Сегодня делюсь ответом на вопрос мамы Наталии про мультики. Подозреваю, что он не дает покоя многим родителям 🙂
Наталия, здравствуйте.
Хороший вопрос у вас 🙂
Как объяснить — все зависит от того, на каком уровне построено ваше общение с дочкой и как вы решаете подобные проблемы, связанные с каким-то ограничением или исключением из практики какого-либо события в ее жизни.
Любое ограничение должно быть обоснованным. Оно не вводится только потому, что «надо срочно что-то делать», «мама в плохом настроении», или «вожжа попала под хвост» папе.
Его нужно продумать и учесть внутрисемейные отношения. Включая и папу, и др. родственников, проживающих рядом (если есть).
Почему?
Просто потому, что они могут повлиять на ваши принятые решения относительно дочки, т.е. помешать вам нечаянно или нарочно опровергнуть (например, вы запретили, папа разрешил), да еще и в присутствии ребенка. После этого авторитет ваш, сами понимаете, вряд ли укрепится.
Итак…
Если отношения у вас с дочкой достаточно теплые, вы с ней хорошо проводите время вдвоем и умеете организовывать ее жизнь так, чтобы не оставалось места скуке и ничегонеделанью — вы легко найдете, что ей сказать или предложить взамен. Например, в этом случае можно просто сказать: «У нас мультик закончился, пошли с тобой поиграем в…!» И ребенок, увлеченный новым, да еще и вместе с мамой, справится со своим желанием «посмотреть еще разок» достаточно быстро.
Для дальнейшей стратегии, чтобы остаться последовательной, вам нужно определиться, на какой срок хотите исключить и не томить ребенка напрасными ожиданиями или же не провоцировать ее на соблазны и лишние капризы. Например такие варианты:
- Если решили совсем исключить: «Дочка, этот мультик больше у нас не показывается» (убираем доступ).
- Если хотите на время исключить, пока не подрастет, можно сказать, что «мультик пошел к старшим деткам. Когда ты подрастешь, он и к тебе придет» (убираем доступ до определенного возраста).
- Если хотите ограничить на несколько дней — вводите правило, например: «Мультик к нам будет приходить по субботам, с 11 до 12 часов».
И после этого остаетесь последовательными. Первое время могут быть капризы («психологическая ломка»), но при вашей твердости выбранной позиции и мудрой организации ее дня, все наладится.
Другой случай, когда нет контакта с ребенком — здесь что бы вы не вводили, какие-то правила и ограничения — они не принесут успеха, если нет доверия родителю. Поэтому проанализируйте этот момент и начните менять свой стиль общения с дочкой, если обнаружились в этом проблемы.
Еще в дополнение можно посмотреть эту тему, я когда-то отвечала на вопрос: «Ребенок расстраивается от мультиков» (там ситуация иная, но почитать вам будет полезно).
И последний момент (просто акцентирую внимание): если что-то убираете у ребенка, обязательно дайте ему взамен другое, не менее интересное, но с учетом его возраста и общего развития.
Сосуд должен быть полным. Интересными делами и полезными для ума и души 🙂
Сыну почти 4 года. Подсел на мультики,как на наркотик! Когда родился второй,также включали ему,пока младший спит. Он даже понял,что нужно делать,чтоб ему еще включили- надо как можно громче шуметь,кричать,кидать игрушки.. бабушки ему точно включат. Но спокойней он после них не становился,было только хуже. Особенно плохо было после Щенячего патруль и Чудо машинок. Замечала не я одна. Я решила действовать методом наказания. Уже понимает. За плохое такое поведение он наоборот не смотрит мультики. «Ломка» была неделю. Я исключила их полностью. Зато он стал спокойней,уравновешенный. Самостоятельно играть стал(до этого просто ходил пинал игрушки,ничем не интересовался). Проблема осталась в бабушкам,у них в гостях он по прежнему смотрит мультфильмы. И дом ему кажется катодной после них.
Когда моя дочка примерно в 2 года начала копировать Машу из мультика, я просто выразила свое мнение, что так делать некрасиво, смотрела мультик вместе с дочкой и объясняла, что когда Маша так себя ведет, Мишке плохо, Мишка бедный, жалела медведя, а потом как-то еще разок сказала Лизе, что если она будет вести себя как Маша, то этот мультик мы больше не будем смотреть, сделала небольшую паузу и после этого дочка больше не копировала Машу. Этот мультик, наоборот, повод на примере Маши объяснить, почему так вести себя нельзя.
У нас была похожая ситуация. Когда сыну было чуть меньше 2 лет, родилась младшая дочка. И единственный способ его занять на время кормления были мультфильмы, и в том числе Маша. Нам тоже не очень понравилось это копирование нашим сыном Машиных выходок. И мы «отправили» Машу в отпуск. Сын уже понимал значение этого слова. Куда она улетела я уже не помню, но отправили мы её надолго. В качестве замещения купили пару книжек про Машу и медведя. Сын с удовольствием их слушал. Разумеется с нашими ремарками и пояснениями. Мы останавливались и обсуждали, что хорошо Маша сделала, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Такой формат знакомства с этой героиней оказался очень даже полезным. И дочь впоследствии познакомилась с Машей из книг, и увидев впервые мультик где-то в гостях, дала уже адекватную оценку поведения этой героини.
Татьяна — да, очень хороший вариант решения проблемы у вас получился! Спасибо, что рассказали нам! 🙂