятельно без помощи мамы. А мама не вмешивается, предоставляя ему больше свободы.

Этих зон может быть много. Например,  ребенок сам держит чашку и пьет, не проливая. Он с этим навыком находится в 3 зоне. Но он еще одевается с маминой помощью. В этой сфере он находится во 2 зоне. И так по каждому навыку он может быть в разных зонах.

Самостоятельность в каких-то действиях, будь то игра, самообслуживание, общение с детками и т.д. на каждом возрастном этапе своя. Но и здесь можно выделить общие принципы, некую среднюю составляющую, что могут делать в том или ином возрасте большинство деток.

Суть в том, что родителям важно правильно понимать, что стоит, а чего не стоит ожидать от ребенка в том или ином возрасте и верно выстраивать свой подход к сыну или дочке.

Если углубиться в эту тему — получится отдельная большая книга.

Мамы часто беспокоятся и спрашивают врача/психолога, а нормально ли, что их ребенок еще не делает того или этого…

Или мучаются, пытаясь привить тот или иной навык, который еще недоступен для понимания и освоения данным ребенком. Потому что время не пришло.

Это интересно:  7 способов развить самостоятельность ребенка

Или потому что время было… упущено.

Никите 4 года. Всегда кормила мама или бабушка, в руки дать ложку или вилку — им просто терпения не хватало.  «Подрастет, научится!» — так думали… В садике спрашивают, почему он до сих пор не умеет пользоваться ложкой? Взрослые спохватываются, суют ему ложку, а интереса уже нет. Время познавательной активности в этой сфере упущено.

Трехлетняя Яна никуда не отпускает маму от себя. Маме нужно выходить из декрета, а у дочки жуткая истерика. До этого момента мама всегда была с ней, всячески развлекала, занималась, играла, не оставляя одну с самой собой поиграть. Дочка не знала, что такое посидеть с мишками-куклами-кубиками — всегда была мама, которая оживляла игрушки, выстраивала сюжет.

Синдром выученной беспомощности  все чаще встречается среди активных мам, всеми силами стремящихся развить свое чадо, попутно оберегая от трудностей и ошибок. Как ни странно, вместо того, чтобы ребенку стать еще более самостоятельным, он впадает в зависимость от руководящих действий взрослого. Ему не давали подумать, побыть в тишине, найти ответы на свои вопросы… все преподносилось в готовом виде.

Здесь вспоминаем первую зону ближайшего развития. Что там? Действий ребенка 0%. Действий мамы — 100%. Ну ладно, не все 100%, а скажем, 98-99%.

Что стоит показательное занятие одной мамы, которая из благих побуждений хочет привить сыну навыки красивого рисования. Только не смейтесь. Реальный случай. «Бери альбом, найди чистый лист. Сейчас мы с тобой будем рисовать травку и солнышко. Возьми вот этот желтый карандаш… Нет, не синий! Разве солнце бывает синим?!…. а травка должна быть вот такая, зеленая…» И маме невдомек, что ребенок, живя в высотном доме, на 17 этаже, однажды заметил на горизонте восхитительный закат, когда солнце тонуло в синевато-лиловой дымке и уходило за горизонт… Ну а травка — почему бы не пофантазировать? Она ведь не всегда бывает зеленой!

Так подрезаются крылья настоящему мыслительному процессу,  творческой душе, начинающей замечать тонкие детали, самостоятельному выбору вариантов… А ведь это просто рисунок.

Если прокрутить в памяти прошедший день, подумаем, сколько раз таким способом мы не дали ребенку возможность  действовать самостоятельно? Где поспешили вперед него?

Сколько раз пытались проделать за него то, что он, в принципе, уже начал делать сам?

Как часто оправдывали свои действия нехваткой времени, спешкой по важным делам, внутренним нетерпением и непринятием характера медлительного «созерцательно-мечтательного» ребенка?

А ведь без первого шага не бывает второго. Второй… и третьей зоны ближайшего развития.


Возникают ли трудности с этим вопросом у вас? Если да, поделитесь, пожалуйста, мыслями в комментарии.

 

Об авторе
Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.
Поделиться в комментариях
    2 комментария
    1. Лина at Ответить

      Здравствуйте, Татьяна!

      Спасибо за статью. Моей дочке 6,5 лет она много умеет делать самостоятельно, может быть даже слишком много. И ей часто хочется побыть маленькой: просит помочь почистить зубы, одеться, прибрать игрушки. И любит поваляться без дела на диване после ужина… Иногда мы сердимся за это на нее, иногда входим в ее положение. Часто вспоминаю себя в этом же возрасте, кода родителям некогда с тобой поиграть, помочь, потому что они на работе и их просто физически может не быть дома с утра до вечера… И только Бабушке, которая жила в другом городе и виделись редко, можно было сказать: одень меня пожалуйста , как- будто я маленькая…

    2. Мария at Ответить

      Спасибо за советы. Вроде и хочется, чтобы дети были самостоятельными, но иногда ловлю себя на мысли, что проявляю чрезмерную опеку. Наверное это нормальное состояние многих матерей.

    Оставить комментарий Отменить ответ

    *
    *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Я хочу найти…


    Секретная формула от капризов ребенка


    Хочу быть спокойной мамой


    Как проверить готовность ребенка к школе


    Записи в блоге по месяцам

    Рубрики

    Акции Бесплатные материалы Видео Внимание Возрастные кризисы Воспитание ребенка Дети до 1 года Детская агрессия Детские страхи Детский сад Детский юмор Жизнь и работа Зависимость от компьютера, телевизора, планшета Задать вопрос психологу Интервью Коррекционные упражнения Муж и жена Мы с дочкой Новости Память Питание ребенка Праздники Продукты Психологическая диагностика Развитие ребенка 0-1 г Реальные истории Ребенок и горшок Рецензии Речевое развитие ребенка Саморазвитие Самостоятельность ребенка Сон ребенка Управление эмоциями Школа

    Самое популярное

    • Как справиться с непослушным ребенком? - 156 244 просмотров
    • Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы - 128 992 просмотров
    • Ребенок боится других детей - 113 214 просмотров
    • Вы внимательны? Пройдите таблицы Шульте - 100 500 просмотров
    • Если ребенок не ест твердую пищу… - 92 238 просмотров

    Свежие комментарии

    • Татьяна Егорова к записи Ребенок залипает в гаджетах. Как предупредить и помочь?
    • Татьяна Егорова к записи Ребенок залипает в гаджетах. Как предупредить и помочь?
    • Татьяна Егорова к записи Tест «Рисунок человека»
    • Ирина к записи Tест «Рисунок человека»
    • Ирина к записи Tест «Рисунок человека»

    Мы на Фейсбуке, включайтесь!

    Мы ВКонтакте, присоединяйтесь!

    2010-2021 г. ИП Егорова Татьяна Евгеньевна. ОГРН 310715427300311 Все права защищены.
    Перепечатка материалов без согласия автора запрещена. Договор-оферта
    Соглашение об использовании персональных данных
    Политика безопасности платежей