Как правильно определять помощь для ребенка и где нужно остановиться, чтобы она не превратилась в гиперопеку?
Животрепещущий вопрос! ))
Он часто возникает перед любящими родителями по мере подрастания малыша. Каждый из нас хочет растить самодостаточных, развитых деток, которые с малых лет приучены к самостоятельности.
Вот только в понятие «самостоятельность» мы можем вкладывать свое представление.
Одним кажется, что ребенок чуть ли не в 1,5-2 года уже обязан развлекать себя, играя один или с другом/братом/сестрой. Другие заботливо нависают над пяти-семилетним чадом во всех сферах его жизни, начиная с подъема с кроватки и заканчивая укладыванием на ночь.
Забота и гиперопека — как понять, где эта тонкая грань?
Как не впасть в душную опеку и не подрезать тем самым крылышки своему малышу?
Давайте разбираться. Начнем с самых основ.
Что умеет кроха в 1 месяц? В 6 месяцев? А в год? В 3…5…7 лет и т.д? Все эти знания, умения и навыки приходят соответственно возрасту для каждого ребенка с учетом плюс-минус его индивидуальных особенностей.
Л.С. Выготский в свое время рассказал о зоне ближайшего развития. Это открытие, можно сказать, перевернуло все понимание в психологии развития ребенка.
Он выделил 3 зоны:
1 зона — когда ребенок беспомощен и все за него делает мама или близкий ему взрослый.
2 зона шире первой, ребенок что-то начинает делать сам, мама уступает ему эти действия и лишь помогает.
3 зона еще шире, охватывает понятие «Я САМ!» Ребенок в этой зоне может делать что-то самостоятельно без помощи мамы. А мама не вмешивается, предоставляя ему больше свободы.
Этих зон может быть много. Например, ребенок сам держит чашку и пьет, не проливая. Он с этим навыком находится в 3 зоне. Но он еще одевается с маминой помощью. В этой сфере он находится во 2 зоне. И так по каждому навыку он может быть в разных зонах.
Самостоятельность в каких-то действиях, будь то игра, самообслуживание, общение с детками и т.д. на каждом возрастном этапе своя. Но и здесь можно выделить общие принципы, некую среднюю составляющую, что могут делать в том или ином возрасте большинство деток.
Суть в том, что родителям важно правильно понимать, что стоит, а чего не стоит ожидать от ребенка в том или ином возрасте и верно выстраивать свой подход к сыну или дочке.
Если углубиться в эту тему — получится отдельная большая книга.
Мамы часто беспокоятся и спрашивают врача/психолога, а нормально ли, что их ребенок еще не делает того или этого…
Или мучаются, пытаясь привить тот или иной навык, который еще недоступен для понимания и освоения данным ребенком. Потому что время не пришло.
Или потому что время было… упущено.
Никите 4 года. Всегда кормила мама или бабушка, в руки дать ложку или вилку — им просто терпения не хватало. «Подрастет, научится!» — так думали… В садике спрашивают, почему он до сих пор не умеет пользоваться ложкой? Взрослые спохватываются, суют ему ложку, а интереса уже нет. Время познавательной активности в этой сфере упущено.
Трехлетняя Яна никуда не отпускает маму от себя. Маме нужно выходить из декрета, а у дочки жуткая истерика. До этого момента мама всегда была с ней, всячески развлекала, занималась, играла, не оставляя одну с самой собой поиграть. Дочка не знала, что такое посидеть с мишками-куклами-кубиками — всегда была мама, которая оживляла игрушки, выстраивала сюжет.
Синдром выученной беспомощности все чаще встречается среди активных мам, всеми силами стремящихся развить свое чадо, попутно оберегая от трудностей и ошибок. Как ни странно, вместо того, чтобы ребенку стать еще более самостоятельным, он впадает в зависимость от руководящих действий взрослого. Ему не давали подумать, побыть в тишине, найти ответы на свои вопросы… все преподносилось в готовом виде.
Здесь вспоминаем первую зону ближайшего развития. Что там? Действий ребенка 0%. Действий мамы — 100%. Ну ладно, не все 100%, а скажем, 98-99%.
Что стоит показательное занятие одной мамы, которая из благих побуждений хочет привить сыну навыки красивого рисования. Только не смейтесь. Реальный случай. «Бери альбом, найди чистый лист. Сейчас мы с тобой будем рисовать травку и солнышко. Возьми вот этот желтый карандаш… Нет, не синий! Разве солнце бывает синим?!…. а травка должна быть вот такая, зеленая…» И маме невдомек, что ребенок, живя в высотном доме, на 17 этаже, однажды заметил на горизонте восхитительный закат, когда солнце тонуло в синевато-лиловой дымке и уходило за горизонт… Ну а травка — почему бы не пофантазировать? Она ведь не всегда бывает зеленой!
Так подрезаются крылья настоящему мыслительному процессу, творческой душе, начинающей замечать тонкие детали, самостоятельному выбору вариантов… А ведь это просто рисунок.
Если прокрутить в памяти прошедший день, подумаем, сколько раз таким способом мы не дали ребенку возможность действовать самостоятельно? Где поспешили вперед него?
Сколько раз пытались проделать за него то, что он, в принципе, уже начал делать сам?
Как часто оправдывали свои действия нехваткой времени, спешкой по важным делам, внутренним нетерпением и непринятием характера медлительного «созерцательно-мечтательного» ребенка?
А ведь без первого шага не бывает второго. Второй… и третьей зоны ближайшего развития.
Возникают ли трудности с этим вопросом у вас? Если да, поделитесь, пожалуйста, мыслями в комментарии.
Спасибо за советы. Вроде и хочется, чтобы дети были самостоятельными, но иногда ловлю себя на мысли, что проявляю чрезмерную опеку. Наверное это нормальное состояние многих матерей.
Здравствуйте, Татьяна!
Спасибо за статью. Моей дочке 6,5 лет она много умеет делать самостоятельно, может быть даже слишком много. И ей часто хочется побыть маленькой: просит помочь почистить зубы, одеться, прибрать игрушки. И любит поваляться без дела на диване после ужина… Иногда мы сердимся за это на нее, иногда входим в ее положение. Часто вспоминаю себя в этом же возрасте, кода родителям некогда с тобой поиграть, помочь, потому что они на работе и их просто физически может не быть дома с утра до вечера… И только Бабушке, которая жила в другом городе и виделись редко, можно было сказать: одень меня пожалуйста , как- будто я маленькая…