Согласно определению, это индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в повышенном беспокойстве в самых различных житейских ситуациях, независимо от того, есть ли основание для этого чувства или нет.
Тревожный ребенок часто доставляет немало хлопот своим родителям дома и воспитателям в саду. Он не побежит сам к сверстникам поиграть, не захочет в детской компании увлеченно катать машинку или укладывать куклу, не согласится остаться один на короткое время, пока мама не сбегает в ближайший магазин.
На прогулках тревожный малыш будет жаться к маме, не выпуская ее руки.
Если приглядеться к нему – можно заметить беспокойство в глазах, скованность в движениях (мышечное напряжение), робость. Тревожного ребенка часто сопровождает раздражительность и плаксивость, он плохо спит, нередко видит кошмары во сне. Его не обходят и различные соматические болезни (головные боли, спазмы в желудке, затрудненное дыхание и т.п.). Родителям нередко стоит большого труда убеждать такого ребенка в необоснованности гложущего чувства – тревоги.
Факторы, приводящие к тревожности:
- ослабленное здоровье
- низкая самооценка
- неблагоприятный семейный климат
- повышенные требования к ребенку со стороны взрослых
- неверие родителей в успех своего чада
- отсутствие доверительных отношений в системе “родители-ребенок”
Если Вы замечаете в своем малыше подобные признаки, не оставляйте все как есть. Поскольку тревожность бывает разной, важно проверить, какая она – личностная или ситуативная. Личностная тревожность проявляется в повседневной жизни, она, в отличие от ситуативной, не зависит от текущих событий, предстоящих мероприятий или ожиданий и ее корректировать сложнее. Предлагаю оценить общую, т.е. личностную тревожность по известной методике. Итак…
Проверьте, тревожный ли Ваш малыш? (опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Теперь подсчитайте количество положительных ответов, чтобы получить общий балл тревожности.
Если Вы набрали 15-20 баллов – у ребенка высокая тревожность.
Получилось 7-14 баллов? Тревожность у Вашего ребенка — умеренная.
Ваш итог 1-6 баллов? Уровень тревожности — низкий.
Что делать, если у ребенка высокая тревожность? Как помочь ему снизить ее? Об этом читайте в следующем посте.